Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономи¬ческие, политические и социальные преобразования, а эконо¬мика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалис¬тических стран, имеет одно избранное направление — социаль¬но ориентированная рыночная экономика.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКОВ РЕСУРСОВ…………………………….
1.1. Рыночные институты……………………..................................... 7
1.2. Формирование рынка труда……………………………………… 11
1.3. Становление и развитие рынка капитала…….............................. 13
1.4. Валютный рынок страны…………………………………………..17
1.5. Фондовый рынок страны……………………………………………20
1.6 Природно- ресурсный рынок страны……………………………… 24
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ РЕСУРСОВ В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………….
2.1. Формирование рынка труда в Беларуси………………………….. 26
2.2. Валютный рынок…………………………………………………… 30
2.3. Фондовый рынок…………………………………………………… 31
2.4. Земельный рынок…………………………………………………… 34
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИАНИРОЛВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Рынок труда………………………………………………………. 36
3.2. Рынок ценных бумаг……………………………………………… 40
3.3. Валютный рынок………………………………………………….. 42
3.4. Рынок земли………………………………………………………… 43
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 47
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 49
Кредитный рынок — одна из составляющих «большого» рынка — представляет собой специфическую сферу кредитных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности, платности и срочности. Кредитный рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капитала.
Следует отметить,
что в переходных экономиках, в
том числе в Беларуси, эти ключевые
рыночные институты еще недостаточно
развиты. Наследие командно-административной
системы преодолевается с большим трудом,
в экономике монополии сохранились, и
многие из них даже укрепили свои позиции.
Тем не менее, по мере роста открытости
белорусской экономики внешнему миру
и освоения государством методов антимонопольной
политики постепенно зарождается конкурентная
среда. Созданы почти все базовые элементы
рыночной системы: негосударственные
финансовые учреждения (коммерческие
банки, страховые компании, инвестиционные
фонды, фондовые биржи и т.д.), а также рыночные
финансовые механизмы и инструменты (бюджет,
налоги, валютный курс и т.д.). Но для ее
полноценного функционирования необходимы
более глубокие и всесторонние институциональные
преобразования, в том числе увеличение
потенциала и совершенствование созданных
институтов, например, налоговой системы,
а также формирования новых институтов:
рынков капитала, земли, труда, которые
пока находятся в зачаточном состоянии.
Все это требует комплексных и последовательных
мер по укреплению института частной собственности,
проведению эффективной приватизации,
совершенствованию механизмов банкротства
несостоятельных предприятий и выведению
их из экономического оборота без нанесения
существенного ущерба коллективам работников
(путем создания новых рабочих мест, развития
мелкого и среднего бизнеса в органической
связи с крупными предприятиями, формирования
механизмов межотраслевого и межрегионального
переливов рабочей силы и т.д.). Институционально-
Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Как фактор производства труд является самым значимым из всей совокупности факторов. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП. В этом контексте труд в рыночной экономике имеет форму рабочей силы, или способности человека к трудовой деятельности, которая продается и покупается на рынке труда (точнее, услуг рабочей силы).
Исходя из этого, рынок труда можно определить как многомерную, многоуровневую систему рыночных институтов, организаций и учреждений госсектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (типа профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда и выполняющих для этого многочисленные функции как на микро-, так и на макроуровне. Это прежде всего условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, направления и механизмы повышения квалификации и переквалификации работников и многое другое. Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен. При этом главную роль играют: методы установления заработной платы, дающие стимул к производительной работе и мобильности рабочей силы и при этом сводящие к минимуму инфляционное деление; меры по обеспечению занятости, которые бы одновременно облегчали перемещение трудовых ресурсов с целью большей продуктивности.
Для эффективности функционирования рынков рабочей силы в условиях свободы предпринимательства требуется соответствующая экономическая инфраструктура, характерная для развитой рыночной экономики — частная собственность, конкуренция, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.
