Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа
Безработица – такое состояние в экономике, когда способные и желающие работать по найму работники, не могут найти работу по специальности или вообще работу. Безработица определяется как наличие в обществе лиц определенного возраста (обычно старше 16 лет), не имеющих приносящей доход работы, пригодных к труду и занятых поиском работы.
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление 3с.
Понятие безработицы, ее формы и виды. Количественная характеристика безработицы. 3с.
Понятие занятости, её виды и структура. Отраслевые аспекты безработицы и занятости. 8с.
Регулирование рынка труда 15с.
Введение 21с.
Глава 2. Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь 23с.
2.1 Безработица явная и скрытая 23с.
2.2 Создание рабочих мест в малых городах 26с.
2.3 Влияние безработицы на занятость в отраслевом разрезе 29с.
Заключение 34с.
Список литературы 36с.
Государственная политика занятости выражается в широком наборе мер воздействия на спрос и предложение труда, важнейшие из которых следующие:
-
помощь в трудоустройстве,
-
программы по увеличению
- система переподготовки кадров, разработка программ обучения безработных, работников, находящихся под угрозой безработицы;
- специальные целевые программы трудоустройства молодежи, женщин, длительно неработающих, инвалидов;
- поддержка малого и среднего бизнеса, самозанятости посредством предоставления льготных кредитов, а также субсидий безработным, желающим иметь собственное дело;
-
стимулирование
- организация общественных работ.
Методы и меры по регулированию занятости делятся на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах.
Система социальной защиты предполагает совокупность мер по регулированию доходов и уровня жизни населения. Она включает следующие компоненты:
1.
меры по регулированию уровня
жизни (обеспечение
2.
меры по регулированию доходов
(совершенствование оплаты
Введение
Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономических процессов в современном белорусском обществе, связанных с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике. В связи с этим обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, а также появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. При осуществлении политики занятости государству приходится сегодня не столько управлять социально-трудовыми отношениями, сколько заниматься вопросами их урегулирования. В настоящее время в Беларуси наблюдается все больший перекос в сторону регионального регулирования занятости и безработицы, поскольку этот уровень власти способен максимально приблизить предпринимаемые меры по социальной защите безработных и совершенствованию системы занятости к особенностям того или иного региона.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является рынок труда и занятость населения.
Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
– оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь
Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический метод, исторический метод, метод сравнительного анализа и группировки данных.
При
написании работы использовались нормативно-правовые
документы, учебные пособия, статьи по
исследуемой проблеме.
2. Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь
2.1
Безработица явная и скрытая
Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности трудоустройства правомерно оценивать по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица официально была признана в стране в 1991 году, тогда же появились и первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости .
При анализе численности безработных в Беларуси следует учитывать три потока: численность обратившихся в службу занятости граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение года и численность состоящих на учете на конец отчетного периода. За 1991–202010 годы параметры этих потоков возросли, но в разной степени.
В 2010 г. количество занятых в экономике не сократилось, а незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении с 2009 г. В органах по труду, занятости и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень безработицы на 2010 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9%).
Такая динамика свидетельствует о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости в кризисных условиях сработали как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении их на рабочие места.
Так, в 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных
Вместе с тем отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2010 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1% среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как в прошлом году –7,3%.
Общее количество неотработанного времени в 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (годом ранее – 2,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 7,5 тыс. человек (годом ранее – 22,2 тыс.чел.). В сентябре 2010 г. по сравнению с августом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей /днем/, уменьшилась на 10,1% до 10,2 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 2,7% до 7,6 тыс. человек.
За этими показателями – скрытая безработица, уровень которой можно определить только косвенными методами, при помощи экспертных оценок на основании данных официальной статистики. Если учесть тех, кто обратился за статусом безработного, но не получил его, а также тех, кто работал неполное рабочее время (в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за полугодие с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы, то можно предположить, что скрытая безработица на рынке труда Беларуси в 2010 г. находилась в пределах 4%. Подобная оценка не претендует на точное отражение ситуации с безработицей, однако позволяет прогнозировать ситуацию в сфере занятости в случае реструктуризации предприятий и при возможном высвобождении работников.
В структуре безработных увеличивалась доля граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда. Это, прежде всего, женщины (53% в общем объеме безработных) и молодежь в возрасте до 30 лет (42,4% о) – те социальные группы, которые наиболее уязвимы в кризисных ситуациях.
Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы.
Мировой финансово-экономический кризис отразился на показателях занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом стали приостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание» роста зарплат. При благоприятной конъюнктуре рынка эти изменения возвращаются в исходное значение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранится дисбаланс между темпами роста зарплаты и темпами роста производительности труда.
Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей обратить внимание на квалификацию и эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент – постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2009 г. На основании этого документа появляется возможность для квалифицированных и ценных работников разработать программы мотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать .
2.2 Создание рабочих мест в малых городах
Одной из главнейших задач Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 7 июня 2007 г. №265 (далее – Государственная программа), является обеспечение занятости населения, проживающего в малых городах.
Поставленная задача решается комплексно, через реализацию мероприятий Государственной программы, а также ежегодно разрабатываемой Государственной программы содействия занятости населения. Так, в «Плане мероприятий на 2009 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы», утвержденными постановлением Совета Министров Республики №1509, которым внесены изменения в постановления от 30 октября 2008 года №1640 и от 25 января 2010 года №87 (далее – Программа), приоритетное внимание в которой уделено обеспечению занятости населения в малых и средних городских поселениях с уровнем безработицы, превышающем этот показатель в среднем по области и по республике.
В Программу включен 21 малый город с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. По каждому малому городу реализуются меры, разработанные с учетом специфики территорий, максимально детализированные и скоординированные с основными показателями Государственной программы, и направленные на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.
Информация о работе Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь