Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономи¬ческие, политические и социальные преобразования, а эконо¬мика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалис¬тических стран, имеет одно избранное направление — социаль¬но ориентированная рыночная экономика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКОВ РЕСУРСОВ…………………………….
1.1. Рыночные институты……………………..................................... 7
1.2. Формирование рынка труда……………………………………… 11
1.3. Становление и развитие рынка капитала…….............................. 13
1.4. Валютный рынок страны…………………………………………..17
1.5. Фондовый рынок страны……………………………………………20
1.6 Природно- ресурсный рынок страны……………………………… 24
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ РЕСУРСОВ В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………….
2.1. Формирование рынка труда в Беларуси………………………….. 26
2.2. Валютный рынок…………………………………………………… 30
2.3. Фондовый рынок…………………………………………………… 31
2.4. Земельный рынок…………………………………………………… 34
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИАНИРОЛВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Рынок труда………………………………………………………. 36
3.2. Рынок ценных бумаг……………………………………………… 40
3.3. Валютный рынок………………………………………………….. 42
3.4. Рынок земли………………………………………………………… 43
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 47
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая Попко.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

     Минерально-сырьевые ресурсы. Основой развития современной  индустрии и ряда направлений  научно-технического     прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

     В отличие от геологического понятия  «минерал» понятие «минеральные ресурсы»  - экономическое и не находится в прямой зависимости от какого-либо определенного и неизменного содержания полезных веществ в горных породах. Развитие научно-технического прогресса обеспечивает вовлечение в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых с более низким содержанием полезных веществ, более высоким содержанием вредных примесей и менее благоприятными горногеолоческими  условиями   залегания,   что   в  свою   очередь   способствует расширению круга минерально-сырьевых ресурсов.

     Минеральные ресурсы как предмет труда  используются в сфере производства товаров и, главным образом, в промышленности, являются материальной основой и активным элементом развития производства. По мере развития науки и совершенствования средств труда увеличивается роль минеральных ресурсов как важнейшего фактора развития и размещения производительных сил, специализации и концентрации производства.

Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источник энергии в мировом хозяйстве и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования многих промышленных комплексов, в том числе нефтехимического, газохимического, углехимического и т.п. Развитие ведущих отраслей тяжелой индустрии, особенно черной и цветной металлургии, основывается на рудном сырье. Велика роль минерального сырья в химической промышленности, которая широко применяет апатиты и фосфориты, поваренную и калийную соли, серу и другое горно-хи-мическое сырье. Некоторые минералы и продукты их химической переработки используются в виде лекарств и радиоактивных веществ для лечебных целей и т.д.

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ РЕСУРСОВ В БЕЛАРУСИ 

     2.1 Формирование рынка труда в Беларуси

     Активные  рыночные преобразования в экономике  Беларуси велись в 1992—1994 гг., когда  разрушалась система централизованного управления и начиналось быстрое, достаточно либеральное вхождение в рынок, однако соответствующих сильных институтов рыночного характера создано не было, а неформальные институты, по сути, в основном были постсоциалистическими и нерыночными. Сложное положение в социально-трудовой сфере усугублялось общим кризисом экономики страны, что привело к замедленному созданию необходимых социально-экономических предпосылок для реализации декларированного права частной собственности на рабочую силу, неразвитости рыночной инфраструктуры, стихийному характеру взаимодействия спроса и предложения рабочих мест на рынке труда. Совершенно новым явлением для переходной экономики стало появление безработицы — чрезвычайно сложного по своей экономической, социальной, политической природе феномена рыночной экономики. С развитием конкуренции на рынке товаров и услуг, внедрением более жесткого режима финансирования предприятия вынуждены были более эффективно использовать ресурсы труда, определяя их численность с учетом реальных потребностей производства, что объективно привело к сокращению спроса на рабочую силу и высвобождению работников, появлению безработных граждан. Впервые за весь период развития республики численность занятых в народном хозяйстве начала сокращаться — с 5 млн в 1991 г. до 4,4 млн чел. в 1995 г. Число безработных возросло за этот период с 2,3 тыс. почти до 115 тыс. чел.

     Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому политика государства в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда в трансформационный период.

     С 1995 г. начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости. За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости.

     В 1995 г. экономически активное население Беларуси составляло 4,5 млн чел., в том числе занятое население — 4,4 млн чел. и безработные — 115 тыс. чел. В 2003 г. экономически активное население уменьшилось до 4,4 млн, из которых занятых в экономике стало 4,3 млн чел. и около 140 тыс. безработных.

     Формирование  и функционирование рынка труда  в 1995— 2003 гг. происходили в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов государственного управления и характеризуются увеличением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в связи с сокращением численности (штата) работников или ликвидацией организаций и, как следствие, притока граждан в органы государственной службы занятости. Основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее. В табл. 2.1. представлены данные о движении рабочей силы в Республике Беларусь за 1995, 2000 и 2003 гг.

                                                      Таблица 2.1 - Движение рабочей силы в Республике Беларусь

Показатель 1995 г. 2000 г. 2003 г.
Занято  в экономике — всего, тыс. чел. 4410 4440 4300
Принято на работу, тыс. чел. 584,6 849,9 785,0
Уволено, тыс. чел. 799,1 887,6 825,0
Соотношение между принятыми и уволенными, %  
73,2
 
95,8
 
95,2
Из  числа уволенных в связи с  сокращением численности или штатов, тыс. чел.: процент от уволенных 83,4

10,4

12,9

1,5

33,0

4,0

Сальдо  движения рабочей силы, тыс. чел. -214,5 -37,7 -40,0
Оборот  рабочей силы, тыс. чел. 1383,7 1737,5 1610,0
Коэффициент оборота рабочей силы, % : общий по приему по выбытию 34,2

14,4

19,8

47,4

23,2

24,2

42,8

20,9

21,9

Вынужденная неполная занятость — всего, тыс. чел. В том числе: работали неполное рабочее время по инициативе нанимателя процент от среднесписочной численности находились в отпусках по инициативе нанимателя процент от среднесписочной численности 980,8

346,2  

8,6

634,6 15,7

364,1

150,8

 4,1

213,3

5,8

79,4  
 
 

356,6

197,9

 5,3

158,6

4,2

78,7 
 
 

Безработные 114,6 96,0 141,0
 

     Напряженность на рынке труда после достаточно продолжительного периода относительной стабилизации вновь начала обостряться во второй половине 2001 г., а в 2002—2003 гг. приобрела устойчивый характер. Это обусловлено приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации численности работников организаций, повлекших за собой высвобождение излишней рабочей силы.

     Отличительной особенностью развития рынка труда  в последние годы стал постепенный переход вынужденной неполной занятости в регистрируемую безработицу. В связи с высвобождением в 2003 г. уволено 33 тыс. чел., что в 2,5 раза больше, чем в 2000 г.

     Безработица- это процесс снижения численности трудоспособных трудовых ресурсов, занятых работой. Уровень безработицы определяется как отношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные). В 1991 г. уровень безработицы составлял 0,05 %, в 1995 г. — 2,9, в 2000 г. — 2,1, в 2003 г. — 3,1 %.

     Причины безработицы различны. Ряд из них  связан с объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. Различают фрикционную, структурную (технологическую), сезонную, циклическую формы безработицы.

     Вся деятельность органов государственной службы занятости направлена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.

Достижению указанных  целей и смягчению напряженности  на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. В целом основные показатели этих программ занятости населения выполняются успешно. Государственная служба занятости обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

     Проблемы  занятости решаются исходя прежде всего  из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости.

     Важным  направлением деятельности является создание новых рабочих мест с использованием средств государственного фонда содействия занятости (в 1996—2003 гг. их было создано свыше 500 тыс.). В значительной мере смягчению негативных последствий безработицы и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность безработным и незанятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице. Социальная поддержка безработных осуществляется путем выплаты им пособия по безработице и материальной помощи на период активного поиска работы. По состоянию на 1 января 2003 г. пособие по безработице получали 59,7 тыс. чел., или 45,7 % состоящих на учете безработных.[3,с.500] 

     2.2 Валютный рынок

     Республика  Беларусь приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Оно осуществлялось не с чистого листа, а в недрах плановой экономики, командно-административной системы, которые предстояло демонтировать. Процесс демонтажа старых и построение новых, рыночных, структур в денежно-кредитной и валютной сферах начался с создания основных законодательных и нормативных актов, регулирующих валютные операции в стране

     Состояние и динамика валютного рынка в  стране характеризуется: средневзвешенным курсом белорусского рубля к российскому рублю, доллару США, евро; оборотом иностранной валюты; оборотом рынка наличных валют.

     Так, по состоянию на январь 2003 г. курс белорусского рубля по отношению к российскому составил 60,69, в январе 2004 г. — 74,84; к доллару США в январе 2003 г. — 1937,86, а в январе 2004 г. — 2158,9; к евро в январе 2003 г. составил 2053,20, а в январе 2004 г. — 2726,92.

Прогнозируется, что девальвация белорусского рубля  продолжится в тесной увязке с темпом инфляции и улучшением условий для экспорта отечественной продукции. Но темпы девальвации будут снижаться по внешним (падение курса доллара США на международном финансовом рынке) и внутренним (превышение темпов роста экспорта над темпами роста импорта) причинам. Свое влияние на этот процесс оказывает и рост валютной выручки, поступившей в страну. В 2003 г. она достигла 9,303 млрд дол. США, увеличившись на 43,2 % по сравнению с 2002 г. Данные за 2003 г. показывают рост оборота на всех сегментах валютного рынка. Общий оборот валютного рынка вырос с 971,4 млн дол. США в январе 2003 г. до 2054,9 млн дол. в январе 2004 г., в том числе на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» оборот составил 402,6 млн дол. США, на внебиржевом рынке — 1335,4 млн дол. и на рынке наличных валют — 316,9 млн дол. США.

     В 1999 г. с учетом опыта работы МВБ  было образовано ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Являясь важнейшим сегментом валютного рынка страны, биржа сосредоточила усилия на развитии и совершенствовании торгово-расчетных механизмов по ценным бумагам и иностранным валютам, развитии системы «Бекас», становлении биржевых вексельных торговых и информационных систем, развитии срочного рынка.

     Ведущие позиции на торгах заняли Национальный банк Республики Беларусь, ОАО «Приорбанк», АСБ «Беларусбанк», ОАО «БелПромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ЗАО «Слав-нефтебанк», ОАО «БелГазпромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ЗАО «Межторгбанк», ОАО «Технобанк».

     Объемы  покупки и продажи иностранной  валюты субъектами хозяйствования за 2002, 2003 и начало 2004 г. имеют общую тенденцию к росту (рис. 5.4). Если в январе 2003 г. куплено 218,0 млн дол. США, то в январе 2004 г. — 358,4 млн дол. Продано соответственно 274,8 и 422,0 млн дол.[3,с.521]

     Положительным моментом в развитии валютного рынка  явились предпринятые в 2000 г. попытки  Национального банка и Министерства финансов создать новый сегмент ценных бумаг на белорусском рынке — сегмент валютных облигаций. Это имеет важное значение для дальнейшего развития рынка ценных бумаг нашей страны: позволяет создать необходимую нормативно-правовую базу, отладить механизмы обращения валютных облигаций и расширить в дальнейшем этот сегмент как в сторону инвесторов — юридических лиц (резидентов и нерезидентов), так и в сторону эмитентов (субъектов хозяйствования Республики Беларусь).

     2.3 Фондовый рынок

     В Беларуси принята «германская» модель фондового рынка, которая предусматривает широкое участие банков в его функционировании и развитии (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены; представители: США, Великобритания). Банки, банковская часть рынка ценных бумаг сыграли и играют ведущую роль в становлении и развитии фондового рынка в Беларуси по двум причинам. Во-первых, банки являются крупнейшими инвесторами на рынке не только государственных, но и корпоративных ценных бумаг, так как через дочерние компании они имеют возможность участвовать в капиталах нефинансовых предприятий, создавать свои финансово-промышленные группы, косвенно участвовать в приватизации. Кроме того, банки являются крупнейшими брокерами и дилерами фондового рынка, по объему операций на нем они намного превосходят небанковские финансовые институты. Во-вторых, банки являются важнейшей частью инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг, так как осуществляют расчетное и депозитное обслуживание клиентов, самым активным образом участвуют в становлении специализированных организаций фондового рынка республики. Основу фондового рынка составляют акции открытых акционерных обществ. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 г. зарегистрированы 4570 акционерных обществ, из них 1713 открытых акционерных обществ (в том числе 1411 созданы в процессе приватизации госсобственности), и 2857 закрытых акционерных обществ. Общий размер эмиссий акций составляет 329,57 млрд шт. на сумму 7,3 трлн р.

По состоянию  на 1 января 2004 г. общий объем эмиссии  всех ценных бумаг составил 10,9 трлн бел.р., или 30,4 % к ВВП против 19,7 % в 2002 г. Данный показатель характеризует уровень капитализации рынка ценных бумаг в стране, который хотя и растет достаточно быстро, тем не менее не достиг уровня аналогичного показателя не только в промышленно развитых странах, но и в государствах СНГ. Совокупный оборот на вторичном рынке за 2003 г. составил 9,5 трлн бел. р., или 26,5 % к ВВП.

Информация о работе Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой