Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:17, контрольная работа
В современной экономике проблемы ценообразования, принятия производителем решения об оптимальном объеме выпуска, а значит и о размере спроса на ресурсы и величине предложения собственных товаров, являются достаточно актуальными, так как эволюционирование мировой экономической системы приводит к изменениям такого явления как конкуренция и, несомненно, влияет на основные характеристики рынка.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Поведение производителя в условиях монополистической конкуренции………………...6
1.1 Рынок монополистической конкуренции и его характерные черты……………………..6
1.2 Деятельность фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде…………………………………………………………………………………………..12
1.3 Деятельность фирмы на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде…………………………………………………………………………………………..14
2. Поведение производителя в условиях олигополии………………………………………..16
2.1 Характерные черты олигополистического рынка………………………………………..16
2.2 Модели олигополистического рынка……………………………………………………...21
3. Поведение производителя-монополиста на рынке………………………………………...25
3.1 Основные характеристики монополии……………………………………………………25
3.2 Естественная монополия как особый тип монополистической структуры…………….28
3.3 Поведение монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах………………….31
3.4 Ценовая дискриминация…………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………………………..39
Несомненно, олигополизированными в России являются и основные подотрасли химии и машиностроения, такие как производство удобрений, аэрокосмическая промышленность. Предрасположенность многих отраслей промышленности в России к олигополистической структуре обусловлена исторически сложившейся тенденцией к преобладанию крупной промышленности. Фактически в наше время весь производственный потенциал страны сосредоточен на заводах-гигантах. Крупное промышленное предприятие представляет собой важнейшую движущую силу развития современной промышленности. От того, как оно развивается и как оно связано с общественной системой распределения благ, зависит благосостояние наций.
Для России характерна и другая тенденция, которая заключается в постепенной олигополизации тех отраслей народного хозяйства, где первоначально господствовали мелкие компании. Как показывает мировой опыт, такой переход в олигополистическое состояние сопровождается резким увеличением производительности и, как следствие, понижением уровня цен. Ярким примером этого в России является низкий уровень цен в бурно олигополизирующейся пивной промышленности.
Таким образом, можно прийти к выводу,
что одним из основных направлений экономической
политики в России должно быть не столько
препятствие олигополизации отраслей,
сколько содействие эффективной деятельности
крупных предприятий и повышению их конкурентоспособности
на мировом рынке.
2.2 Модели олигополистического рынка
Взаимозависимость фирм является значительной чертой олигополии, именно она порождает неопределенность рыночного поведения производителя. Более того, олигополии значительно отличаются друг от друга по многим характеристиками, таким, как дифференцируемость продукции, прочность входных барьеров, количество фирм в отрасли. Все это в совокупности порождает множественность существующих моделей олигополии. Ни одну из этих моделей нельзя считать универсальной, хотя общую логику поведения производителя на рынке они все же отражают.
Модель дуополии Антуана Огустина Курно
Первая модель олигополии была разработана французским экономистом и математиком Антуаном Огустином Курно в 1838 г. При составлении этой модели Курно задался вопросами: что произойдет, если на монополистический рынок, где прежде действовала одна фирма, войдет новый производитель? Может ли образовавшаяся дуополия достичь состояния равновесия, и каковы будут основные параметры этого состояния?
Согласно модели Курно, на рынке существуют две фирмы, которые конкурируют между собой, производят однородную продукцию и самостоятельно принимают решение относительно цены и объема выпуска. Стоит обратить внимание, что в условиях однородной олигополии обе фирмы должны назначать одинаковую цену, иначе продавец, выбравший более высокую цену, может окончательно потерять покупателей. Сущность модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента фиксированным, а затем осуществляет собственное решение об объеме выпуска продукции.
Так, пусть предельные издержки первой фирмы – величина постоянная при любом объеме производства. Тогда если эта фирма предположит, что другая фирма ничего производить не будет, то ее кривая спроса совпадет с кривой рыночного спроса и, пользуясь правилом MR=MC, она выберет объем производства Q1. Если же первая фирма считает, что вторая начнет постепенно расширять свои продажи, то ей придется сокращать свой выпуск, так как она лишится части спроса? и это вызовет постепенное смещения кривой ее спроса и предельного дохода влево. Аналогичные решения будет принимать и вторая фирма, ориентируясь на выпуск первой. Исходя из таких стратегического поведения обеих фирм, можно построить кривые реакции каждого производителя, которые показывают, какой объем выпуска установит одна из фирм в зависимости от предполагаемого объема производства другой. Однако, стоит обратить внимание что, если кривая издержек второй фирмы будет отличаться от аналогичной кривой первой фирмы, то ее кривая реакции будет также отличаться от кривой реакции первой фирмы. Для того чтобы определить объем выпуска каждой фирм в условиях дуополии по модели Курно, необходимо совместить кривые реакции обеих фирм на одном графике. Равновесные объемы производств для каждой фирмы при этом находятся на пересечении этих кривых. В условиях равновесия каждая фирма производит объем, который позволяет ей максимизировать прибыль, и поэтому такая ситуация на рынке устраивает обоих конкурентов.
Равновесие Курно выражает важную закономерность олигополистической отрасли: фирмы постоянно моделируют масштаб производства, адаптируя его, во-первых, друг к другу и, во-вторых, к объему рыночного спроса.
Игровая модель дуополии
Игровая модель дуополии – простейшая модель, позволяющая понять многие аспекты поведения фирмы на рынке, а также особенности назначения цен на свою продукции в олигополистической отрасли.
Фирма в условиях дуополии может придерживаться одной из двух стратегий и назначать на свою продукцию либо высокую, либо низкую цену. От выбора стратегии напрямую зависит объем прибыли, который получит каждая фирма от реализации товара. Так если обе фирмы могли бы сотрудничать друг с другом, то, сократив производство и назначив высокие цены, каждая из них могла бы получить прибыль в 200 ден. ед. Однако этой возможности у них, как правило, нет, потому что такой сговор запрещен антимонопольным законодательством, да и заинтересованность каждой фирмы в максимизации своей прибыли достаточно велика. Последнее обуславливает тот факт, что производитель часто, для того чтобы захватить большую долю рынка, понижает цену на свою продукцию. В этом случае фирма, назначившая низкую цену, получит прибыль в 240 ден. ед., а ее конкурент, придерживающийся стратегии высокой цены, - лишь 80 ден.ед. Поэтому, делая выводы на основе логики ценового поведения конкурента, обе фирмы стараются придерживаться низких цен и при этом получать прибыль, равную 180 ден. ед. В этом случае риски обеих фирм минимизированы и вместе они добиваются неплохого совместного результата. Устойчивость такого равновесия сохраняется до тех пор, пока у фирм не появятся причины для изменения объема выпуска.
В то же время стоит обратить внимание, что иногда фирмы в условиях олигополии все же приходят к молчаливому согласию и установлению высоких цен, понимая, что ценовые войны, основанные на постепенном понижении цен до минимального уровня (P=ATC=MC), не являются выгодными ни для одной из сторон. Но такой молчаливый сговор, как правило, недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому «военные действия» начинаются, как только одна из фирм по мнению конкурентов начинает «раскачивать общую лодку». Ярким примером «военных действий» в условиях олигополии является ситуация, сложившаяся на рынке бензина в феврале 2007 г. Цена на самый ходовой вид бензина Аи-92 резко упала на 4 рубля на большинстве бензоколонок города. Таким образом, фирмы боролись с конкурентом, назначившим цену на топливо на 70 копеек ниже первоначально существующих. Вследствие стратегических действий большинства компаний передел рынка был приостановлен и вскоре уровень цен нормализовался.
Модель ломанной кривой спроса
Модель ломанной кривой спроса является достаточно полезной с точки зрения описания жесткости цен – одной из наиболее значительных характеристик, присущих олигополистической структуре.
Сущность этой модели заключается в том,
что каждая фирма в олигополистической
отрасли имеет кривую спроса с изломом
в точке, соответствующей текущей цене.
Причем стоит обратить внимание, что участок
кривой спроса, соответствующий ценам
выше текущего уровня, отличается очень
высокой эластичностью, это обусловлено
тем, что фирма считает, что при повышении
цены на продукцию она потеряет значительную
часть рынка, так как другие фирмы не последуют
за ней. В случае же если фирма опустит
цену ниже текущего уровня, то остальные
фирмы предпримут тот же ход, не желая
потерять свою долю рынка. Особый характер
кривой спроса обуславливает разрыв кривой
предельного дохода. В результате издержки
фирмы могут меняться, не вызывая при этом
изменения цены. Модель ломанной кривой
спроса привлекает своей простой, однако
не объясняет основных принципов ценообразования
в условиях олигополии. Более того, эта
модель недостаточно соответствует эмпирическим
экспериментам
3. Поведение производителя-монополиста на рынке
3.1 Основные характеристики монополии
Монополия – это особая рыночная структура, наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Говорить о конкуренции здесь приходиться лишь с большими оговорками, так как она подразумевает соперничество между несколькими производителями за потребителя. Основной же отличительной чертой монополии является существование в отрасли единственного производителя товара. Производитель-монополист находится в уникальном положении: он может повышать цены на продукцию, не боясь, что конкуренты воспользуются этим и захватят большую долю рынка, так как их у него попросту нет. Монополист представляет собой всю отрасль в целом и обладает всей полнотой рыночной власти.
Товар, производимый монополистом, является уникальным и не имеет заменителей. Потребитель не может отказаться от его продукции, если сочтет ее необходимой для себя, поэтому он вынужден соглашаться на его ценовые условия.
Укрепляет власть монополиста на рынке и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех покупателей отрасли, он имеет прекрасную возможность оценить емкость рынка, оперативно отслеживать изменения спроса на свою продукции и существующий уровень цен, который сам же и устанавливает. Монополист удерживает рынок в своей власти и контролирует объем продукции, предназначенный для продажи.
Выше перечисленные особенности монополистической структуры обеспечивают производителю исключительное положение на рынке и возможное получение сверхприбыли, поэтому монополисту невыгодно вступление на рынок конкурентов и вход в такую отрасль, как правило, защищен целой системой практически непреодолимых входных барьеров. Барьеры, устраняющие конкурентов, в монополистической отрасли могут иметь самую разную природу. Во-первых, вход в отрасль затруднен за счет того, что в условиях монополии эффективны лишь крупные предприятия, так как их масштаб позволяет многократно снизить издержки производства. Высшей степенью выражения экономии от масштабов является естественная монополия – отрасль, в которой действует только один производитель в силу технологических особенностей производства (так как затраты на единицу продукции для таких отраслей падают с ростом масштабов производства).
Барьеры при входе в монополистическую отрасль могут быть представлены также системами патентования и лицензирования, исключительным правом компании на используемый ресурс, необходимостью расходования средств на рекламу фирмы и ее товаров и утверждение их репутации на рынке. Серьезным препятствием может быть близость к власти, лоббирование определенных вариантов законодательства, способность воздействовать на массовый спрос, неразвитость финансово-посреднических структур, не говоря уже о теневых и прямо криминальных методах.
Чистая монополия – явление достаточно редкое. Как правило, на рынке производство товара осуществляет несколько фирм. Однако, анализирую современную экономику России, можно прийти к выводу, что в нашей стране наблюдается постепенная тенденция к монополизации и преобладанию заводов-гигантов во многих отраслях хозяйствования. Можно сказать, что крупные корпорации монопольной структуры составляют большую часть того каркаса, который совместно с государством играет основную роль в обеспечении экономической стабильности в стране. Примеров предприятий монополистической структуры в России достаточно много. Так, холдинг РАО «ЕЭС России» является крупным монополистом по производству электрической и тепловой энергии на территории РФ. Он объединяет активы 30 электростанций федерального значения, доли в 72 региональных АО-энерго, магистральные электросети, а также управленческие и сервисные подразделения. Его уставный капитал в 143 раза превышает среднеотраслевое значение. Расчётная цена 1кВт·ч электроэнергии по холдингу составила 6,4 коп., тогда как средняя цена по России была 53,8 коп. Более 70% общероссийского производства алюминия приходится на долю холдинга «Русский алюминий». РАО «Норильский никель» производит 90% никеля в Российской Федерации. Другой пример рыночной концентрации представляет единственный производитель консервной жести в стране - ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». В топливной промышленности России добычу 89,6% нестабильного газового конденсата осуществляет ОАО «Газпром».
Необходимо отметить, что отношение рентабельности к себестоимости в монополизированных отраслях обрабатывающей промышленности в России, как правило, гораздо выше, чем в остальных. Так, например, в России в 2000-2004 гг. рентабельность к себестоимости нефтяного комплекса колебалась в пределах от 170% до 227%, газового комплекса – от 153% до 273%. Для сравнения рентабельность по остальным отраслям экономики составляла в среднем 28-37%.
Стоит обратить внимание, что тенденция
к монополизации носит общемировой характер
и сегодня эффект от существования этой
рыночной структуры уже не представляется
таким негативным, как раньше. Современная
практика показывает, что рост монополизации
во многом вызван объективными факторами
нашей реальности. Так, усложнение и удорожание
производства требует его укрупнения,
в то же время производителям необходимо
уменьшение рисков в общение с рыночными
партнерами. Главное, чтобы в условиях
существования крупных корпораций, государство
оставалось реальным представителем народа,
выразителем интересов страны и ее экономики
и не превратилось в инструмент борьбы
предприятий-гигантов за свое господство
на рынке.
Информация о работе Особенности поведения производителей на рынках с различным уровнем монополизации