Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг при использовании современных информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:59, лекция

Описание работы

Как известно, аудиторская деятельность- это вид предпринимательства, связанный с финансовой проверкой хозяйствующего субъекта, его бухгалтерских счетов, отчетности. Аудит, как специализированная предпринимательская деятельность появилась еще в середине 19 века в Великобритании. На протяжении многих лет осуществление аудиторской деятельности претерпело значительные изменения в способах, методах и принципах проведения аудиторских проверок. В наши дни аудиторские фирмы или независимые аудиторы в целях удобства осуществления своей деятельности широко применяют информационные технологии. Причем информационные технологии, используемые в аудиторской деятельности, несомненно, играют важную роль для повышения эффективности ее осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности проведения аудита и сопутствующих
услуг при использовании современных информационных
технологий
1.1. Автоматизированная информационная система аудиторской деятельности……………………………………………………………......5
1.2. Применение информационных технологий при проведении аудиторской проверки……………………………………………………...8
1.3. Применение информационных технологий при выполнении услуг, сопутствующих аудиту…………………………………………………......13
ГЛАВА 2. Аудит финансовых вложений.

2. 1 Законодательно-нормативная база проведения аудита финансовых вложений…………………………………………………………………….17
2. 2 Порядок проведения аудита финансовых вложений……………………...20
ГЛАВА 3. Практическое задание
3.1. Задание 3……………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………......39

Работа содержит 1 файл

Аудит.docx

— 61.70 Кб (Скачать)

Оценка  контроля за деятельностью персонала по обработке первичной документации и формированию журнала бухгалтерских проводок является наиболее ответственной и трудоемкой частью знакомства с системой бухгалтерского учета. Журнал бухгалтерских проводок содержит информацию обо всех хозяйственных операциях, включая формирование финансовых результатов, начисление и перечисление сумм налогов. Только после того, как аудитор получит достаточные основания считать достоверной информацию журнала бухгалтерских проводок в части отражения всех хозяйственных операций, он приступает к проверке расчета финансовых результатов, начисляемых сумм налогов и правильности заполнения отчетных форм.

Оценка системы внутреннего  контроля за формированием регистров бухгалтерского учета по журналу бухгалтерских проводок не трудоемка, так как все они автоматически формируются в режиме работы автоматизированной системы бухгалтерского учета. Проверка сводится к простому тестированию или дублированию обработки данных журнала бухгалтерских проводок собственными программными средствами.

Оценка системы  внутреннего контроля за формированием финансовых результатов, расчетом налогов и заполнением бухгалтерской отчетности требует от аудитора подробного изучения методик, используемых в бухгалтерии экономического субъекта при выполнении операций завершения отчетного периода или алгоритмов преобразования информации, если эти операции выполняются автоматически.

Таким образом, итогом проведения третьего этапа является оценка внутрихозяйственного риска, риска системы внутреннего контроля, определение взаимозависимых величин допустимого аудиторского риска, уровня существенности.

Планирование и разработка программы аудита проводятся в соответствии с федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита».

Особенности планирования и разработки программы аудита в  условиях компьютерной обработки данных отражены в российских правилах (стандартах) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Проведение аудита с помощью компьютеров». На предыдущих этапах аудитор определяет объект подробной проверки, уровень существенности, принципы формирования аудиторских выборок по определенным участкам учета.

На этом этапе  аудитор, используя возможности  системы автоматизации аудиторской деятельности, распечатывает или просматривает на экране по каждому участку учета: список объектов, образующих выборку, необходимые анкеты и вопросники, помогающие уточнить применяемую методику учета.

Выполнение аудиторских  процедур на каждом участке учета  имеет свою специфику и выполняется в соответствии с комплексом правил (стандартов),объединенных в рубрике «Аудиторские доказательства».

К непосредственному  выполнению процедур проверки аудитор  приступает, имея обширную информацию об участке учета, полученную на предыдущих этапах.

Формирование  аудиторского заключения представляет собой обобщение результатов, полученных на всех предыдущих этапах.

В соответствии с федеральным  правилом (стандартом) «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение составляется по определенной форме и в нем дается оценка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Помимо заключения составляется аналитическая часть – собственно отчет аудитора о выполненной проверке и ее результатах, носящих конфиденциальный характер. В этом документе обобщаются результаты аудиторской проверки по всем участкам бухгалтерского учета.

Существенно упрощают работу аудитора программы, позволяющие использовать возможности компьютера работать одновременно с различными текстами и пользоваться результатами работы разных программных модулей. Неоценимы возможности работы с информационными системами, которые позволяют быстро находить необходимые выдержки в нормативной документации и переносить их для обоснования тех или иных утверждений в текст аналитической части.

    1. Применение информационных технологий при выполнении услуг, сопутствующих аудиту.

 Помимо проведения  аудиторских проверок, аудиторская  деятельность включает выполнение  услуг, сопутствующих аудиту, состав  которых представлен в российском  правиле (стандарте) «Характеристика  сопутствующих аудиту услуг и  требования, предъявляемые к ним». Это услуги в области ведения и восстановления бухгалтерского учета, консультационные услуги по вопросам налогообложения, гражданского права, управления коммерческой деятельностью; услуги в области образования; услуги, связанные с деятельностью по использованию компьютеров; консультационные услуги по информационному обеспечению и обработке данных и многие другие.

Наиболее распространены в практике аудиторской деятельности: ведение и восстановление бухгалтерского учета, анализ финансового состояния экономического субъекта, анализ деятельности администрации с точки зрения оптимальности принимаемых решений, консультационные услуги в области законодательства, организация бухгалтерского и налогового учета, автоматизация системы управления и т.д.

При выполнении такого рода услуг аудитор может и должен использовать средства вычислительной техники и информационные технологии.

Восстановление и ведение  бухгалтерского учета аудитор выполняет на основании передаваемой ему экономическим субъектом первичной документации и (или) частично сформированных регистров бухгалтерского учета. Он формирует все оговоренные договором регистры бухгалтерского учета и формы отчетности. При необходимости оформляются и недостающие первичные документы.

Выполняя подобного рода услуги, аудитор может использовать различные программы для ведения  бухгалтерского учета: «1С:Бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «Янус» и др.

Анализ финансового  состояния экономического субъекта весьма важен как для акционеров и администрации предприятия, так и для его партнеров – поставщиков, кредиторов и т.д. В настоящее время многие фирмы разрабатывают программы, ориентированные на расчет различных комплексов экономических показателей, характеризующих различные аспекты финансового состояния определенных групп предприятий: промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банков,различных фондов и т.д.

Практически каждая программа финансового анализа  позволяет рассчитывать общепризнанные экономические показатели, характеризующие структуру имущества, источники собственных средств, платежеспособность, ликвидность активов, вероятность банкротства, кредитоспособность и т.д. Рассчитываемые показатели могут быть представлены в форме таблиц, диаграмм, графиков. Кроме того, расчет сопровождается резюме о состоянии и перспективах развития экономического субъекта.

Исходной информацией  при работе предлагаемых программных  средств является бухгалтерская отчетность. Данные бухгалтерской отчетности могут вводиться вручную или загружаться из базы данных экономического субъекта.

Анализ деятельности администрации  также является услугой, сопутствующей  аудиту. Аудитор дает оценку экономической  обоснованности решений, принимаемых  администрацией в сложившихся экономических  условиях, и предлагает пути улучшения  работы предприятия на перспективу. Выводы и предложения аудитора в  данных вопросах носят исключительно  рекомендательный характер.

Программы автоматизации  анализа деятельности администрации  в настоящее время разрабатываются отдельными аудиторскими фирмами.

К консультационным услугам, которые могут оказываться  аудиторами, относятся: подготовка письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, информационное обслуживание, издание методических рекомендаций и т.д.

Выполнение такого рода услуг связано, во-первых, с  изучением большого объема информации, а во-вторых, с созданием значительного количества документов.

Первую проблему аудитор  может решить на основе использования  информационно-справочных систем Интернет, а также проблемно-ориентированных  систем, таких как «Консультант+», «Гарант» и др., вторую – используя  различные редакторы, из которых  наиболее распространен Microsoft Word.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.

2.1 Законодательно-нормативная база проведения аудита финансовых вложений.

В настоящее время система  нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием  новой организационно-правовой структуры  аудиторской деятельности в Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона «Об аудиторской деятельности»  №307-ФЗ 30.12.2008 г. в редакции закона № 136-ФЗ от 01.07.2010г. «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности»

Кроме того, на данный момент времени в России формируется  пятиуровневая система нормативного регулирования аудита.

Первый уровень - ФЗ «Об  аудиторской деятельности» №307-ФЗ 30.12.2008 в редакции Федерального закона от 01.07.2010 г. № 136-ФЗ.

Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» - это  основной законодательный акт прямого  действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской  деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться  в контексте других важнейших  правовых актов: Гражданского кодекса  РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных  законов «О бухгалтерском учете», и других.

Значение Закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы  Российского аудита и создал перспективы  его дальнейшего развития. Он определил  место аудита в финансово-хозяйственной  деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. В настоящее время Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» находиться в стадии изменения.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и разъяснения  Минфина Российской Федерации и  Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как:

- постановление Правительства  Российской Федерации от 25.08.2006 г. 523 «О внесении изменений в  Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности утвержденных  постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.09.2002 г. № 696».  Данный документ вносит изменения  в стандарт 24 «Основные принципы  федеральных правил аудиторской  деятельности, имеющих отношения  к услугам, которые могут предоставляться  аудиторскими организациями и  аудиторами», в стандарт 26 «Сопоставимые  данные в финансовой бухгалтерской  отчетности» и другие правила  (стандарты).

Третий уровень системы  нормативного регулирования аудиторской  деятельности представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности. Федеральные стандарты  аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ и являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для проверяемых  лиц, за исключением положений, в  отношении которых указано, что  они имеют рекомендательный характер. Разработаны стандарты аудиторской  деятельности Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ.

Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово - хозяйственной деятельности и прежде всего, арбитражным судом. Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита.

Все аспекты аудиторской  деятельности, права и обязанности  аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих  законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном  процессе.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской  проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор  сможет выбрать как необходимый  масштаб и глубину аудиторской  проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых  можно оценить качество аудиторской  проверки.

Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским  заданиям. К этому же уровню относятся  внутренние стандарты, устанавливаемые  профессиональными аудиторскими объединениями  для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут  противоречить им. В настоящее  время такие стандарты пока не разработаны.

Пятый уровень - документы, необходимые  для реализации стандартов. Эти документы  должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты).

Базируются внутрифирменные  стандарты на законодательных и  нормативных актах, международных  и отечественных стандартах и  должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.

Итоговым документом разработанных  внутрифирменных стандартов может  быть «Приказ об утверждении внутрифирменных  стандартов», подписанный руководителем  фирмы. Необходимость применения указанных  стандартов должна быть оговорена в  контракте или другом документе, регламентирующем рабочие отношения  аудитора в части применения указанных  стандартов, принципы профессиональной этики и методы контроля качества работы аудиторов.

Информация о работе Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг при использовании современных информационных технологий