Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:10, контрольная работа
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).
Введение…………………………………………………………………..5
1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………..……9
2. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ…………………………………………………………………………....….14
3. Экспортный контроль………………………………………………...23
4. Система валютного контроля…………………………………..……33
5. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции…………………………………………………………..….………….44
Практическая часть……………………………………………….……………47
Заключение……………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………………..……54
Валютные
операции охватывают операции, связанные
с: переходом права собственности
на валютные ценности; использованием
в качестве средства платежа иностранной
валюты, а также рубля при
Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций; переводы средств неторгового характера, охватывая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств и другие аналогичные операции; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней16.
К валютным операциям, имеющим отношение к движению капитала, относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями17.
Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.
Общее руководство валютной политикой осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации, которые принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны. Конкретные направления валютной политики определяет Валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.
Главным
исполнительным органом валютного
регулирования является Центральный
банк России, а конкретным исполнителями
- уполномоченные коммерческие банки,
предприятия организации и
Уполномоченные банки осуществляют валютные операции в соответствии с лицензией и контроль за соблюдением клиентами валютного законодательства и представлением ими отчетности о проводимых операциях
Валютное регулирование включает порядок владения пользования, пользования и распоряжения валютными ценностями. Валютные ценности на территории Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Право собственности на валютные ценности на территории Российской Федерации гарантируется и защищается государством наряду с другими объектами собственности. Валютные средства резидентов должны иметь легальное происхождение. Источниками их являются: валютная выручка от внешнеэкономической деятельности; взносы в уставный капитал; валютные кредиты от уполномоченных банков и финансовых учреждений и других иностранных юридических лиц; валюта приобретенная на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки; благотворительные фонды. Валютные средства предприятий и организаций хранятся на валютных счетах и во вкладах в уполномоченных банках и используются ими самостоятельно. Предприятия и организации в праве объединять свои валютные средства на добровольной основе для решения общих задач. Российские и иностранные граждане могут иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в Российскую Федерацию из-за границы, полученные или приобретенные на территории Российской Федерации в законном порядке, хранить на счетах или вкладах в уполномоченных банках и использовать для целей, не запрещенных законом.
Порядок
осуществления валютных операций юридическими
лицами-резидентами следующий. Юридические
лица-резиденты могут
Юридические лица могут хранить средства в иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных банках. Условия такого хранения устанавливаются Центральным банком России. Юридические лица-резиденты, имеющие валютные счета за границей, обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об операциям по этим счетам.
Порядок осуществления валютных операций гражданами-резидентами следующий: ввоз, перевод, пересылка из-за границы в Россию иностранной валюты и иных валютных ценностей гражданами-резидентами с соблюдением таможенных правил не ограничиваются; средства граждан-резидентов в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках; средства в иностранной валюте, включая находящиеся на счетах граждан-резидентов в уполномоченных банках, могут быть проданы ими за рубли уполномоченному банку, переведены, а также перевезены или переведены из России с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу; допускается на период пребывания граждан-резидентов за границей открытие ими валютных счетов и вкладов в иностранной валюте за границей.
Сделки с валютными ценностями между гражданами-резидентами, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами на территории Российской Федерации запрещены, за исключением случаев: купли-продажи валютных средств гражданами-резидентами на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки; передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные цели; дарения валюты супругу и близким родственникам; завещания валютных ценностей и получения их по праву наследования; приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством. Вывоз гражданами-резидентами иностранной валюты и других валютных ценностей допускается при соблюдении требований таможенного законодательства. Порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем. Нерезиденты могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании. Средства нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки за границу. Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе по куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки. Средства нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.
Контроль за правомерностью валютных операций производится Центральным банком России и Федеральной службой валютного и экспортного контроля. Уполномоченные банки осуществляют также валютный контроль в пределах своей компетенции. Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Россию и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим операциям обязаны совершать также органы Федеральной Налоговой службы России. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении операций с валютными ценностями.
Основными направлениями контроля является проверка: соответствия проводимых операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений; выполнения резидентами обязательств по продаже валюты государству; особенности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета, отчетности и документации по валютным операциям.
В
случае нарушения предприятиями, банковскими
и иными финансовыми
В мире существуют 3 основных режима валютного курса:
В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса центральный банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным курсом может служить аргентинское песо.
В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется "чистым" плаванием. Если же центральный банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.
Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные курсы являются свободно плавающими (хотя центральные банки продолжают на валютных рынках и регулировать движение валютных курсов).
По
мнению известного западного экономиста
П. Кругмана, "неконтролируемый рынок
не может использовать всю имеющуюся
информацию и, таким образом, устанавливает
валютный курс на экономически неверном
уровне; так как это может
Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.
Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:
Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики:
· он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ в международной конкурентной борьбе;
· он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей валюты;
· при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.
Информация о работе Особенности реформ управления и регулирования ВЭД в России