Особенности налоговой политики в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
рассмотрение типов налоговой политики;
изучение методов и инструментов налогового регулирования;
исследование особенностей налоговой политики.

Содержание

Введение 3
1 Налоги 5
1.1 Сущность и функции 5
1.2 Виды налогов 10
2 Налоговая политика государства 19
2.1 Цели и виды налоговой политики 19
2.2 Методы и инструменты налоговой политики 22
3 Особенности налоговой политики в современной России 26
3.1 Налоговая политика 2009 года 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     2) налоги с процентными (адвалорными)  ставками – величина ставки  устанавливается в процентном  исчислении от стоимостной оценки  объекта налогообложения (налоговой  базы); к таковым относятся, например, налог на прибыль, НДФЛ, НДС.

     3) налоги с комбинированными (смешанными) ставками – величина ставки  увеличивается посредством сочетания  (комбинирования) специфических и  адвалорных ставок; в качестве  основной здесь, как правило,  используется адвалорная ставка, но её применение ограничивается специфической ставкой снизу и (или) сверху определённой величиной налоговой базы; характерным примером такого налога является ЕСН,

     6. По назначению налоги делят  на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определённые приоритетами соответствующего бюджета, т.е поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов.  В отличии от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определённое целевое назначение и строго закреплены за определёнными видами расходов. Как правило, за счёт специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером специального налога служит ЕСН, поступления от которого формируют бюджеты трёх государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

     7. По срокам уплаты налоги подразделяются на срочные и периодические. Срочные (их ещё называют разовые) – это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определённого события или совершения определённого действия. К срочным налогам относится госпошлина. Периодические (их ещё называют регулярные или текущие) – это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки.

     8. По бухгалтерским источникам  уплаты налоги разграничиваются  по конкретным источникам их  уплаты в составе выручки предприятия и её структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

     К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

     Налогами  и сборами, относимыми на себестоимость  продукции, являются: ЕСН (для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам), акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

     К налогам, относимым на финансовый результат  деятельности, относят налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

     К налогам, относимым на оплату труда  и предпринимательский доход, относят: НДФЛ и ЕСН (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

     Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

     9. По принадлежности к уровню  правления налоги подразделяют  на федеральные, региональные  и местные. Данная классификация единственная, которая имеет законодательный статус – на ней построена вся последовательность изложения НК. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Налоговая политика  государства

     2.1 Цели и виды  налоговой политики

 

     Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

     При проведении налоговой политики государство  должно преследовать следующие цели:

     1) фискальную – перераспределение части создаваемого национального дохода в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития.

     2) экономическую – целенаправленное  воздействие на экономику через  налоговый механизм с целью  проведения структурных изменений  общественного воспроизводства, перераспределение национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальных разрезах, регулирование спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ.

     3) социальную – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счёт прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий.

     4) экологическую – охрана окружающей  среды и обеспечение рационального  природопользования за счёт усиления  роли экологических налогов и  штрафных санкций, как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологических ситуаций на своих территориях.

     5) контрольную – за счёт проведения  выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования, как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом.

     6) международную – укрепление экономических  связей с другими странами  за счёт заключения двухсторонних  и многосторонних соглашений  по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

     В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму политики. Выделяют, как правило, три типа налоговой политики:

  • Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объём госзакупок и инвестиций в определённые сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное) время. В такой политике приоритетными выступают фискальные и социальные цели.
  • Политика экономического развития характеризуется практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением государственных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей, сохраняя определённый объём инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и применяется, как правило, в период экономического спада, чтобы предотвратить наступление экономического кризиса. Приоритетными в данной политике выступают экономические цели.
  • Политика разумных налогов является определённым компромиссом между  двумя упомянутыми типами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объём социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

     Чаще  всего данные формы налоговой  политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо форма является превалирующей.

      

      

 
 

      

     2.2 Методы и инструменты налоговой политики

 

     Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

     Налоговую политику в Российской Федерации  осуществляют Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам.

     Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

  • управления;
  • информирования (пропаганды);
  • воспитания;
  • консультирования;
  • льготирования;
  • контролирования;
  • принуждения.

     Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

     Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

     Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

     Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

     Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлении: отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

     Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

     Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования, и принуждения теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитания населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

     Для достижения целей, стоящих перед  налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

     Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации:

  • применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
  • инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
  • применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
  • порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.

Информация о работе Особенности налоговой политики в современной России