Особенности налоговой политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
рассмотрение типов налоговой политики;
изучение методов и инструментов налогового регулирования;
исследование особенностей налоговой политики.

Содержание

Введение 3
1 Налоги 5
1.1 Сущность и функции 5
1.2 Виды налогов 10
2 Налоговая политика государства 19
2.1 Цели и виды налоговой политики 19
2.2 Методы и инструменты налоговой политики 22
3 Особенности налоговой политики в современной России 26
3.1 Налоговая политика 2009 года 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Другим  важным инструментом государственного налогового регулирования экономики  являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов. Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования можно сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Особенности налоговой  политики в современной  России

     3.1 Налоговая политика 2009 года

 

     В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране.

     Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании, как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Несмотря  на то обстоятельство, что «Основные  направления налоговой политики»  не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание  для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

     Необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

     Российские  власти приняли решение стимулировать  экономику в период кризиса через  ряд налоговых льгот. В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС.

     Налог на прибыль:

  • с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снизилась с 24 до 20% за счет федеральной части налога (которая уменьшилась с 6,5 до 2,5%). Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5% (то есть минимальная ставка налога составит 16%). По словам Владимира Путина, эта мера позволит не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей.
  • амортизационная премия увеличена с 10 до 30%. Компания сможет сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30% первоначальной стоимости основных средств (а также расходов на их ремонт, модернизацию, техническое перевооружение). Увеличение размера амортизационной премии создаст благоприятные условия для переоборудования существующих и создания новых производств, приобретения новых технологий, значительно облегчив налоговую нагрузку до момента получения реальной прибыли от новых объектов.
  • расширен перечень расходов на добровольное страхование, уменьшающих прибыль. С 1 января 2009 года в перечень включены расходы на добровольное имущественное страхование, включая страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков, если в соответствии с российским законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком его деятельности. Эти изменения должны решить проблемы компаний, которые в силу ряда законов обязаны в ходе своей деятельности заключать некоторые виды договоров добровольного страхования (например, страхование ответственности при транспортировке опасных производственных объектов, выполнении государственных заказов). Раньше налоговые органы отказывали в вычете таких расходов. В перечень теперь также включаются расходы на добровольное страхование ответственности по договору, если это является необходимым условием деятельности налогоплательщика в соответствии с международными обязательствами или общепринятыми международными требованиями.

     Налог на добавленную стоимость:

  • оптимизирован НДС по авансам и при осуществлении не денежных расчетов. С 1 января 2009 года налогоплательщики имеют право принимать к вычету НДС по авансовым платежам (если такие платежи предусмотрены договором) в том налоговом периоде, в котором произведен платеж (ранее НДС по авансам принимался к вычету только после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг). По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов. Эта мера позволит компаниям упорядочить уплату НДС и освободить дополнительные денежные средства в тех периодах, в которых компании непосредственно несут расходы. С другой стороны, данная поправка может привести к ряду проблем для тех покупателей, которым будет сложно соотнести авансы с конкретными товарами (работами или услугами);
  • появилась возможность платить сумму налога за квартал не единым платежом, а частями – равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом;
  • с 1 января 2009 года компании больше не обязаны перечислять друг другу НДС на основании отдельных платежных поручений при бартерных сделках, зачетах встречных требований или при использовании в расчетах ценных бумаг;
  • отменен НДС со строительно-монтажных работ для собственного потребления.

     НДФЛ:

  • с 600 руб. до 1000 руб. увеличен размер стандартного вычета, предоставляемого на детей, а также с 40 000 до 280 000 руб. увеличен размер дохода, до достижения которого применяется этот вычет. Вычет в двойном размере будет предоставляться единственному родителю. Как только он вступит в брак, со следующего месяца ему будет полагаться одинарный вычет. Двойной вычет может получать и один из родителей при условии, что другой письменно откажется от вычета на ребенка.5

     ЕСН:

  • от налогообложения ЕСН освобождаются дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченные работодателем в пользу работника, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника;6
  • из объектов налогообложения исключена оплата обучения сотрудников. Не будет облагаться ЕСН оплата обучения по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, на профессиональную подготовку или переподготовку работников при условии, что данные суммы учтены в расходах при расчете налога на прибыль. Кроме того, исключены суммы процентов по займам, потраченным на покупку или строительство жилья, возмещаемые компаниями своим сотрудникам при условии, что они учтены в расходах при расчете налога на прибыль. Норма будет применяться до 1 января 2012 года.7

     Таким образом, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

     Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     В заключении можно сказать, что налоговая  политика является ключевым звеном экономической политики, представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

     Следует сказать, что налоговая система  России создается практически заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть  стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются, и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя.

     Система налогообложения должна учитывать  достижения науки и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей ситуации.

     В новой налоговой системе, исходя из федерального устройства России в  отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

    И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку,

   Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в условиях рыночных отношений, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

     Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.

     Несомненно, вся эта путаница с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов привести налоговую систему страны в соответствие мировым стандартам.

     И конечной целью налоговой политики государства в указанный период должно стать создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей условия для устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения

 
 
 

     Список  использованной литературы

 

     1.Конституция  Российской Федерации. – М.: Юридическая  литература, 2001.

     2. Брызгалин А.В. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. 2000. №1.

Информация о работе Особенности налоговой политики в современной России