Особенности реформ управления и регулирования ВЭД в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………..5
1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………..……9
2. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ…………………………………………………………………………....….14
3. Экспортный контроль………………………………………………...23
4. Система валютного контроля…………………………………..……33
5. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции…………………………………………………………..….………….44
Практическая часть……………………………………………….……………47
Заключение……………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………………..……54

Работа содержит 1 файл

вэд ва.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а так же передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и , как правило, высоким ценам.

     Снижение  налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов  с фирм, компаний в зависимости  от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

     Кредитование  экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные  банки предоставлением кредитов среднесрочных (до5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

     Внешнее кредитование нацелено на выделение  кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков  экспортной продукции. Государство  производит субсидирование из бюджета  как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

     Страхование экспорта. Оно имеет два направления  внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование  осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство. Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные переговоры, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

     Страхование экспортных операций в странах с  рыночной экономикой осуществляют государственные  организации, а так же фирмы и  корпорации, получающие дотации из бюджета. Страховые государственные организации, как правило, обеспечивают 80-90% суммы сделки по ставкам значительно более низким, чем частные страховые фирмы.

     Дополнительно к административным и экономическим  методам регулирования и управления ВЭД в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических материалов, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

     Формы стимулирования и поощрения экспорта или финансовые методы торговой политики, к коим относятся:

     Субсидии - это денежная выплата направленная на поддержку национальных производителей и косвенная дискриминацию импорта.

     По  характеру выплат они делятся  на: прямые и косвенные.

     Косвенные - это скрытое датирование экспортеров  через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, возврат импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных.

     Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

     Кредитование - это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

     Демпинг - этот метод заключается в продвижении  товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в этих странах.

     Технические барьеры - это скрытый метод торговой политики возникшие в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены  так чтобы препятствовать ввозу  товара из-за рубежа.

     Экспорт и импорт обычно лицензируются. Лицензирование - регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт  или импорт товара в установленных  количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная.

     Разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом госуправления  конкретной фирме на осуществление  одной внешнеторговой сделки.

     Генеральная - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течении года без ограничений количества сделок.

     Практически все промышленно развитые страны имеют этот нетарифный метод13. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. 

     Квоты - это предельные объемы определенных товаров, которые разрешено импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение определенного срока.

     Квоты бывают:

  • · индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;
  • · групповыми, устанавливающие объем ввоза(вывоза) в определенную группу стран;
  • · глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.
  • · экспортные, вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями устанавливающие долю каждой страны, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров дефицитного на внутреннем рынке. Экспортные квоты могут обеспечивать отечественным производителям достаточные запасы товаров по низким ценам, также экспортные квоты могут быть использованы для предупреждения использования природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт данных видов тарифа.
  • · импортные квоты - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей; для достижения сбалансированности торгового баланса, регулирование спроса и предложения на внутренем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств.

     Обычно  политика импортных квот легче поддается  административному управлению, чем  тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте.

     Квотирование  экспорта товаров вводится при необходимости  защиты государственных интересов  на товары, проводимые в Российской Федерации, для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел14. Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых товаров.

     Специфическим типом квотирования, который полностью  запрещает торговлю называется эмбарго. Оно может вводиться в отношения импорта или экспорта определенного вида товаров поставленных в конкретные страны или в отношении всех товаров поставленых в определенные страны, хотя эмбарго вводится в политических целях последствия могут быть экономическими.

 

      4. Система валютного контроля.  

     Устойчивость  и сила национальной валюты- ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и  экономического роста. Соответственно, при стабильных валютных курсах повышается защищенность субъектов ВЭД и  их уверенность. Внешнеэкономическая деятельность оживает и развивается более быстрыми темпами. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания внешней торговли, экономики и общества вообще. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено "рыночным силам".

     Валютное  регулирование - одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в  целях защиты национальных интересов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

     Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

     Усиление  контроля со стороны государства  проявилось во введении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок.

     Международные расчеты - это система организации  и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим  при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран.

     Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

     Правовой  основой расчетных отношений  являются международные договоры и  нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называются.

     Под валютой России подразумеваются  как собственно валюта Российской Федерации, так и платежные документы  и другие ценные бумаги, выраженные в российской валюте. Под иностранной  валютой подразумевается как  собственно иностранная валюта, так и монетарные металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте.

     Во  внешнеэкономической деятельности могут быть использованы следующие  формы международных расчетов: наличный расчет, оплата в кредит, вексель  чек, банковский перевод, расчет по открытому счету, аккредитивы и инкассо15.

     Валютное  регулирование включает порядок  проведения валютных операций, формирования резервных фондов, валютный контроль; здесь действует российское законодательство о валютном регулировании и контроле. Порядок осуществления валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах Российской Федерации регулируется положениями, утвержденными Центральным банком России. Операции на валютном рынке могут проводиться лишь через уполномоченные банки и по рыночному курсу рубля к валютам. Субъекты валютных отношений подразделяются на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся: российские и иностранные граждане и лица без гражданства имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за границей; юридические лица с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированные в ней, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций; российские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы резидентов за границей.

     Нерезидентами считаются: иностранные и российские граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство за границей, в том числе временно находящиеся на территории Российской Федерации; юридические лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе с участием российских предприятий и организаций; находящиеся на территории Российской Федерации иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства, международные организации пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы нерезидентов.

Информация о работе Особенности реформ управления и регулирования ВЭД в России