Особенности развития экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Особенности экономики Китая - это достаточно актуальная тема в наши дни, так как уже около тридцати лет во всем цивилизованном мире вызывают неподдельный интерес экономические преобразования, происходящие именно в Китае. Постоянно растущее внимание к этой стране отнюдь не случайно. Являясь одним из старейших государств, Китай впервые за время своего существования достиг значительных результатов в реальном экономическом секторе. Специалисты, исходя из ряда характерных признаков, отмечают, что страна и дальше будет развиваться нарастающими темпами.

Работа содержит 1 файл

Особенности экономики Кита1.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

     На  самом деле особой сенсации здесь нет. Конечно, рост экономики КНР на фоне рецессии или более чем умеренного роста, который демонстрируют другие ведущие экономики, впечатляет и говорит о том, что кризис фактически обошел КНР стороной, а то и пошел ему на пользу - он помог Китаю справиться с избыточным ростом ВВП. Однако мнения о том, что Китай догонит США именно в середине 20-х годов, высказывались и ранее. Таких прогнозов, в частности, придерживались японские экономисты. Новость только в том, что теперь реальность этого признали и в США. Прежде консервативные круги этой страны уповали на то, что в середине 2010-х китайский рост будет надорван какой-то системной проблемой, перестанет быть локомотивом роста и Азия в целом, поскольку погрузится во "внутренние разборки".

   Существует мнение, что значительный вред мировой экономике может нанести избыточное производство в Китае, поскольку оно ведет к конфликтам в торговой сфере и повышает риск увеличения "плохих" кредитов, полагают эксперты Торговой палаты Европейского союза, сообщает "Финмаркет" со ссылкой на агентство Bloomberg. План поддержки экономики КНР объемом 4 трлн. юаней (586 млрд. долларов) усугубляет ситуацию с перепроизводством, особенно в сфере выпуска стали, алюминия, цемента и химической продукции, а также в ряде других секторов, свидетельствуют данные, подготовленные Торговой палатой и компанией Roland Berger Strategy Consultants.

      Экономика страны растет в  этом году благодаря государственным  мерам стимулирования и кредитному  буму. Китай увеличивает производственные мощности, в то время как глобальный спрос только начинает восстанавливаться после финансового кризиса. Такая ситуация повышает риск разрастания конфликтов в торговле, что может подорвать отношения в этой сфере, кроме того, они усиливают и без того достаточно серьезную угрозу роста объема "плохих" кредитов в КНР, говорится в отчете европейской Торговой палаты.

     Эксперты  отмечают, что на фоне реализации  в КНР госпрограммы стимулирования  экономики отмечался приток кредитов  в достаточно сомнительные проекты. Глобальные последствия для экономики уже чувствуются в связи с растущими торговыми противоречиями. 

  Торговая  палата ЕС рекомендовала Китаю 30 мер  по преодолению избыточного производства, среди которых постепенное укрепление юаня, уменьшение субсидий для китайских производителей, сокращение субсидий на оплату энергоносителей, а также повышение процентных ставок для ослабления доступности кредитов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка  эффективности китайской  модели экономики 

  На первый взгляд Китай развивается успешно и последовательно. Тем не менее, вполне резонно встает вопрос: а так ли на самом деле эффективна модель развития Китая? Может ли быть подлинная рыночная демократия в условиях коммунистического правления? Связаны ли надежды на процветание страны с массированным притоком иностранных инвестиций?

  Главной проблемой экономики КНР, впрочем, как и любой другой, где доминирует государственный сектор, является неэффективность  государственных предприятий. Столь высоким темпам своего роста Китай обязан не в последнюю очередь частному сектору, как собственному, так и созданному на базе иностранных инвестиций. Частный сектор постепенно превращается в доминирующий по своему экономическому потенциалу, на него приходится (по разным оценкам) от 43,5 до 53% всей экономики страны. Можно утверждать, что частная собственность превалирует, если рассматривать совместные предприятия и коммуны как частные предприятия, вместе с семейной собственностью. Но такое заключение ошибочно, т. к. государство является держателем контрольного пакета акций в большинстве совместных предприятий и фактически контролирует коммуны и природные ресурсы.

  Китайская компартия является институтом государственной  власти, регламентирующим всю жизнь  общества. Она не только верховный директивный орган, но и единственный источник авторитарного закона, который превалирует над всеми коммерческими и личными правами. Только компартия определяет законность социалистических рыночных институтов. Совместные предприятия, либеральный надзор государства, единоначалие в управлении предприятиями, контроль крестьян над их земельными наделами, либерализация цен и расширенная легализация частного обмена являются конкретными институциональными аспектами механизмов авторитарного невмешательства государства в экономику, одобренными компартией.

  Суверенное  правление коммунистической партии не отменило основополагающие законы стремления к максимизации полезности и прибыли. Однако оно изменило некоторые  основные аспекты этих законов. Китайские  потребители формируют определенные потребности. Их спрос обратно пропорционален цене, с учетом бюджетных ограничений. Ассортимент товаров, которые они покупают, зависит от соответствующих цен. Обычно потребители последовательны в своем выборе и стараются избежать переплаты. Но их выбор ограничивается запретами на товары и имущество, предоставлением доступа к рынку привилегированным лицам,  контролем государства над производством и над импортом.

  Законы  предложения также действуют  с аналогичными ограничениями. Население и управляющие знают, что они могут повысить свое благосостояние, торгуя с другими лицами, учреждая предприятия и арендуя факторы производства, экономя расходы, обновляя и улучшая технологию, получая и давая ссуды, рекламируя и сбывая свои товары. Они понимают, каковы достоинства умелого управления и планирования.  Но их инициатива сковывается компартией. Предложение рабочей силы лишь в ничтожной степени зависит от оплаты труда и в гораздо большей степени — от государственной дисциплины. Все устремления предпринимателей, инновации и модернизация должны приводиться в соответствие с указаниями партии.

   Китайские  государственные механизмы и  социалистические/ конфуцианские обязательства  со стороны бюрократии сокращают  и искажают эффективность механизмов настройки по Вальрасу, Маршаллу и Кейнсу.

  Коммунистическое  управление ослабляет действие механизма  по Вальрасу, т. к. из-за неумелого руководства, регламентирующих запретов и коррупции  цены на факторы производства и продукцию не могут выступать в качестве регулятора, позволяющего оптимально перераспределить рабочую силу и иные необходимые ресурсы для использования в других отраслях, в то время как излишки продукции не могут быстро реализовываться из-за фиксированных цен и других мер, характерных для сговора.

  Также искажен  и механизм настройки по Маршаллу, который зависит от максимизации прибыли в ответ на изменение  цен на факторы производства и  продукцию для достижения равновесия, поскольку «деловые агенты» подчиняют  максимизацию прибыли другим целям, а компартия нарушает рыночное равновесие своими директивами, устанавливая фиксированные цены, заработную плату и обменный курс, а также жесткий контроль над иностранным капиталом. Китайские фирмы способны реагировать на внешний спрос, и на самом деле это и происходит, но предложение не соответствует равновесию, достигаемому путем максимизации полезности, из-за государственного руководства под эгидой партии и коррупции.

  Коммунизм также искажает механизм настройки  по Кейнсу, ослабляя или усиливая мультипликатор дохода при недостаточной или чрезмерной занятости населения.

  Такая практика иногда дает неплохие временные результаты, однако, она подрывает финансовую стабильность нации и укрепляет неэффективные механизмы, препятствующие развитию конкуренции, которые постепенно ослабляют жизнеспособность системы. Создана подчиненная партии и государству, характеризующаяся макроэкономическим непостоянством, коррумпированная экономическая система. До тех пор, пока партийная элита, «деловые агенты», иностранные инвесторы, мелкие собственники, рабочие и крестьяне удовлетворены существующим положением вещей, такая модель может продолжать обеспечивать высокие темпы роста и разные уровни благосостояния в течение многих лет, а может быть, и десятилетий. Китайских руководителей тревожит перспектива утраты своей политической власти и опасность заразиться российской болезнью. Они знают, что при неограниченном свободном предпринимательстве коммунистическая партия будет лишена права на ее авангардную роль и что, если приватизация превратится в безумную схватку за богатство, это может привести к гипердепрессии в экономике и политическому хаосу. Существует мнение, что такая модель экономического развития обеспечивает  временную институциональную стратегию для одновременного существования государственного контроля и рынка, Китай вскоре будет вынужден принять решение о переходе к западной рыночной модели или установлении строгого контроля над деятельностью своих «деловых агентов» и предпринимателей.

  Одновременно  трансформировалась сама власть. За эти годы изменился характер и личный состав партийно-государственных органов: поколение революционеров, искренне веривших в идеалы социализма и отдавших все свои силы строительству нового общества, в основной своей массе сошло с политической арены. Им на смену пришли целеустремленные прагматики- предприниматели. Немалая их часть стала активно  использовать свои партийно-государственные должности для личного обогащения и образования первоначального капитала. Постепенное разгосударствление предприятий и растущая напряженность на рынке труда создали питательную среду для активной предпринимательской деятельности чиновничества. Постепенно развернулся процесс тайной приватизации государственной "коллективной"   собственности.   Обследование банковских депозитов Народным банком Китая уже в 1999 г. выявило существование на счетах частных лиц 1 млрд. юаней кредитных средств, выданных государственным предприятиям.

  Огромных  масштабов достигло разрушение окружающей среды. Экономический ущерб, нанесенный окружающей среде, достиг 511.8 млрд. юаней, то есть 3.05% ВВП, а прямые расходы на его устранение прогнозируются в 287.4 млрд. юаней, или 1.8% ВВП. По предварительным расчетам, при нынешнем технологическом уровне осуществление работ по ликвидации всех загрязняющих веществ потребует разовых прямых инвестиций равных 6.8% ВВП. Это означает, что для обеспечения такого объема инвестиций необходимы средства, равные половине стоимости продукции, создаваемой в сельском хозяйстве страны, в котором трудится каждый второй занятый китаец.

  Специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) считают, что экономика Китая сильно переоценена. Бурный экономический рост за три последних десятилетия так и не создал в стране прочного внутреннего рынка. Зависимость китайской промышленности от внешнего сбыта настолько велика, что делает национальное хозяйство КНР крайне уязвимым перед глобальным кризисом. И действительно: внешняя торговля превратилась в мощный двигатель экономики. Объем экспорта и импорта составил в 2005 году около 64% ВВП.

  Можно задаться вопросом: «Не грозит ли Китаю судьба СССР?»

Разница между  Китаем и СССР состоит в том, что  советские граждане уже в 70-х годах  начали рассматривать коммунистических лидеров как коррумпированных и  некомпетентных. Советская система обеспечила наибольшие экономические и технологические успехи, равно как и определенное благосостояние с момента окончания Второй мировой войны до конца 60-х годов. Но с начала 70-х она перестала расти и повышать уровень жизни. Если не считать военный и энергетический сектора экономики, система перестала работать, и большинство граждан постепенно отворачивались от нее. Рост цен на нефть в 1973, 1979, а затем в 1983 годах позволил системе выжить, но их падение с начала 1986 года означало приговор. Китай не может решить свои социальные проблемы, выкачивая и экспортируя нефть, газ и иные природные богатства, как это делал СССР и в значительной степени продолжает делать Россия. Главный ресурс Китая – это люди, которые должны получить лучшее образование и стать передовыми в науке и технологии, и китайские лидеры осознают это. Китайские исследователи, экономисты и политики говорят о том, что в ближайшие годы Китай будет полностью занят домашними проблемами, в том числе серьезным демографическим вызовом.

   Китайская модель экономики нуждается в  некоторых изменениях:

  • более активном применении рыночных механизмов во всех сферах деятельности;
  • отказ государства от своей монополии в ряде ведущих секторов экономики, которые способен эффективно развивать частный сектор;
  • внесение корректив во внешнеэкономическую политику (поддержание благопритных торгово-экономических отношений с основными торговыми партнерами из стран Запада, переход к определению курса юаня на основе рыночных методов);
  • преодолении региональных диспропорций развития; .
  • применении принципов устойчивого развития экономики с учетом экологических последствий продолжающегося экономического роста;
  • демократизация политической жизни общества.

  Заключение

 

  Из-за многогранности и сложности концепции строительства  социализма с китайской спецификой, недостатка достоверной информации и поверхностного знакомства с реалиями китайской действительности, как  и в целом - с историей Китая, очень сложно утверждать достоверность и точность той или иной точки зрения в отношении развития рыночной экономики в данной стране.

  В мировой  прессе о сегодняшнем Китае часто  говорят как о ''главном феномене" и одновременно "великом неизвестном" XXI в. Действительно, его значительные успехи, достигнутые за четверть века после оглушительных провалов, являются впечатляющим международным событием на рубеже XX и XXI вв. В нашей стране Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени удачно проводящая рыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития.

  Высокая оценка сопровождается многочисленными  разноречивыми размышлениями о  причинах и существе принятых в Китае  мер, сделавших возможным такое  развитие. По-видимому, горячее обсуждение экономического возвышения Китая далеко от завершения. Обилие же точек зрения, появившихся в ходе этого обсуждения, поистине позволяет с полным основанием называть Китай "великим неизвестным" XXI в.

   Прогнозируется, что китайская экономика, несмотря на возникшие проблемы как внутри страны, так и за рубежом, по-прежнему будет сохранять высокие устойчивые темпы роста ВВП - в среднем не менее 8% в год.

   Китай взял курс на экономию энергоресурсов и поиски новых месторождений энергоносителей, а также наращивание строительства АЭС и использование нетрадиционных видов энергоносителей - метана угольных пластов, солнечной и ветровой энергии.

Информация о работе Особенности развития экономики страны