Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
рассмотрение типов налоговой политики;
изучение методов и инструментов налогового регулирования;
исследование особенностей налоговой политики.
Введение 3
1 Налоги 5
1.1 Сущность и функции 5
1.2 Виды налогов 10
2 Налоговая политика государства 19
2.1 Цели и виды налоговой политики 19
2.2 Методы и инструменты налоговой политики 22
3 Особенности налоговой политики в современной России 26
3.1 Налоговая политика 2009 года 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определённых барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышение акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.
Эта подфункция в определённой мере является зеркальным отражением стимулирующей подфункции. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а, следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д.
Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потреблённых ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций.
Распределение налогов и сборов по определённым группам, обусловлено целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе этого распределения лежит совершенно определённый классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определённому уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
1. По способу взимания налоги разделяют на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.
Косвенные налоги – налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление. Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определённую устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности.
Косвенное
налогообложение менее заметно
и завуалировано для конечного
потребителя, так как номинальные
и фактические
Вместе
с тем при всех очевидных преимуществах
косвенные налоги имеют значимые
недостатки. В первую очередь они
не учитывают материального
Однако гармонизация налогообложения достигается за счёт разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых объективно определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета.
Следует отметить, что разделение налогов на прямые и косвенные хотя наиболее востребовано в теории и практике налогообложения, но не является универсальным.
Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: НДПИ, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (имуществом). Но такое отнесение будет очень условным, ведь эти налоги полностью перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. Их с той же долей условности можно отнести и к косвенным налогам.
Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определённой долей условности. Не все косвенные налоги в полном объёме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя этот налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определённых случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных. Действие ценовых механизмов, а, следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых – на производителя, косвенных – на потребителей) во многом определяется также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренций. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей – на монополистическом рынке.
2.По объекту налогообложения налоги можно разграничить: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).
Налоги с имущества (имущественные) − это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определённым имуществом или с операций по его продаже (покупке). Характерной чертой является то, что их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге – мощностью двигателя, налоге на имущество – стоимостью, в земельном налоге – несколькими характеристиками, например, назначением земель, кадастровой оценкой.
Налоги с дохода – это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощённой системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощённой системы на основе патента.
Налоги с потребления – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определённых групп товара, например, акцизы на отдельные виды товара, универсальными – все товары (работы, услуги), за отдельным исключением, например, НДС, а монопольными – производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.
Налоги с использования ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.
3. По субъекту обложения различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные.
Но теоретическая значимость данной классификации в последнее время существенно снизилась.
4. По способу обложения налоги разграничивают в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», « у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространённый способ определения налогового оклада – это «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, чтобы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведомлению» закладывается чаще всего в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом происходит исчисление и уведомление налогоплательщика. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).
5. По применяемой ставке налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твёрдые.
Налоги с процентными (адвалорными) ставками – это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков.
В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуществу налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). К таким налогам относят НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц.
В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует её прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку.
В
налогах с регрессивными
Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Простая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Сложная, или, как её ещё называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определённые части, при этом каждая последующая часть облагается повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.
В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают:
1) налоги с твёрдыми (специфическими) ставками – величина ставки устанавливается в абсолютной, твёрдой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Информация о работе Особенности налоговой политики в современной России