Разграничение сфер влияния рынка и государства во многом является центральным моментом экономических реформ в социально-трудовых отношениях. Эта фундаментальная проблема поиска оптимального сочетания прямых и косвенных методов регулирования рынка труда по-разному решается в переходных экономиках различных стран, но наибольший опыт в этой области накоплен в высокоразвитых странах.
В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущая скорость и глубина изменений, связанных с развитием высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду (фирм, организаций), требующую от компаний гибкого реагирования на рыночные сигналы. Жесткое регулирование препятствует как экономическому росту, так и реструктуризации экономики, вызываемой ростом информационных и телекоммуникационных технологий, глобализацией, а также динамичными изменениями в окружении компаний.
Несмотря на различия в степени и методах регулирования рынка, равитые страны в своей экономической политике в области занятости решают и ряд общих проблем: повышение производительности труда и занятости одновременно на основе структурных изменений, комплексной трансформации в направлении «новой экономики»; рост степени гибкости в политике занятости, непрерывное повышение образовательного уровня служащих компании как факторов создания информационного (знания) и инновационного потенциалов фирм, определяющих их конкурентоспособность на рынке; совершенствование системы образования (его направлений и качества) с учетом структурной трансформации и меняющихся требований рынка; сочетание действия факторов регулирования и дерегулирования с целью снижения издержек на рабочую силу, налоговой нагрузки на труд, изменения их структур для роста производительности труда и создания новых рабочих мест.
Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это создание и развитие законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, новой культуры деловых отношений, контрактного права, укрепление доверия между хозяйственными субъектами, реформирование трудовых отношений и создание новой системы социальной защиты населения и т.д.
1.3 Становление и развитие рынка капитала
С переходом к рыночной экономике в Беларуси была демонтирована советская модель сверхцентрализованной плановой экономики, в которой отсутствовал рынок капитала, а распределение ресурсов (основных фондов, инвестиций и др.) осуществлялось посредством фондирования и централизованного материально-технического снабжения в системе Госплана и Госснаба бывшего СССР. В экономической теории рынок капитала — это органическая часть рынка факторов производства. И когда речь идет о капитале как факторе производства, то имеют в виду реальный (физический) капитал, включающий созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инвестиционные товары, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека.
Когда речь идет о рынке капитала, то имеют в виду рынок финансового капитала, прежде всего кредитный рынок. Проходя через три стадии: обращение (в сфере обращения фирма покупает на деньги необходимые ей средства производства и рабочую силу), производство (в этой сфере средства производства и рабочая сила создают товар и его стоимость) и снова обращение (здесь товар превращается из товарной в денежную форму), капитал фирмы переходит из одной функциональной формы в другую — денежную, производительную, товарную вплоть до возвращения в денежную форму. Таким образом осуществляется кругооборот капитала и выход его на рынок как в форме реального капитала, так и в форме денежного. Капитал в виде средств производства физически не может переливаться из одних отраслей в другие, а без такого межотраслевого перелива рыночная экономика функционировать не в состоянии. Трансформацию денежного капитала в ссудный капитал обеспечивает кредит. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы субъектов хозяйствования, сектора домашних хозяйств и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим прежде всего как эластичный механизм перемещения капитала из одних отраслей в другие и управления нормой прибыли.
Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставляемый в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками, собственниками и их фирмами образует движение капитала. Потоки капитала, в том числе международные, подразделяют на ряд форм. Прежде всего, по функциональному предназначению различают движения ссудного капитала (в виде кредита) и предпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяют частный и государственный капитал, по целевому назначению — частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции; по срокам движения — кратко-, средне- и долгосрочный капитал.
Краткосрочный капитал — капитал, мобилизованный на краткосрочный период с целью покрытия дополнительного спроса на денежные средства. Ценные бумаги — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах. Ценная бумага выступает как документ, определяющий долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эмитентом в лице компаний, муниципалитета или государства, а также указывающий другие права собственности.
Рынок ценных бумаг — часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.
Рынок ссудных капиталов — это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для целей финансирования (инвестиций).
Рынок капиталов — долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. В настоящее время рынок капиталов не ограничивается фондовыми биржами, так как во многих странах получили развитие «внебиржевые» и «околобиржевые» рынки и их значение непрерывно возрастает. Рынок ссудных капиталов носит «оптовый» характер, т.е. включает главным образом достаточно крупные операции. Важнейшей экономической функцией рынка ссудных капиталов является формирование цены ссудного капитала (процента) на основе спроса и
В последние годы рынок ссудных капиталов получил мощное развитие, бурно росли его масштабы, менялась структура, появились новые сегменты рынка, новые инструменты и операции, ускорился процесс финансовой инновации, усилились тенденции к секьюритизации, повышению роли забалансовых операций, сближению национальных рынков. Чрезвычайно широкое распространение на международном рынке получили валютные и процентные свопы, с которыми сегодня связано большинство облигационных займов, схемы страхования валютных и процентных рисков
Таким образом, с точки зрения экономики в целом рынок, на котором промышленность и торговля, государство и местные органы власти мобилизуют долгосрочный капитал, и образует рынок капиталов. Деньги поступают от частных инвесторов, страховых компаний, пенсионных фондов и банков и, как правило, перераспределяются эмиссионными домами и коммерческими банками. Эмиссионный дом — финансовое учреждение, обычно торговый (коммерческий) банк, которое специализируется на размещении ценных бумаг частных компаний на фондовой бирже. Фондовые биржи также являются частью рынка капиталов, где они формируют рынок акций и облигаций, которые будучи выпущенными и представляют собой капитал. Именно наличие и развитость рынков капиталов отличают промышленно развитые страны от развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в которых возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены. Изложенная архитектура и механизм функционирования основных сегментов рынка капитала в высокоразвитых странах, их важнейшие особенности по мере перехода к рыночной экономике находят применение в Беларуси. Уже в 1992—1994 гг. были приняты законодательные и нормативные акты о функционировании валютного механизма на рыночных принципах, о движении капитала в товарной и денежной формах. В январе 1994 г. Национальным банком Республики Беларусь принято «Положение о порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала». Тем самым был создан обязательный (правовой) режим для всей совокупности валютных операций на рынке капитала (инвестиций, экспортно-импортных операций, кредитов и депозитов и др.). Многоплановые отношения с рынком ссудных капиталов складываются у правительства и Национального банка Беларуси в рамках проведения денежно-кредитной политики, оптимизации соотношения регулирования и дерегулирования валютно-кредитных рынков, реализации инвестиционных программ. Общее регулирование рынка капиталов и так называемый «разумный надзор» реализуются также путем принятия законодательных актов о деятельности банков и эмиссии ценных бумаг. Через Национальный банк, Министерство финансов и другие учреждения государство устанавливает детальные правила эмиссии и вторичного оборота, разрешает новые инструменты и операции, выдает лицензии на участие в тех или иных сделках, санкционирует открытие бирж и других рынков, устанавливает формы отчетности и операционные стандарты. Регулирование рынка ссудных капиталов (или ослабление ограничений и запретов) связано со стремлением государства воздействовать на макроэкономические процессы, поддерживать конкурентоспособность национальной кредитной системы, стимулировать развитие конкуренции, привести национальную практику в соответствие с международной. Функционирование рынка ссудных капиталов базируется на специальном институциональном механизме. Технико-организационную основу составляют Национальный банк, коммерческие банки, брокеры и другие учреждения, которые являются посредниками в движении ссудного капитала. В настоящее время институциональный механизм включает также биржи, расчетные центры, электронные операционные системы и др. Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения складывается в стране с конца 80-х гг. XX в., постепенно развивается фондовая торговля, или обращение акционерного капитала, по мере акционирования и приватизации. Конечно, десять лет — это небольшой период для вызревания таких сложных экономических структур, которые на Западе складывались в течение нескольких столетий. Тем не менее, становление состоялось. В последние четыре года созданы торгово-клиринговая, расчетная, депозитарная и техническая инфраструктуры для обслуживания валютного и фондового рынков.
Информация о работе Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой