Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
рассмотрение типов налоговой политики;
изучение методов и инструментов налогового регулирования;
исследование особенностей налоговой политики.
Введение 3
1 Налоги 5
1.1 Сущность и функции 5
1.2 Виды налогов 10
2 Налоговая политика государства 19
2.1 Цели и виды налоговой политики 19
2.2 Методы и инструменты налоговой политики 22
3 Особенности налоговой политики в современной России 26
3.1 Налоговая политика 2009 года 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Факультет
информационных технологий
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика»
на тему:
«Особенности
налоговой политики
в современной
России»
Пенза 2009
Содержание
Введение 3
1 Налоги 5
1.1 Сущность и функции 5
1.2 Виды налогов 10
2 Налоговая политика государства 19
2.1 Цели и виды налоговой политики 19
2.2 Методы
и инструменты налоговой
3 Особенности налоговой политики в современной России 26
3.1 Налоговая политика 2009 года 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Среди
экономических рычагов, при помощи
которых государство
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги и налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
1Налоги
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».1
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2
В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.3
Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
Являясь основной формой финансового обеспечения деятельности государства в условиях рыночного хозяйствования, налоги становятся одним
из мощнейших рычагов в руках государства, посредством которого оно может осуществлять регулирование процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, работ и услуг.
Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функция налога – это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Традиционно выделяют четыре функции налога.
Фискальная функция (от лат. fiscus – государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организации и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе.
Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:
Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объёмом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счёт налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня различных слоёв населения, но и позволяет в определённой мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертными платежами и услугами.
Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организации граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
Регулирующая
функция проявляется через комплекс мероприятий
в сфере налогообложении, направленных
на усиление государственного вмешательства
в экономические процессы (для предотвращения
спада или стимулирования роста производства,
научно технического прогресса, регулирования
спроса и предложения, объёма доходов
и сбережений населения, объёма инвестиций).
Суть регулирующей функции применительно
к общественному воспроизводству состоит
в том, чтобы посредством налогообложения
воздействовать не только на макроэкономические
пропорции, но и на поведение хозяйствующих
субъектов, и на экономическое поведение
граждан: их стремление к потреблению,
сбережениям, инвестициям. Данная функция
реализует не только экономические отношения
в иерархической подчинённости (государство-налогоплательщик)
Вполне обоснованным видится предполагаемое А.В.Брызгалиным4 выделение в регулирующей функции налогов трёх подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной.
Стимулирующая
подфункция заключается в формировании
посредством налогообложения
Информация о работе Особенности налоговой политики в современной России