Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:01, курсовая работа
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономи¬ческие, политические и социальные преобразования, а эконо¬мика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалис¬тических стран, имеет одно избранное направление — социаль¬но ориентированная рыночная экономика.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНКОВ РЕСУРСОВ…………………………….
1.1. Рыночные институты……………………..................................... 7
1.2. Формирование рынка труда……………………………………… 11
1.3. Становление и развитие рынка капитала…….............................. 13
1.4. Валютный рынок страны…………………………………………..17
1.5. Фондовый рынок страны……………………………………………20
1.6 Природно- ресурсный рынок страны……………………………… 24
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ РЕСУРСОВ В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………….
2.1. Формирование рынка труда в Беларуси………………………….. 26
2.2. Валютный рынок…………………………………………………… 30
2.3. Фондовый рынок…………………………………………………… 31
2.4. Земельный рынок…………………………………………………… 34
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИАНИРОЛВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Рынок труда………………………………………………………. 36
3.2. Рынок ценных бумаг……………………………………………… 40
3.3. Валютный рынок………………………………………………….. 42
3.4. Рынок земли………………………………………………………… 43
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 47
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 49
Минерально-сырьевые ресурсы. Основой развития современной индустрии и ряда направлений научно-технического прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.
В отличие от геологического понятия «минерал» понятие «минеральные ресурсы» - экономическое и не находится в прямой зависимости от какого-либо определенного и неизменного содержания полезных веществ в горных породах. Развитие научно-технического прогресса обеспечивает вовлечение в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых с более низким содержанием полезных веществ, более высоким содержанием вредных примесей и менее благоприятными горногеолоческими условиями залегания, что в свою очередь способствует расширению круга минерально-сырьевых ресурсов.
Минеральные ресурсы как предмет труда используются в сфере производства товаров и, главным образом, в промышленности, являются материальной основой и активным элементом развития производства. По мере развития науки и совершенствования средств труда увеличивается роль минеральных ресурсов как важнейшего фактора развития и размещения производительных сил, специализации и концентрации производства.
Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источник энергии в мировом хозяйстве и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования многих промышленных комплексов, в том числе нефтехимического, газохимического, углехимического и т.п. Развитие ведущих отраслей тяжелой индустрии, особенно черной и цветной металлургии, основывается на рудном сырье. Велика роль минерального сырья в химической промышленности, которая широко применяет апатиты и фосфориты, поваренную и калийную соли, серу и другое горно-хи-мическое сырье. Некоторые минералы и продукты их химической переработки используются в виде лекарств и радиоактивных веществ для лечебных целей и т.д.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ
РЕСУРСОВ В БЕЛАРУСИ
2.1 Формирование рынка труда в Беларуси
Активные
рыночные преобразования в экономике
Беларуси велись в 1992—1994 гг., когда
разрушалась система
Некоторый уровень безработицы — неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий уровень безработицы ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому политика государства в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда в трансформационный период.
С 1995 г. начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости. За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно-правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости.
В 1995 г. экономически активное население Беларуси составляло 4,5 млн чел., в том числе занятое население — 4,4 млн чел. и безработные — 115 тыс. чел. В 2003 г. экономически активное население уменьшилось до 4,4 млн, из которых занятых в экономике стало 4,3 млн чел. и около 140 тыс. безработных.
Формирование и функционирование рынка труда в 1995— 2003 гг. происходили в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов государственного управления и характеризуются увеличением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в связи с сокращением численности (штата) работников или ликвидацией организаций и, как следствие, притока граждан в органы государственной службы занятости. Основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее. В табл. 2.1. представлены данные о движении рабочей силы в Республике Беларусь за 1995, 2000 и 2003 гг.
Показатель | 1995 г. | 2000 г. | 2003 г. |
Занято в экономике — всего, тыс. чел. | 4410 | 4440 | 4300 |
Принято на работу, тыс. чел. | 584,6 | 849,9 | 785,0 |
Уволено, тыс. чел. | 799,1 | 887,6 | 825,0 |
Соотношение между принятыми и уволенными, % | 73,2 |
95,8 |
95,2 |
Из числа уволенных в связи с сокращением численности или штатов, тыс. чел.: процент от уволенных | 83,4
10,4 |
12,9
1,5 |
33,0
4,0 |
Сальдо движения рабочей силы, тыс. чел. | -214,5 | -37,7 | -40,0 |
Оборот рабочей силы, тыс. чел. | 1383,7 | 1737,5 | 1610,0 |
Коэффициент оборота рабочей силы, % : общий по приему по выбытию | 34,2
14,4 19,8 |
47,4
23,2 24,2 |
42,8
20,9 21,9 |
Вынужденная неполная занятость — всего, тыс. чел. В том числе: работали неполное рабочее время по инициативе нанимателя процент от среднесписочной численности находились в отпусках по инициативе нанимателя процент от среднесписочной численности | 980,8
346,2 8,6 634,6 15,7 |
364,1
150,8 4,1 213,3 5,8 79,4 |
356,6
197,9 5,3 158,6 4,2 78,7 |
Безработные | 114,6 | 96,0 | 141,0 |
Напряженность на рынке труда после достаточно продолжительного периода относительной стабилизации вновь начала обостряться во второй половине 2001 г., а в 2002—2003 гг. приобрела устойчивый характер. Это обусловлено приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации численности работников организаций, повлекших за собой высвобождение излишней рабочей силы.
Отличительной особенностью развития рынка труда в последние годы стал постепенный переход вынужденной неполной занятости в регистрируемую безработицу. В связи с высвобождением в 2003 г. уволено 33 тыс. чел., что в 2,5 раза больше, чем в 2000 г.
Безработица- это процесс снижения численности трудоспособных трудовых ресурсов, занятых работой. Уровень безработицы определяется как отношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные). В 1991 г. уровень безработицы составлял 0,05 %, в 1995 г. — 2,9, в 2000 г. — 2,1, в 2003 г. — 3,1 %.
Причины безработицы различны. Ряд из них связан с объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. Различают фрикционную, структурную (технологическую), сезонную, циклическую формы безработицы.
Вся деятельность органов государственной службы занятости направлена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.
Достижению указанных
целей и смягчению
Проблемы занятости решаются исходя прежде всего из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости.
Важным
направлением деятельности является создание
новых рабочих мест с использованием средств
государственного фонда содействия занятости
(в 1996—2003 гг. их было создано свыше 500 тыс.).
В значительной мере смягчению негативных
последствий безработицы и незанятости
населения способствует организация оплачиваемых
общественных работ, дающих возможность
безработным и незанятым гражданам пополнить
доходы, сохранить мотивацию к труду и
трудовые навыки, особенно при длительной
безработице. Социальная поддержка безработных
осуществляется путем выплаты им пособия
по безработице и материальной помощи
на период активного поиска работы. По
состоянию на 1 января 2003 г. пособие по
безработице получали 59,7 тыс. чел., или
45,7 % состоящих на учете безработных.[3,с.500]
2.2 Валютный рынок
Республика Беларусь приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Оно осуществлялось не с чистого листа, а в недрах плановой экономики, командно-административной системы, которые предстояло демонтировать. Процесс демонтажа старых и построение новых, рыночных, структур в денежно-кредитной и валютной сферах начался с создания основных законодательных и нормативных актов, регулирующих валютные операции в стране
Состояние и динамика валютного рынка в стране характеризуется: средневзвешенным курсом белорусского рубля к российскому рублю, доллару США, евро; оборотом иностранной валюты; оборотом рынка наличных валют.
Так, по состоянию на январь 2003 г. курс белорусского рубля по отношению к российскому составил 60,69, в январе 2004 г. — 74,84; к доллару США в январе 2003 г. — 1937,86, а в январе 2004 г. — 2158,9; к евро в январе 2003 г. составил 2053,20, а в январе 2004 г. — 2726,92.
Прогнозируется, что девальвация белорусского рубля продолжится в тесной увязке с темпом инфляции и улучшением условий для экспорта отечественной продукции. Но темпы девальвации будут снижаться по внешним (падение курса доллара США на международном финансовом рынке) и внутренним (превышение темпов роста экспорта над темпами роста импорта) причинам. Свое влияние на этот процесс оказывает и рост валютной выручки, поступившей в страну. В 2003 г. она достигла 9,303 млрд дол. США, увеличившись на 43,2 % по сравнению с 2002 г. Данные за 2003 г. показывают рост оборота на всех сегментах валютного рынка. Общий оборот валютного рынка вырос с 971,4 млн дол. США в январе 2003 г. до 2054,9 млн дол. в январе 2004 г., в том числе на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» оборот составил 402,6 млн дол. США, на внебиржевом рынке — 1335,4 млн дол. и на рынке наличных валют — 316,9 млн дол. США.
В 1999 г. с учетом опыта работы МВБ было образовано ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Являясь важнейшим сегментом валютного рынка страны, биржа сосредоточила усилия на развитии и совершенствовании торгово-расчетных механизмов по ценным бумагам и иностранным валютам, развитии системы «Бекас», становлении биржевых вексельных торговых и информационных систем, развитии срочного рынка.
Ведущие позиции на торгах заняли Национальный банк Республики Беларусь, ОАО «Приорбанк», АСБ «Беларусбанк», ОАО «БелПромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ЗАО «Слав-нефтебанк», ОАО «БелГазпромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ЗАО «Межторгбанк», ОАО «Технобанк».
Объемы покупки и продажи иностранной валюты субъектами хозяйствования за 2002, 2003 и начало 2004 г. имеют общую тенденцию к росту (рис. 5.4). Если в январе 2003 г. куплено 218,0 млн дол. США, то в январе 2004 г. — 358,4 млн дол. Продано соответственно 274,8 и 422,0 млн дол.[3,с.521]
Положительным моментом в развитии валютного рынка явились предпринятые в 2000 г. попытки Национального банка и Министерства финансов создать новый сегмент ценных бумаг на белорусском рынке — сегмент валютных облигаций. Это имеет важное значение для дальнейшего развития рынка ценных бумаг нашей страны: позволяет создать необходимую нормативно-правовую базу, отладить механизмы обращения валютных облигаций и расширить в дальнейшем этот сегмент как в сторону инвесторов — юридических лиц (резидентов и нерезидентов), так и в сторону эмитентов (субъектов хозяйствования Республики Беларусь).
2.3 Фондовый рынок
В Беларуси принята «германская» модель фондового рынка, которая предусматривает широкое участие банков в его функционировании и развитии (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены; представители: США, Великобритания). Банки, банковская часть рынка ценных бумаг сыграли и играют ведущую роль в становлении и развитии фондового рынка в Беларуси по двум причинам. Во-первых, банки являются крупнейшими инвесторами на рынке не только государственных, но и корпоративных ценных бумаг, так как через дочерние компании они имеют возможность участвовать в капиталах нефинансовых предприятий, создавать свои финансово-промышленные группы, косвенно участвовать в приватизации. Кроме того, банки являются крупнейшими брокерами и дилерами фондового рынка, по объему операций на нем они намного превосходят небанковские финансовые институты. Во-вторых, банки являются важнейшей частью инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг, так как осуществляют расчетное и депозитное обслуживание клиентов, самым активным образом участвуют в становлении специализированных организаций фондового рынка республики. Основу фондового рынка составляют акции открытых акционерных обществ. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 г. зарегистрированы 4570 акционерных обществ, из них 1713 открытых акционерных обществ (в том числе 1411 созданы в процессе приватизации госсобственности), и 2857 закрытых акционерных обществ. Общий размер эмиссий акций составляет 329,57 млрд шт. на сумму 7,3 трлн р.
По состоянию на 1 января 2004 г. общий объем эмиссии всех ценных бумаг составил 10,9 трлн бел.р., или 30,4 % к ВВП против 19,7 % в 2002 г. Данный показатель характеризует уровень капитализации рынка ценных бумаг в стране, который хотя и растет достаточно быстро, тем не менее не достиг уровня аналогичного показателя не только в промышленно развитых странах, но и в государствах СНГ. Совокупный оборот на вторичном рынке за 2003 г. составил 9,5 трлн бел. р., или 26,5 % к ВВП.
Информация о работе Особенности функционирования рынков ресурсов в странах с переходной экономикой