Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономи¬ческие, политические и социальные преобразования, а эконо¬мика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалис¬тических стран, имеет одно избранное направление — социаль¬но ориентированная рыночная экономика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКОВ РЕСУРСОВ…………………………….
1.1. Рыночные институты……………………..................................... 7
1.2. Формирование рынка труда……………………………………… 11
1.3. Становление и развитие рынка капитала…….............................. 13
1.4. Валютный рынок страны…………………………………………..17
1.5. Фондовый рынок страны……………………………………………20
1.6 Природно- ресурсный рынок страны……………………………… 24
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ РЕСУРСОВ В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………….
2.1. Формирование рынка труда в Беларуси………………………….. 26
2.2. Валютный рынок…………………………………………………… 30
2.3. Фондовый рынок…………………………………………………… 31
2.4. Земельный рынок…………………………………………………… 34
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИАНИРОЛВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Рынок труда………………………………………………………. 36
3.2. Рынок ценных бумаг……………………………………………… 40
3.3. Валютный рынок………………………………………………….. 42
3.4. Рынок земли………………………………………………………… 43
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 47
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая Попко.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

     3.2 Рынок ценных бумаг

     Наиболее  важными проблемами белорусского рынка  ценных бумаг в настоящее время являются следующие: неразвит такой сегмент рынка, как рынок корпоративных облигаций: за 12 лет существования национального фондового рынка было осуществлено 4 выпуска корпоративных облигаций, из них 2 за 2003 г.; национальный рынок акций по-прежнему недостаточно ликвиден (коэффициент оборота 0,4 %) не только по сравнению с другими странами, но и в отношении национального рынка государственных ценных бумаг (5,6 %); ставки налогообложения на рынке ценных бумаг чрезмерно завышены, что серьезно тормозит развитие данного рыночного института; недостаточен уровень информационного и аналитического обеспечения населения и участников фондового рынка, в том числе информационной системы данных об эмитентах, состоянии торговли ценными бумагами этих эмитентов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Основной целью развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является создание целостного высоколиквидного прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг. Формирование такого фондового рынка невозможно без комплекса общих мер по созданию благоприятного инвестиционного климата, это — прежде всего обеспечение защиты прав собственников, изменение налоговой системы, либерализация валютного законодательства и др. Необходима глубокая модернизация и системы действующего фондового рынка.

     Совет Министров Республики Беларусь утвердил в ноябре 2002 г. Программу развития фондового рынка Республики Беларусь на 2002—2005 годы. Она реализуется по следующим направлениям: унификация  законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации;

совершенствование механизма привлечения инвестиций с помощью инструментов фондового рынка; организация торговли производными ценными бумагами; осуществление мероприятий по поэтапному снятию ограничений на отчуждение акций; создание благоприятного налогового климата с целью активизации фондового рынка; проведение согласованной политики при размещении ценных бумаг Правительства и Национального банка Республики 
Беларусь; совершенствование депозитарной  системы  Республики Беларусь;

подготовка условий  для создания негосударственных  некоммерческих ассоциаций участников фондового рынка; подготовка условий для создания системы институциональных инвесторов (банков, инвестиционных, страховых, гарантийных и пенсионных фондов) и инвестиционных консультантов; создание системы электронной торговли на фондовом рынке Республики Беларусь;

организация повышения  уровня информационного и аналитического обеспечения участников фондового  рынка; подготовка кадров.

     Успешное  выполнение мероприятий этой Программы  позволит трансформировать рынок ценных бумаг в соответствии с международными нормами, увеличить объемы торгов ценными бумагами, размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализацию национального фондового рынка.

В условиях глобализации мирового фондового рынка практически невозможно поддерживать изоляцию национальных фондовых рынков. Следовательно, важным направлением является интеграция финансовой системы Республики Беларусь в мировое инвестиционное пространство, в первую очередь путем выхода на рынок евробумаг как наиболее перспективного источника инвестиций для эмитентов стран с переходной экономикой, а также создания общего рынка ценных бумаг Союза Беларуси и России.

     Получение Республикой Беларусь кредитного рейтинга и выход на международный рынок путем выпуска еврооблигаций должны создать благоприятные предпосылки для использования иностранного капитала с целью развития национального фондового рынка, технологического перевооружения и наращивания производственного потенциала страны.

Отсутствие существенных объемов иностранных инвестиций в инструменты фондового рынка при сформированной инфраструктуре обусловлено теми же причинами, что и в целом для иностранных инвестиций. Низкая капитализация национального фондового рынка объясняется низким рыночным спросом и предложением на рынке ценных бумаг. Развитие спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке требует стабильной макроэкономической политики, направленной на увеличение объема сбережений и появление институциональных инвесторов, таких как пенсионные и инвестиционные фонды, повышение уровня монетизации экономики, на увеличение предложения ценных бумаг — повышение темпов приватизации и разгосударствления.

     3.3 Валютный рынок

     В Беларуси создана и функционирует  институционально-правовая и организационная структура валютного рынка, в основном соответствующая современным требованиям. Несмотря на позитивные тенденции в его развитии, предстоит еще очень большая работа по совершенствованию функций, инструментов и механизмов валютных торгов на всех сегментах рынка, доведение его характеристик до мировых стандартов. В этом плане большие задачи стоят перед банковской системой, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», другими участниками валютных торгов по развитию инфраструктуры рынка, введению новых инструментов, кадровому и информационно-компьютерному обеспечению валютного рынка. В связи с перспективой создания валютного союза с Россией предстоит огромная работа по унификации законодательства, созданию предпосылок к сближению базовых характеристик экономических систем Беларуси и России. В этом контексте большие задачи стоят в области развития международного сотрудничества со странами СНГ и Единого экономического пространства (ЕЭП).

     Итак, исследовав развитие рынка капиталов, можно сказать, что важнейшая проблема на современном этапе развития рынка капиталов — отставание его объема и динамики от динамики роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор экономики. Для создания условий экономического роста рыночные инструменты должны не столько обслуживать преимущественно спекулятивные сделки, сколько обеспечивать трансформацию сбережений в инвестиции, осуществляя при этом свою основную макроэкономическую функцию. Это позволит создать в Беларуси эффективную инвестиционно-инновационную модель развития.

     3.4 Рынок земли

Оценивая природно-ресурсный  потенциал Беларуси, следует признать, что в целом он не соответствует уровню развития и концентрации производительных сил, который характеризуется более высокими показателями.

     В Программе ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2001— 2005 гг. в качестве приоритетных определены следующие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

     Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях. Особенно это актуально в отношении добычи нефти, извлечение которой в условиях Беларуси не превышает 40 %, в то время как новейшие технологии позволяют повысить этот показатель до 60 %. Внедрение прогрессивных технологий при разработке Старобинского месторождения калийных солей обеспечит более рациональное использование запасов, сокращение отходов калийного производства до 10 % и уменьшение оседания земной поверхности на 15—20 %. Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для производства строительных материалов связано с сокращением потерь сырья в процессе добычи и производства, использованием низкосортного сырья, вторичных ресурсов. Выполнение программы геологоразведочных работ позволит расширить минерально-сырьевую базу и повысить ресурсообеспеченность ряда отраслей национальной экономики.

     Управление  земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной  земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов как неотъемлемого условия устойчивого социально-экономического развития страны. Основной задачей текущего периода является совершенствование земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования. Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает: совершенствование  законодательной  базы,  формализующей государственную земельную политику и обеспечивающей нормативно-правовое регулирование земельных преобразований; развитие структуры органов государственного управления в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель; проведение землеустройства как системы юридических, экономических и технических мероприятий по практической реализации государственной земельной политики; ведение государственного контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблюдения земельного законодательства в условиях реформирования земельных отношений; создание  и  ведение  современного  государственного  земельного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех элементов механизма управления земельными ресурсами. Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства, радикальным улучшением результативности использования этого ресурса во всех без исключения сегментах экономики. Генеральным направлением в распределении земель в процессе хозяйственной деятельности остается учет необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры. Однако сельскохозяйственное использование земель не всегда может быть признано как наиболее рациональное. Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение в народнохозяйственный оборот ранее не используемых территорий. Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. Собственность, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от хода реформ собственности, их темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господствуют только один субъект собственности — государство, и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. Основным субъектом  земельного рынка  нашей страны является государство, оно же владелец всех земельных ресурсов и регулятор земельных отношений. Подобная монополия во многом наследие командно-административной системы, однако, существует ряд факторов, которые удерживают государство от масштабных преобразований. Главным из них является ограниченность в природных ископаемых, которая усугубилась после развала СССР, вследствие разрыва экономических связей и потерей источников сырья. Само предназначение БССР, как «сборочного цеха» обуславливает низкую степень разработанности полезных ископаемых. Ранее действовавшее законодательство не допускало аренды земли и других средств производства. Реформация общественных отношений способствовала созданию условий для эффективного использования земли, природных ресурсов и имущества усилению заинтересованности в развитии производства более полному удовлетворению социальных потребностей, появлению новых форм использования земли. Одной из них является аренда земли. 
 
 

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Выше  рассмотрены проблемы формирования и развития институтов рынка в переходной экономике Беларуси и их конкретная реализация в виде рынка капитала, рынка труда, валютного и фондового рынков, рынка товаров и услуг. Все эти сегменты рыночной экономики развиты неравномерно.

     Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) и рынок услуг в переходный период мало отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и т.д. Это обусловлено тем, что обмен товарами (услугами) — наиболее элементарная и древняя форма рыночного обмена, не требующая сложных и принципиально новых организационных и правовых условий.

     Однако  другие сегменты рыночного хозяйства  развиты значительно слабее (рынки труда, капитала, земли и др.) из-за слабости институционально-организационной основы рынков,  в том числе биржевого механизма. Пока очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятий и трудностей смены места жительства для переезда на новую работу.  Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсов играет и продажа корпоративных ценных бумаг, имеющая существенное значение для перелива капитала в западных экономиках и т.д.

     Неравномерное развитие различных сегментов рынка, или структурная асимметричность, и очень слабое развитие некоторых институтов рынка или институциональная неполнота — главные особенности настоящего периода перехода к рыночной экономике в Беларуси. Это порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования (нерыночные формы поведения предприятий, предпочтение административных методов управления экономикой и т.п.). Все это — предмет дальнейших реформ.

     Создавая  условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

     Весьма  важно, что модель социально ориентированной  рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Информация о работе Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой