Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа
Особенности экономики Китая - это достаточно актуальная тема в наши дни, так как уже около тридцати лет во всем цивилизованном мире вызывают неподдельный интерес экономические преобразования, происходящие именно в Китае. Постоянно растущее внимание к этой стране отнюдь не случайно. Являясь одним из старейших государств, Китай впервые за время своего существования достиг значительных результатов в реальном экономическом секторе. Специалисты, исходя из ряда характерных признаков, отмечают, что страна и дальше будет развиваться нарастающими темпами.
Все более настоятельно выявлялась задача: развернуть реформу в городской экономике, прежде всего в промышленности.
80-е годы совпали по времени с реализацией в КНР шестого (1981-1985 гг.) и седьмого (1986-1990 гг.) пятилетних планов. По существу это были первые (после первой пятилетки) полноценные перспективные планы социально-экономического развития.
Утверждение
шестого пятилетнего плана
Политика урегулирования включала в себя:
- снижение
темпов роста промышленного
- устранение
диспропорций в экономике,
- активное внедрение в систему управления хозяйством экономических методов;
- улучшение работы предприятий на основе внедрения рациональных методов управления и хозяйственного расчета;
- освоение
новых видов продукции,
Практически по всем основным показателям задания пятилетки были перевыполнены. Среднегодовой прирост национального дохода вместо планировавшихся 4% составил 9,7%, валовой продукции промышленности - 10,8 (вместо 4%), сельского хозяйства -11,7 вместо 4%. На 13% увеличился внешнеторговый оборот при плане 8,7%. В результате во всех отраслях экономики КНР произошел рост.
К концу шестой пятилетки стали определяться причины, которые все сильнее осложняли экономическую обстановку в стране. Быстрый темп роста в обрабатывающей промышленности сочетался с отставанием роста топливно-сырьевого комплекса и слабым воздействием НТП. Таковы были предпосылки седьмой пятилетки (1986-1990 гг.), государственный план которой утвержден на 4-й сессии ВСНП 6-го созыва.
Акцент
делался на оживление деятельности
крупных и средних
В сельском хозяйстве дела начали поправляться. В 1987 г. продукция этой отрасли выросла по сравнению с предыдущим на 4,7%, что обусловливалось повышением закупочных цен на сельхозпродукты и увеличением различных форм государственной поддержки деревни (прямые инвестиции, льготные цены на сельхозинвентарь, химические удобрения). Со временем в деятельности сельской индустрии стали проявляться негативные моменты, побудившие к принятию решений по сдерживанию этого процесса. Из-за слабой технической базы и профессиональной отсталости работников эти предприятия оказались излишне расточительны в расходовании энергии и сырья. Продукция не соответствовала даже умеренным стандартам. Поток некачественной продукции хлынул в соседние страны, в основном в СССР и позднее в Россию. Началось упорядочение деятельности сельских предприятий, был усилен финансовый контроль, урезаны кредиты. К концу 80-х годов насчитывалось 18,5 млн таких предприятий, на которых работало 93 млн человек. В 1989 г. путем урегулирования удалось снизить их число на 220 тыс.
Точную характеристику экономической ситуации, сложившейся за два года пятилетки, дал премьер Ли Пэн на 1-й сессии ВСНП 7-го созыва в марте 1988 г.: "Чрезмерная эмиссия денег, завышенные масштабы капитального строительства, высокие темпы потребления, превышение совокупного спроса над совокупным предложением, самовольное повышение цен некоторыми государственными промышленными и торговыми предприятиями, которые пользуются своим монопольным положением, слабым регулированием рыночных цен, махинациями спекулянтов".
Рост национального дохода в 1986 и 1987 гг. составил (по сравнению с предшествующими годами), соответственно, 9,7 и 10%, промышленного производства на 11,7 и 17,7%. На официальном уровне в этих цифрах еще не усматривалась опасность перегрева экономики. Наблюдалось превышение роста доходов населения над темпами роста общественного производства. В 1987 г. прирост заработной платы составил 16,4%, тогда как ВНП - 10,6%. В 1988 г. зарплата увеличилась на 22,1%, а производительность труда - лишь на 4,3%. Возник разрыв между общественным спросом и предложением. Спрос равнялся 870 млрд юаней, что на 80 млрд юаней превышало предложение.
Опасность вызывал рост цен. Официально зарегистрированное повышение цен в 1988 г. составило 18,5%, причем на потребительские товары цены выросли на 20,7%. В городах начались паническая скупка товаров и изъятие денег из банков. Инфляция сводила на нет денежные доходы населения. Ее характеризует и эмиссия денежных средств. За восемь месяцев 1988 г. она увеличилась на 40%, достигнув 170 млрд юаней.
В соответствии с решениями 3-го пленума 13-го созыва был принят комплекс антиинфляционных мер. В их числе совершенствование контрольно-учетных функций финансовых органов, мобилизация в бюджет налоговых платежей, сокращение денежной эмиссии (путем широкого использования чеков в платежных операциях и выпуска других видов ценных бумаг), усиление контроля за предприятиями госсектора по ценообразованию их продукции. Созданы специальные ревизионные группы для проверки обоснованности цен. Ожесточилась система контроля за использованием валюты, за управлением импортно-экспортными операциями. Эти меры носили ограничительный характер и были направлены на обуздание распухшего совокупного спроса. Так, решением Госсовета было заморожено строительство 18 тыс. объектов.
В течение 1—1,5 лет удалось остановить ажиотажный спрос на продукты питания и товары потребления, т.е. стабилизировать потребительский рынок. На этом этапе активизировалась структурная политика: удельный вес капиталовложений в сельское хозяйство увеличился с 3,3% в 1989 г. до 4,1% в 1990 г., инвестиции в топливно-энергетический комплекс выросли, соответственно, с 28,8 до 32%. Постепенно ослаблялся мораторий на сооружение объектов производственного характера, отобраны для инвестирования 234 крупных и средних предприятия. В 1989 г. в промышленности по многим показателям объемы производства достигли или даже превзошли задания седьмого пятилетнего плана.
Однако в заданиях пятилетки ставились задачи снижения темпов роста производства, обеспечение сбалансированности и смягчения диспропорций промышленного производства. Так, при общем росте валовой продукции в 4-5%, намечавшемся на 1990 г., предусматривались ограничения для ряда обрабатывающих отраслей, включая текстильную и легкую промышленность. В машиностроении снизился выпуск изделий, требующих больших затрат электроэнергии и одновременно увеличилось производство технологического оборудования для базовых отраслей промышленности.
1991 год был, по существу, первым годом реализации программы оздоровления экономики в условиях стабильной внутриполитической обстановки. Это был завершающий год пятилетки, собран рекордный урожай зерновых, достигнута относительная сбалансированность, удалось обуздать инфляцию и снизить рост цен, успешно развивалась внешняя торговля. По статистическим показателям: валовой национальный продукт составил 1854 млрд юаней, превысив в сопоставимых ценах показатель предшествующего года на 3,9% в 1990 г. по сравнению с 1989 г. промышленная продукция выросла на 7,6%, а сельского хозяйства - на 6,9%. За этот же период прирост добычи угля достиг 4,9%, электроэнергии на 5,7, выплавки стали - 7,2%. В то же время сократилось производство потребительских товаров, по которым имело место "затоваривание", либо изделий, требовавших повышенного расхода электроэнергии (холодильники, стиральные машины, утюги); годовой прирост сельскохозяйственной продукции составил 13%, собрано 435 млн т зерна, или на 27 млн т больше, чем в 1989 г.; производство мяса превысило 25 млн т. Несмотря на рекордный урожай, на одного человека получено 380 кг зерна, т.е. на 15 кг меньше, чем в 1984 г., что обусловлено ростом численности населения до 1990 г. Подводились итоги выполнения планов седьмой пятилетки. ВНП увеличивался ежегодно на 7,9%, а национальный доход - на 7,6%. Это выше плановых заданий. Промышленное производство возросло на 85,1% по сравнению с 1985 г. Ежегодный прирост производства составил 13,1% при плановом задании 7,5%. В то же время не выполнены задания по добыче нефти. Большой шаг был сделан в развитии внешнеэкономических связей. За пятилетку объем внешнеторгового оборота составил 486.4 млрд долл., что примерно вдвое превышает этот показатель за шестую пятилетку. Заметно улучшилась структура внешнеторгового оборота. Доля готовой продукции в экспорте увеличилась с 19,4 до 74,5%. В импорте заметно проявлялась политика импортозамещения, т.е. в основном завозилась продукция, необходимая для производства товаров собственного изготовления: сырье, материалы, технологическое оборудование.
7-м пленумом ЦК КПК 13-го созыва в конце 1990 г. приняты "Рекомендации ЦК КПК по выработке десятилетней программы народнохозяйственного и социального развития (1991-2000 гг.), восьмого пятилетнего плана (1991-1995)". Сессия ВСНП, проходившая в марте-апреле 1991 г., придала этим рекомендациям нормативный характер.
Основные задачи восьмой пятилетки не отличались оригинальностью от предыдущей. Во-первых, продолжался поиск своего пути "создания плановой товарной социалистической экономики", "сужения сферы директивного планирования и соответственного расширения индикативного планирования", что должно было "способствовать выявлению положительного воздействия конкуренции, ресурсов рыночного хозяйственного механизма". Во-вторых, как и в прошлой пятилетке, намечались умеренные темпы развития. Особый упор предлагалось делать на сельское хозяйство, сырьевые, топливно-энергетические отрасли промышленности. При модернизации промышленности, транспорта, связи предлагалось опираться на экономическое и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.
Итоги первого года восьмой пятилетки были удачными. Объем ВНП почти на 7% превысил показатель предыдущего года. Задание для промышленности перевыполнено. Без учета сельских предприятий, продукция промышленности выросла по сравнению с 1990 г. на 12,9%. Несмотря на стихийные бедствия, валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 3%. Цены стабилизировались, индекс роста цен не превысил 2,9%. Рынок становился более "энергичным", его товарооборот увеличился за год на 10%. Рост доходов городского населения составил 8%, сельского - 2%. Внешнеторговый товарооборот возрос на 17,5% и достиг 135,5 млрд долл., при этом положительное сальдо торгового баланса составило 8,1 млрд долл. а валютные резервы повысились до 40 млрд долл.
Достигнутая в стране стабилизация социально-экономической обстановки открывала возможности для дальнейшего углубления реформы. Развитие событий, начавшихся в 1992 г., указывало на то, что 1 руководство КНР приняло решение на радикализацию хозяйственной реформы и ускорение темпов роста. "Новый курс" оказался для многих в Китае и за его пределами несколько неожиданным, так как прежние установки были направлены на умеренные темпы развития. Официальный старт "новому курсу" дал XIV съезд КПК. Поводом явились предложения Дэн Сяопина использовать "капиталистические методы" хозяйствования, "не сковывать себя абстрактными спорами о том, под каким именем выступает реформа - социализма или капитализма". Были приняты не только политические решения и их пропагандистское обеспечение, но и разработаны конкретные меры нормативно-административного характера по расширению круга субъектов рынка, совершенствованию их статуса, более активного создания рыночной среды.
Сложным оставалось финансовое положение. Сохранялись взаимные неплатежи между предприятиями, кредитная задолженность государству со стороны предприятий. Денежная масса, находящаяся в обращении, увеличилась в 1992 г. на 30%. Огромное давление на госбюджет оказывал "бум" инвестиционной активности. Капиталовложения в основные фонды возросли в 1992 г. на 37,6%. Эта деятельность приобрела ажиотажный характер и создавала предпосылки "перегрева экономики", усиления инфляционных ожиданий.
С 1992 г. введена система двойного бюджета. Государственный бюджет делился на "основной" и "строительный", Основной бюджет удалось в том же году свести с положительным сальдо в 37,2 млрд юаней, строительный же сохранял дефицит свыше 90 млрд юаней.
Изменялась
роль государства в управлении процессами
на макроэкономическом уровне в целях
ослабления непосредственно хозяйственно-
Составлялся основной план на очередной и на последующий годы. Для улучшения показателей работы государственных предприятий в июле 1992 г. приняты "Правила изменения механизма хозяйствования предприятий общенародной собственности", в которых предусматривалось предоставление предприятиям большей самостоятельности в планировании, распоряжении прибылью, реализации своей продукции, найме рабочей силы. Однако практических результатов в общегосударственных масштабах эти правила не принесли.
К началу "нового этапа" были разработаны некоторые документы. К концу 1993 г. было принято свыше 20 законодательных актов, а в 1994 и 1995 гг. - еще десятки законов, постановлений, правительственных распоряжений. Развивалась высокая степень децентрализации управления, передача на места широкого круга прав и полномочий. Под юрисдикцией провинций находилось не менее 80% государственных предприятий. Негосударственный сектор практически полностью контролировался на местах. Провинции постепенно превращались в "государства в государстве". Это особенно относится к провинциям, расположенным в приморском поясе. Состоявшийся в ноябре 1993 г. 3-й пленум ЦК КПК 14-го созыва подтвердил задачи усиления макроэкономического регулирования. Экономическая обстановка в то время заметно осложнилась. В среднем по стране инфляция достигла 14,5%, а в ряде крупных городов - 20-30%. Стало ясно, что без устранения серьезных недостатков в финансовой сфере трудности в экономике могут перерасти допустимые рамки. В 1993 г. инвестиции в основные фонды возросли на 50,6%. Государство было не способно обеспечить рост капитального строительства денежными ресурсами, включая бюджетные ассигнования, кредиты, внебюджетные средства. При реформе налоговой системы вместо действовавшей одноканальной произведено разделение всех налогов на две группы. Налоги вносились как в центральный бюджет, так и оставались в распоряжении местных властей. Часть налогов возвращалась "на места" в виде строительства "ключевых объектов". Продолжалось реформирование кредитно-финансовой системы. Переведены в разряд коммерческих специализированные государственные банки: Торгово-промышленный, Сельхозбанк, Строительный и Банк Китая. Наряду с ними действуют десятки акционерных банков, инвестиционных, страховых компаний. В