Особенности международных валютных и финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. С середины XX столетия международные валютные отношения получают новый импульс развития. Интернационализация и глобализация мировой экономики способствует развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Сущность валютно-финансовой системы мира………………………... 6
Понятие валютно-финансовых отношений, валютной системы мира и ее эволюция……………………………………………………………………… 6
Элементы валютной системы мира………………………………………… 12
Валютный рынок и его сущность. Валютный курс и его регулирование. Факторы, влияющие на валютный курс…………………………………… 14

Раздел 2. Современное состояние валютно-финансовой системы мира и ее совершенствование………………………………………………………………… 22
2.1. Виды международных валютно-финансовых организаций, их классификация и роль в валютной системе мира………………….................................................. 22
2.2. Состояние и проблемы валютной системы мира на современном этапе……………. ………………………………………………………………….. 26
2.3. Перспективы развития……………………………………………………..... 30
Выводы………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Государственное   регулирование   направлено   на  преодоление   негативных последствий рыночного  регулирования  валютных  отношений  и  на  достижение устойчивого экономического роста, равновесия  платежного  баланса,  снижения роста  безработицы  и  инфляции  в  стране.  Оно  осуществляется  с  помощью валютной политики – комплекса мероприятий  в  сфере  международных  валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими  и  стратегическими  целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным  законодательством и валютными соглашениями между государствами. К мерам государственного  воздействия на  величину  валютного курса относятся:[7]

      А) валютные  интервенции;

      Б) протекционистские меры;

      В) дисконтная политика.

      Важнейшим  инструментом валютной политики  государств являются  валютные интервенции – операции центральных  банков  на  валютных  рынках  по  купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Цель  валютных  интервенций  –   изменение   уровня   соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников  валютного  рынка.  Действие механизма   валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для  того  чтобы  повысить  курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на  иностранную  валюту,  а следовательно,  увеличивается  курс  национальной  валюты.  Для  того  чтобы понизить курс национальной валюты,  центральный  банк  продает  национальную валюту, скупая иностранную.  Это  приводит  к  повышению  курса  иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. Для  интервенций,  как  правило,  используются  официальные   валютные резервы,  и  изменение  их  уровня  может  служить   показателем   масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров  или непосредственно  через операции  с банками,  на  срок  или с немедленным исполнением.

      Для  того чтобы валютные интервенции  привели к желаемым результатам   по изменению  национального  валютного  курса   в   долгосрочной   перспективе, необходимо:

     1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

     2. Доверие   участников  рынка  к  долгосрочной  политике  центрального

        рынка;

     3. Изменение  фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста,  темп  инфляции,  темп  изменения увеличения        денежной массы и др.

      Протекционистские  меры – это меры, направленные  на защиту  собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним  относятся,  в  первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения  –  законодательное  или административное  запрещение  или  регламентация   операций   резидентов   и нерезидентов с валютой или другими  валютными  ценностями.  Видами  валютных ограничений являются следующие:

    • Валютная блокада
    • Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты
    • Регулирование международных  платежей,  движения  капиталов,  репатриации
    • Прибыли, движения золота и ценных бумаг
    • Концентрация в руках государства иностранной  валюты  и  других  валютных ценностей.

      Государство  достаточно часто манипулирует  величиной валютного курса   с целью изменения условий внешней  торговли  страны,  используя  такие  методы  валютного  регулирования,  как  двойной  валютный   рынок,   девальвация и ревальвация. Еще одним методом регулирования валютных курсов является дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в  том  числе  с  целью  регулирования  величины   валютного   курса   путем воздействия на  стоимость  кредита  на  внутреннем  рынке  и  тем  самым  на международное движение капитала. В последние  десятилетия  ее  значение  для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Рассмотрим  факторы, которые влияют на валютный курс. Среди них можно выделить следующие:[4]

1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной  способности ( паритет покупательной  способности ), отражая действие  закона стоимости, служит своеобразным  хребтом валютного курса. Поэтому  на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценивание денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет.

Зависимость валютного  курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен.

2. Состояние  платежного баланса. Активный  платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.

3. Разница процентных  ставок в разных странах. Изменение  процентных ставок в стране  воздействует при прочих равных  условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу.

4. Деятельность  валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения “горячих” денег.

5. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.

Таким образом, величина курса национальной валюты будет  зависеть от объемов экспорта и импорта, притока и оттока капитала, изменения  резервных активов.

 

Раздел 2. Современное  состояние валютно-финансовой  системы  мира и ее совершенствование

 

Международная валютная система по своей сути является  набором неких правил и законов,  которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков  на  внешних  валютных  рынках. Цель  этих правил состоит в облегчении процессов международной торговли таким образом, чтобы все ее участники получали максимально возможную пользу,  обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которые представляет международная торговля. В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильный  фундамент  для  долгосрочного планирования международных торговых отношений и всемерно способствовать искоренению  разного  рода валютных  ограничений  и  протекционистских мер со стороны отдельных стран и их правительственных органов.

Большое влияние на международные  торговые отношения оказывают ведущие  промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

В настоящее время  лишь немногие страны не используют преимущества международного разделения труда, специализации  и кооперации. Возрастающая интернационализация  производства заставляет экономических  субъектов (предприятия, банки, физических лиц и т.д.) активно выходить на мировой рынок.

Мировой рынок и валютно-финансовые отношения в свое время регулируется различными экономическими организациями, структурными подразделениями ООН, речь о которых пойдет далее.

 

2.1. Виды международных  валютно-финансовых организаций, их классификация и роль в валютной системе мира

 

 

Институциональная структура  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Международные экономические  организации вступают во взаимоотношения  с правительствами отдельных  стран по поводу формирования собственного бюджета или иных фондов. Полученные средства используются на финансирование централизованных мероприятий, проектов и программ этих организаций. Таким образом, международные экономические организации обеспечивают централизацию определенной части международных финансовых ресурсов для обеспечения потребностей мирового хозяйства. Они финансируют отдельные проекты и программы, руководствуясь интересами именно мирового хозяйства в целом, а не отдельных стран. Нарастание процессов интеграции, интернационализации и глобализации хозяйственной жизни обуславливает необходимость усиления роли как действующих организаций, так и создание новых, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня централизации финансовых ресурсов, увеличения как их массы, так и объемов международных финансовых потоков. [1, c. 116]

Таким образом, международные экономические организации [6, с. 117] – это созданные на основе международного договора и статута для выполнения определенных функций объединения суверенных государств, которые имеют систему постоянно действующих органов, владеют международной правосубъектностью и основано в соответствии международного права, созданные для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов. Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:

- объединить усилия  мирового сообщества в целях  стабилизации международных финансов  и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное  валютное и кредитно-финансовое  регулирование;

- совместно разрабатывать  и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Международные организации  делятся на несколько типов по способу формирования доходов и характеру функционирования.[15, c. 48]

К первому типу относятся межгосударственные и международные фонды финансово-кредитных организаций.

Они функционируют на основе уставного капитала с долевым участием вкладчиков, предоставляя им целевые кредиты и создавая целевые фонды. В результате своей деятельности эти организации получают доходы, которые распределяются на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов.

К этому типу организаций  относятся Международный инвестиционный банк (МИБ), Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС), (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ). Роль финансов в функционировании международных банков и фондов заключается в том, что с их помощью осуществляется мобилизация средств уставного капитала и в процессе функционирования распределяется  выручка и прибыль, формируются фонды банков.

Второй тип организаций функционирует на основе бюджета, создаваемого ежегодными членскими взносами. Такими организациями являются международные и всемирные институты, координирующие деятельность национальных организаций в определенной области.

К ним относятся: Организация Объединенных Наций (ООН) со всеми ее институтами, во многих из которых участвует наше государство; Международное бюро времени, Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Всемирная федерация научных работников (ВФНР).

Третьим типом международных организаций являются научные программы и конгрессы. Они функционируют не постоянно, а их проведение осуществляется за счет финансирования участвующих сторон.

Например, Международная  биологическая программа (1964-1974 гг.). Международный геодинамический проект (1971-1980 гг.), Международный год спокойного солнца МГСС (1964- 1965 гг.) Всемирный горный Конгресс созывается раз в 2-3 года с 1957 г. и др. Эти организации проводят комплексы научных исследований учеными многих стран.

Четвертый тип международных организаций международные научные лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в определенных областях знаний.

Информация о работе Особенности международных валютных и финансовых отношений