Особенности развития экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Особенности экономики Китая - это достаточно актуальная тема в наши дни, так как уже около тридцати лет во всем цивилизованном мире вызывают неподдельный интерес экономические преобразования, происходящие именно в Китае. Постоянно растущее внимание к этой стране отнюдь не случайно. Являясь одним из старейших государств, Китай впервые за время своего существования достиг значительных результатов в реальном экономическом секторе. Специалисты, исходя из ряда характерных признаков, отмечают, что страна и дальше будет развиваться нарастающими темпами.

Работа содержит 1 файл

Особенности экономики Кита1.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

   1994  г. созданы государственные, так  называемые "политические", банки:  Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк, Банк сельскохозяйственного развития. Центральным банковским учреждением является Народный банк Китая, который наделен всеми функциями по координации финансово-кредитной  системы,  регулированию  денежного  хозяйства.   В 1995 г. к имевшимся ранее добавился ряд новых банков акционерного типа. Начали деятельность иностранные банки. Первым открыл представительство Токийский банк. Всего к середине 1995 г. в 20 городах страны функционировало 417 отделений и филиалов банков из 33 государств мира.

   Развивался  рынок ценных бумаг. В 1994 г. в обращении  нахоилось ценных бумаг примерно на 700 млрд юаней. Из них 40% приходилось на облигации внутренних государственных займов, остальное - акции, финансовые обязательства банков, предприятий.

   Продолжался рост убыточных предприятий в  государственной промышленности. Их доля возросла в 1995 г. по сравнению с 1994 г. с 30 до 40%. Им оказывалась разносторонняя техническая, финансовая, материально-техническая и кадровая поддержка. Излишки рабочей силы на госпредприятиях составляли не менее 12%. Увольнение затронуло практически все отрасли промышленности.

   5-й  пленум ЦК КПК в сентябре 1995 г. дал официальную оценку результатам достигнутым за период восьмого пятилетнего плана. Существенно вырос и укрепился экономический потенциал (7-е место в мире по абсолютным размерам). Задания по росту производства выполнены практически по всем отраслям. Инвестиции в основные фонды только государственного сектора составили за пятилетие 4,3 трлн юаней при среднегодовом росте 18%. Было сооружено 845 крупных и средних объектов в промышленности и в отраслях инфраструктуры. Особенно динамично развивалась промышленность. Среднегодовые темпы роста производства достигли 19,9%. В результате Китай вышел на I с место в мире по добыче каменного угля, производству цемента, хлопчатобумажных тканей, телевизоров, велосипедов, химического волокна, выплавке стали. Получили развитие высокотехнологичные отрасли производства, например, аэрокосмическая и авиационная промышленность. Массовый характер приобрел выпуск электронной аппаратуры бытового и промышленного назначения. КНР вышла на 3-е место в мире по мощности судостроительной промышленности.

   Хронически  отсталой была транспортная система. Особое место занимает здесь строительство Транскитайской железнодорожной магистрали, от порта Ляньюньган на Желтом море до голландского порта Роттердам, повторяющего древний "Великий шелковый путь". В апреле 1996 г. от этой магистрали сделано ответвление через Туркмению в сторону Ирана и далее в Турцию. Проложена прямая железнодорожная ветка Пекин-Цзюлун, с выходом на Сянган. В восьмой пятилетке повышенное внимание уделялось развитию науки и техники, превращению их в "производительную силу номер один". Финансирование НИОКР увеличилось в 3 раза.

   По  сельскому хозяйству достигнутые  результаты расцениваются как относительно скромные, несмотря на рекордный урожай 1995 г. По-прежнему сельское хозяйство страдало от нехватки средств, слабой поддержки государства. Хотя в плане на 1996 г. увеличены бюджетные ассигнования на 17,4%, но меры эти не адекватны потребностям отрасли.

   Постепенно  улучшалась жизнь населения. Если с  питанием основные проблемы удалось решить, то в обеспечении одеждой, обувью, мебелью и другими вещами значительная часть населения пользуется лишь самым необходимым. В 1995 г. среднедушевой доход городских жителей составил 3893 юаня, что с учетом инфляции означает рост по сравнению с предыдущим годом на 4,9%, а среднедушевой доход крестьян - в среднем 1578 юаней (рост на 5,3%).

   В восьмой  пятилетке КНР все теснее связывала  свою экономику с мировым хозяйством. За 5 лет ее суммарный внешнеторговый товарооборот превысил 1 трлн долл., увеличившись вдвое по сравнению с предыдущей пятилеткой, и по этому показателю страна заняла 10-е место в мире. В 1993-1997 гг. среднегодовые темпы роста составили 11% в текущих ценах. Положительное сальдо по текущим счетам в 1997 г. равнялось 14 млрд долл. Внешний долг находился на нормальной отметке в 16% ВВП. Активное внешнеторговое сальдо достигло 40 млрд долл., а товарооборот - 325 млрд долл. Экспорт составил 182,7 млрд долл. (прирост 20,9%), импорт - 142,3 млрд (прирост 2,5%). Товарооборот вырос по отношению к 1996 г. на 12,1%. Основой экспорта служит промышленная продукция. На нее приходится 87% экспорта (в том числе на электромеханические товары - 33%), а на продукцию первичной переработки - 13% ( в 1980 г. этот показатель превышал 50% ).

   Из 370 тыс. государственных предприятий 70% убыточны, а 35% имеют долги, превышающие  стоимость их фондов. Проблемой конца 80-х годов стала реформа государственных предприятий. На XV съезде КПК одобрено акционирование госпредприятий и открыт путь для смешанной собственности в малоэффективном секторе. Реформы начались с малых госпредприятий (с числом работников до 200).

   В марте 1996 г. был принят "Девятый пятилетний план экономического и социального развития КНР и перспективная программа до 2010 г." на 4 сессии ВСНП. 9-я пятилетка (1996-2000 гг.) стала первой после 1978 г., когда итоги ее реализации были наиболее близки к плановым заданиям. За первые 2-3 года была подавлена инфляция, сформирована благоприятная накопительно-инвестиционная среда, а также предприняты меры по активизации финансовой политики. В течение трех лет ежегодный сбор зерновых превышал 500 млн т. Улучшилось сбалансирование спроса и предложения. Несмотря на сбой во внешней торговле в 1998-1999 гг., вызванный финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии, в 2000 г. план товарооборота был перевыполнен. Продвинулись вперед научно-техническая реконструкция и обновление производственных фондов. Все это позволило выполнить план по ежегодному приросту ВВП, составившему 8,3%.Несмотря на успехи 9-й пятилетки, оставались нерешенными многие проблемы: низкая эффективность работы предприятий и нерациональная структура производства; низкое качество продукции и отставание по уровню развития науки, техники и образования; значительная дифференциация в доходах населения; распространение коррупции, хищений государственного имущества; бюрократизм; наличие социально неспокойных районов. В марте 2001 г. на 4-й сессии ВСНП 9-го созыва были утверждены "Основные положения десятого пятилетнего плана государственного экономического и социального развития ". Новая пятилетка означает функционирование китайской экономики как члена ВТО, играющей по правилам, задаваемым ведущими экономиками Запада - американской, западноевропейской, японской. На китайском рынке усиливается конкуренция между национальными и иностранными участниками. Для успешной конкурентной борьбы Китай идет на масштабные реформы государственных промышленных предприятий и государственного финансового сектора. Вторым по содержанию фактором экономического роста является проведение активной финансовой политики, позволяющей избегать в дальнейшем последствий мировых и региональных финансовых кризисов. Посредством выпуска государственных облигаций и других видов ценных бумаг предполагается стимулирование инвестиционного процесса. Третьим компонентом китайской стратегии в десятой пятилетке является использование научно-технологических факторов роста.

   Интеграция  в мировую экономику, либерализация  национальной и развитие внутренней конкуренции обуславливают осуществление активной финансовой политики, научно-технической революции и нового подхода к соотношению роли государства и рынка.

   Макро регулирующая роль государства в  десятой пятилетке проявляется по следующим направлениям:

   - создание  соответствующих мировым стандартам правил хозяйственной и финансовой деятельности. Все сектора экономики должны быть готовы по стандартам ВТО;

   - осуществление  масштабных инвестиций в приоритетные  проекты. Наиболее крупными из них являются программа развития западных районов страны, включающая такие мегапроекты, как создание систем передачи газа и электроэнергии с Запада в приморские районы КНР, переброска водных ресурсов с Юга на Север, строительство железной дороги в Тибете. Крупные инвестиции предусматриваются в сельскохозяйственную инфраструктуру, в науку и наукоемкие производства;

   - государство  планирует осуществить реформу  системы социального обеспечения,  в том числе системы социального  страхования;

   - особое  внимание государства уделяется  подготовке национальных кадров.

   В предыдущем плане девятой пятилетки содержалось около 90 директивных показателей. В сфере соотношения роли государства и рынка в экономике государство отказалось от директивного планирования.

   В итоге  экономических реформ, за последние два с половиной десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения. Но, несмотря на заметные успехи, признается, что китайская экономическая динамика при всех ее внушительных темпах была до сих пор по преимуществу экстенсивная, ресурсоемкая, наносящая ущерб окружающей среде. Ставится задача изменить модель роста, сделав его интенсивным, инновационным, ресурсосберегающим, социально ориентированным. Отсюда вытекает концепция "пяти сбалансировании" - развитие города, деревни, различных регионов, экономики и социальной сферы, человека и окружающей среды, внутреннего прогресса и внешней "открытости". Провозглашен лозунг "Брать за основу человека ": в качестве цели экономической политики следует рассматривать не рост экономики как таковой, а решение социальных задач. По-иному стали формулироваться и количественные ориентиры развития. Задачи на 9-ую пятилетку (2006-2010 гг.) определены - это удвоение душевого показателя ВВП (а не общего era объема) и снижение на 20% удельного потребления ресурсов на единицу ВВП.

  Власть  в последние годы демонстрирует  подчеркнутое внимание к социальным группам с низкими доходами, в  том числе к крестьянству. Много  говорится о необходимости решать накопившиеся проблемы в образовании и здравоохранении. Постоянно акцентируется тема борьбы с коррупцией в партийно-государственном аппарате, его обогащением за счет использования государственных активов (В течение всего периода реформ коррупция занимает первое место среди факторов, вызывающих недовольство населения).

    В 2005 г. в официальный оборот была введена новая установка на построение "гармоничного социалистического общества". Она была окончательно утверждена в качестве основополагающей на 6-м Пленуме ЦК КПК 1б-го созыва в октябре 2006 г. В качестве главных направлений строительства "гармоничного общества" на период до 2020 г. выделены:

  - совершенствование правовой системы социалистической демократии, гарантирование защиты прав граждан;

- постепенное  преодоление тенденции к углублению  разрыва между городом и деревней, отдельными регионами;

  - формирование разумной и упорядоченной системы распределения доходов;

- гарантирование  полной занятости, формирование  базовых систем социальной зашиты  в городе и деревне;

-  развитие  системы публичных услуг, повышение их качества;

- укрепление  моральных устоев, формирование  гармоничных отношений между  людьми;

- расширение  инновационных способностей общества, формирование основ "инновационного  государства";

- развитие систем  управления обществом, улучшение  общественного порядка;

- повышение эффективности  использования ресурсов и результативности  охраны окружающей среды;

- достижение  качественно более высокого уровня  жизни для всего населения  Китая.

    Анализ  экономической политики последних  лет показывает, что рыночные реформы в Китае не только не замедлились, но, напротив, радикализировались. Ускорились процессы разгосударствления и реструктуризации промышленности. В 2004-2006 гг. значительные доли уставных капиталов в государственных банках были проданы иностранным стратегическим инвесторам. Распродаются государственные пакеты в открытых акционерных обществах. Началась либерализация режима валютного регулирования. В 2008г. стоимость юаня повысилась на 3,65%. Ревальвация китайской национальной валюты способствует расширению потребления в стране. В соответствии с обязательствами, принятыми Китаем при вступлении в ВТО, снижаются таможенные пошлины и нетарифные импортные барьеры, открывается доступ иностранных и национальных частных инвесторов в ранее закрытые для них отрасли хозяйства.

 Среди основных  факторов, приведших к столь масштабным  позитивным результатам, можно  отметить следующие:

  • Китай сосредоточил силы на созидании нового, а не разрушении и критике прошлого;
  • реформа с самого начала оказалась повернута лицом к человеку, его нуждам. Задачи удовлетворения основных потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления стали приоритетными в деятельности вновь созданных хозяйственных структур. Это обеспечило общенародную поддержку реформы уже на первых ее этапах;
  • главным методом реформирования было признано эволюционное, поэтапное, с экспериментальными проверками продвижение к рынку, а не обвальная либерализация экономики;
  • практика уже первых лет реформы показала, что естественный путь к рынку – развитие многообразных по формам собственности хозяйств: коллективных, единоличных, частных, совместных (с иностранным участием). Продвигаясь по такому пути, можно не только обеспечить быстрый рост субъектов рынка, но, меняя структуру национального хозяйства по формам собственности, корректировать также структуру инвестиций и производства в сторону приближения их к реальным потребностям экономики и социальной сферы;
  • субъекты рынка формировались не через разрушение существующих государственных структур, а в основном заполнением пустующих брешей новыми коммерческими структурами, т.е. с первых шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики. В этих целях не только мобилизовывались внутренние резервы, но и активно привлекались зарубежные капиталы;
  • стимулируя хозяйственную инициативу на микроуровне, руководство страны не выпускало из рук макроконтроль над экономикой и в периоды опасного нарастания ее несбалансированности сразу принимало контрмеры;
  • изучив собственный и зарубежный опыт, правительство пришло к выводу о необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны и решительно встало на путь “строительства социализма с китайской спецификой”. Это предполагало серьезный учет такого основополагающего фактора, как огромная численность населения в условиях ограниченности ресурсов.

  Китай в мировой экономике

 

  Необходимо  сказать об «открытой» внешнеэкономической  политике Китая, которая рассматривается  в качестве важнейшей предпосылки экономического развития страны. Переход к открытой политике в области внешнеэкономических связей привел к существенной корректировке концепции «опоры на собственные силы», которая в современной трактовке не только не исключает использование передовой зарубежной техники, технологии, опыта управления и организации производства, а также иностранных финансовых средств, а, наоборот, подразумевает активное использование этих факторов в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня народного хозяйства. Выдвинутые задачи решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов.

Информация о работе Особенности развития экономики страны