Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономи¬ческие, политические и социальные преобразования, а эконо¬мика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалис¬тических стран, имеет одно избранное направление — социаль¬но ориентированная рыночная экономика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКОВ РЕСУРСОВ…………………………….
1.1. Рыночные институты……………………..................................... 7
1.2. Формирование рынка труда……………………………………… 11
1.3. Становление и развитие рынка капитала…….............................. 13
1.4. Валютный рынок страны…………………………………………..17
1.5. Фондовый рынок страны……………………………………………20
1.6 Природно- ресурсный рынок страны……………………………… 24
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ РЕСУРСОВ В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………….
2.1. Формирование рынка труда в Беларуси………………………….. 26
2.2. Валютный рынок…………………………………………………… 30
2.3. Фондовый рынок…………………………………………………… 31
2.4. Земельный рынок…………………………………………………… 34
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИАНИРОЛВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Рынок труда………………………………………………………. 36
3.2. Рынок ценных бумаг……………………………………………… 40
3.3. Валютный рынок………………………………………………….. 42
3.4. Рынок земли………………………………………………………… 43
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 47
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая Попко.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

     Тенденции развития отдельных сегментов в 2002 и 2003 гг. показывают, что по-прежнему наиболее развитым, надежным и ликвидным является рынок государственных ценных бумаг.

     Существуют  разнообразные формы вложения капитала, которые различаются по ряду факторов: в ценные бумаги и недвижимость; долговые обязательства; акции и опционы; с меньшим или большим риском; на короткий или длительный срок; прямые и косвенные.

     В настоящее время в республике действует модель фондового рынка, включающая Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и эффективную инфраструктуру, состоящую из центрального депозитария УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг», расчетно-клиринговой системы и единой «Белорусской валютно-фондовой биржи». Создана единая двухуровневая депозитарная система, в составе которой государственное предприятие Республиканский центральный депозитарий и 54 депозитария-корреспондента, которые осуществляют ведение реестров всех эмитентов Республики Беларусь. Тем самым разрешена основная проблема привлечения иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги республики — переход прав собственности на ценные бумаги. Учет прав собственности теперь осуществляется по мировым стандартам с использованием депозитарных технологий, что, кроме сохранности ценных бумаг, обеспечивает надежность, скорость и простоту оформления сделок с ценными бумагами. В стране создана также система регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг, состоящая из органов государственного управления, в чью компетенцию входят вопросы межгосударственного обращения ценных бумаг и нормативно-правовой базы этого процесса.

     В целом можно констатировать, что  в Беларуси удалось создать элементы инфраструктуры фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг, однако недостаточные темпы рыночных преобразований и низкая инвестиционная активность оказывают негативное влияние на развитие самого фондового рынка. 

     2.4 Земельный рынок

     Земельный фонд Республики Беларусь — это  площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами. По состоянию на начало 2004 г., земельный фонд страны распределялся следующим образом (по категориям землепользователей): сельскохозяйственные организации — 8661 тыс. га (41,7 %); граждане — 1397 тыс. га (6,7 %); крестьянские (фермерские) хозяйства — 180 тыс. га (0,9 %); земли запаса и государственных лесохозяйственных организаций — 8490 тыс. га (40,9 %); прочие землепользователи — 2032 тыс. га (9,8 %).

     Наибольшие  площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями — это те участки земли, которые используются в сельскохозяйственном производстве. Они различаются по природным особенностям и сельскохозяйственному назначению. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают наибольшую площадь (9205 тыс. га, или 44,3 %), что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны.

     Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли, промышленные запасы которых по двум разведанным месторождениям (Старобинскому и Петриковскому) составляют 6,7 млрд. т, а прогнозные — свыше 80 млрд. т. Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича. Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод.[3,с.69]

                                                                              Таблица 2.3 -  Минерально-сырьевые ресурсы Республики Беларусь 

Вид сырья Количество  месторождений (2003 г.) Промышленные  запасы
 
 
всего разрабатываемые нераз-раба-тыва-емые ед. 2001 г. 2020 г. прогноз
Нефть 65 39 26 млн т 62,7 49,6
Торф 9191   ... млн т 258 271
Бурые угли   _ 2 млн т 99,3 119,3
Калийные  соли 2 1 1 млн т 6998,4 5988,0
Каменная  соль 3 2 1 млн т 21992 21912
Доломит 1 1 _ млн т 746,2 623,0
Сапропели (озерные) 1933     млн м3 72,6 63,7
Пески формовочные 2 1 1 млн т 37,6 29,0
Сырье для производства строительных материалов:

пески стекольные цементное сырье

 мел

 камень строительный камень облицовочный пески строительные песчано-гравийные смеси

 глины легкоплавкие глины тугоплавкие

 
 
 
2

8

32

3

1 100

153 

227

6

 
 
 
1

6

5

2

1

39

95 

103

3

 
 
 
1

12

27

1

-

61

58 

124

3

 
 
 
млн т млн т млн т

млн м3

млн м3 млн м3

млн м3 

млн м3 млн т

 
 
 
15,2 851 206,6

573,6

3,3

476

682,6 

297,8 52,9

 
 
 
11,2 824 215,6

487

7,8

534

696,0 

291,0 53,3

Железные  руды 2 - 2 млн т 230 230,4
Гипс       млн т 84,1 43,2
Фосфориты 4 _ 4 млн т
    5,1
    4,9
Каолины 4 - 4 млн т
    3,5
    8,5
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3

     ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ  В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 

     3.1 Рынок труда

     Проводимые  в стране преобразования, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни населения, требуют создания адекватных организационно-правовых условий для перехода к активной политике на рынке труда. Государственное регулирование занятости населения представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. При этом система управления занятостью населения должна включать два компонента. Первый из них предусматривает целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения качества труда, второй заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита. Государственная политика занятости населения должна быть направлена главным образом на формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, повышение действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов Должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан. Таким образом, основными направлениями совершенствования государственного регулирования занятости населения являются: развитие правовой и экономической инфраструктуры рынка труда; сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства; содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения; создание развитой системы профобразования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса; внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда; совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды; содействие занятости маргинальных групп населения; совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы; поощрение территориальной мобильности рабочей силы, в том числе внешней трудовой миграции.

     Соответственно  политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда. Не менее важно проводить эффективную политику в области оплаты труда, трудовой миграции населения в направлении поощрения отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы и др.

     Согласно  прогнозным расчетам, общая численность трудовых ресурсов в 2005 г. увеличится до 6215—6230 тыс. чел., а число занятых в экономике страны в 2005 г. может уменьшиться на 300 тыс. чел. (до 4300 тыс.). Эти тенденции ставят сложные задачи в области развития и регулирования рынка труда. Стратегическая цель — обеспечение рациональной занятости населения — может быть достигнута лишь в отдаленной перспективе. Но обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам. Так, если Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы предусматривалось обеспечить стабильный уровень занятости, повышение эффективности использования трудовых ресурсов, то программой социально-экономического развития на 2001—2005 годы поставлена задача формирования рациональной структуры занятости населения на основе повышения качества рабочих мест. Программой предусматривается активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест. Предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы до 2 % экономически активного населения. При этом особое внимание должно уделяться адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.

     Анализ  процессов, происходящих на рынке труда, существующих тенденций и динамики их развития, основных факторов, определяющих положение в сфере занятости, дает основание полагать, что в ближайшей перспективе конъюнктура рынка труда будет по-прежнему трудоизбыточной и напряженность на нем будет возрастать. Продолжится процесс высвобождения рабочей силы, что будет обусловлено более эффективным использованием рабочей силы, улучшением ее кадрового состава, ростом производительности труда, проведением приватизации объектов государственной формы собственности, оптимизацией численности работников в промышленности и других отраслях экономики реформированием агропромышленного комплекса республики, развитием сферы услуг (до 60 % занятых в экономике), рационализацией сети учреждений общего и среднего образования.

     В прогнозных документах долгосрочного  характера (НСУР-2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленно решать следующие задачи: на  2006—2010 гг.  —  содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда; после 2010 г. — достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест. Основные усилия в эти периоды должны быть направлены: на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда; совершенствование структуры рабочих мест; содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы; создание действенной системы поддержки малого бизнеса; развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; широкое внедрение альтернативных видов занятости и гибких режимов рабочего времени; формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и роста его эффективности. Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства. Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. При этом социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство. Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и прежде всего — Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. Речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства; признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов; разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

     Общим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается перевод его на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

Информация о работе Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой