Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Безработица – такое состояние в экономике, когда способные и желающие работать по найму работники, не могут найти работу по специальности или вообще работу. Безработица определяется как наличие в обществе лиц определенного возраста (обычно старше 16 лет), не имеющих приносящей доход работы, пригодных к труду и занятых поиском работы.

Содержание

Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление 3с.
Понятие безработицы, ее формы и виды. Количественная характеристика безработицы. 3с.

Понятие занятости, её виды и структура. Отраслевые аспекты безработицы и занятости. 8с.

Регулирование рынка труда 15с.
Введение 21с.
Глава 2. Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь 23с.
2.1 Безработица явная и скрытая 23с.
2.2 Создание рабочих мест в малых городах 26с.
2.3 Влияние безработицы на занятость в отраслевом разрезе 29с.
Заключение 34с.
Список литературы 36с.

Работа содержит 1 файл

КУРСАВАЯ К.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Качественная, или эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц.

     Оптимальное сочетание полной и эффективной  занятости называется рациональной занятостью. Она предполагает оптимальное распределение и использование трудовых ресурсов с целью расширенного воспроизводства работника, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется соответствием рабочих мест потребностям и способностям работников, их профессионально – квалификационному уровню.

     В целях более глубокого изучения проблемы занятости можно выделить виды и формы занятости. Виды занятости  характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости.

Структурные виды занятости классифицируют по следующим признакам:

              - по характеру деятельности –  работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;

              - по принадлежности занятых к  определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно–технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;

              - по сферам народного хозяйства,  отраслям, суботраслям и подотраслям,  с учетом межотраслевых и внутриотраслевых  пропорций в распределении трудовых ресурсов;

              - по территориальному признаку (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим зонам и т.д.);

              -   по уровню урбанизации  – по соотношению между численностью  трудовых ресурсов города и села;

              - по профессионально–квалификационному  признаку – распределение работников  по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и  т.д.;

               -   половозрастному составу;

              -  видам собственности и формам организации труда.

     Каждый  вид занятости реализуется с  помощью организационно–правовых  способов и условий использования  рабочей силы, характеризующих формы  занятости, которые классифицируются с учетом признаков.

     Кроме того, существует еще и сверхзанятость населения – когда в производстве заняты пенсионеры, учащиеся, т.е. все, кто не относится к рабочей  силе в обычных условиях. Это чаще всего связано с войной, несовершенством  трудового законодательства, низким жизненным уровнем населения и т.д.

     Вместе  с тем, выделяют также скрытую  или теневую занятость, существующую в теневом секторе экономики  и официально нигде не регистрируемую. Она особенно характерна для переходной экономики, отличающейся неотработанностью институциональных механизмов.

     В экономической теории существуют два  показателя уровня занятости населения:

     1.Нормальный уровень занятости (НУЗ), который определяется по формуле: НУЗ = (занятое население/ трудоспособное население) х100%

     НУЗ, как правило, составляет 94–96%.

     2.Фактический уровень занятости (ФУЗ) можно определить по формуле:

     ФУЗ =(количество занятого населения/предложение рабочей силы) х100%

     Предложение рабочей силы состоит из суммы  занятых и безработных, но ищущих работу.

     ФУЗ показывает реальный уровень занятости на данном этапе развития национальной экономики.

     Следует отметить, что теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием  концептуальных подходов, методов и  инструментария исследований. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли.

     Технологическая безработица проявляется в отрасли  материального производства. Данным видом безработицы охвачены работники  ручного труда, работающие с низкой квалификацией. Технологическая безработица вызвана переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда, потребностью в работниках нового уровня квалификации и новых профессий. Для преодоления технологической безработицы необходимо осуществить переподготовку работников, использовать работников ручного труда в процессах, не требующих высокой квалификации, на основе диверсификации производства, способствовать развитию сферы услуг.

     Структурная безработица преобладает в таких отраслях как промышленность, строительство, транспорт и связь. Причинами структурной безработицы является закрытие устаревших предприятий и производств, сокращение продукции ряда отраслей, несовпадение спроса и предложения на рынке труда в профессиональном и региональном разрезе. Решить проблему со структурной безработицей позволяют общегосударственные и территориальные программы помощи в перераспределении и переподготовки кадров, выплаты пособий на период переподготовки и трудоустройства, поддержка в формировании ресурсосберегающих производств.

     Фрикционной безработицей подвержены все сферы  занятости, так как желающие сменить  место работы по каким-либо причинам имеются во всех отраслях рынка труда. Это связано с тем, что рынок  труда не совершенен в техническом функционировании, отсутствует информация о наличии рабочих мест, граждане стремятся лучше применить свои способности. Уменьшить фрикционную безработицу позволяет развитие служб занятости, создание разветвленной информационной системы служб занятости.

     Сезонной  безработицей охвачены работники сезонных производств. Причинами сезонной безработицы  являются сезонные колебания в объеме производства некоторых отраслей. Преодолеть сезонную безработицу позволяет  гибкое сочетание различных видов труда (сельскохозяйственного, индустриального и т.д.). Скрытая безработица проявляется во всех сферах занятости. Причиной является наличие излишних рабочих мест на предприятиях и в организациях. Путь преодоления скрытой безработицы – дифференцированная региональная политика: ускоренное развитие трудоемких производств товаров народного потребления и услуг, социальной инфраструктуры, агропромышленно-строительной интеграции; создание сети мелких производств с использованием надомного труда.

     Региональная безработица охватывает трудовые ресурсы трудоизбыточного региона. На сокращение региональной безработицы направлены общегосударственные целевые программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Регулирование рынка труда
 

     Методы  регулирование рынка труда следует  подразделить на группы:

-  прогнозирование  структуры занятости и рынка  труда.

-  меры  по регулированию занятости населения.

-  меры  по социальной защите населения.

     В экономической литературе рассматриваются  шесть основных подходов к проблеме формирования прогнозов занятости. Согласно первому из них, первичным в прогнозировании является определение потребности народного хозяйства в рабочей силе. Такой подход не обеспечивает учета реального предложения рабочей силы.

     Второй  подход предполагает, что разработка народнохозяйственного прогноза начинается с определения синтетических показателей развития экономики.

     Третий  подход заключается в том, что  одновременно решаются задачи удовлетворения производства в рабочей силе и  населения в работе. Подобный метод  применяется к трудовым ресурсам, которые нельзя изъять из сферы производства или сразу увеличить их численность.

     Четвертый подход предполагает разработку перспектив развития народного хозяйства, которая  должна начинаться не с определения  потребности в рабочей силе, а  с прогноза ее предложения.

     Пятый подход исходит из необходимости  обеспечения определенным числом рабочих  мест ежегодного естественного прироста трудовых ресурсов и относительного избытка высвобожденной рабочей  силы.

     Шестой  подход связан с построением взаимосвязанных прогнозов демографических процессов и динамики воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры экономики, уровня производительности труда, изменения доли участия в общественно полезном труде женщин, пенсионеров и т.д.

     Более подробно прогнозирование структуры занятости и рынка труда рассмотрим на примере отраслевой структуры занятости.

     Прогнозирование отраслевой структуры занятости  в промышленности по республике в  целом и в разрезе ее областей (регионов) осуществляется по следующей  схеме:

     1.  Определяется общая численность  занятых в промышленности. Ее  можно исчислить двумя способами:  а) методом экстраполяции, используя  данные демографического прогноза  и проведенного ранее анализа  динамики численности занятых  за предшествующий период; б) путем расчета численности занятых в народном хозяйстве и в промышленности.

     2.  Рассчитывается численность занятых  в разрезе отдельных под отраслей  и производств отрасли.

     3.  Проверяется условие обеспечения  балансового равенства между  показателями общей занятости в отрасли и суммой занятого населения по ее отдельным под отраслям.

     4.  Определяется численность занятых  в отрасли, например в промышленности  отдельных регионов республики.

     5.  Проверяется условие обеспечения  балансового равенства между  показателем общей занятости, например в промышленности республики, и суммой занятого в промышленности населения по регионам.

     6.  По каждому региону республики  рассчитывается прогнозируемая  отраслевая структура занятости  в отраслях, например в промышленности, и проверяется условие обеспечения балансового равенства между показателем общей занятости в промышленности и суммой занятого населения по ее отдельным отраслям.

     Анализ  структуры занятости позволяет  определить тенденции динамики занятости  в отдельных укрупненных отраслях. Так, цепные, базисные и среднегодовые темпы роста численности работников, фактическая доля занятых в той или иной отрасли в течение рассматриваемого периода, ее динамика и среднегодовой уровень дают возможность определить на прогнозируемый период тенденцию изменения численности работающих в данной отрасли (рост, стабилизация или сокращение).

     Группировка отраслей по темпам их развития и уровню высвобождения работников в детализированном виде дает картину структурного изменения  промышленного производства и соответствующей ему динамики занятости работающих .

Пример группировки  отраслей промышленности Республики Беларусь по уровню темпов роста объемов их производства приведен в таблице 1. 

Таблица 1. Группировка  отраслей промышленности по темпам роста  объемов и производства в РБ

Наименование группы отраслей Интервалы группировочного признака (динамика объема торговой продукции, %) Число отраслей и подотраслей Темпы роста (снижения) численности работающих, %
Отрасли, сворачивающие производство
    до 100
60 96,4
Отрасли, развивающиеся стабильно
    100-110
123 100,5
Отрасли, значительно увеличивающие объем производства
    110-120
22 106,0
Отрасли, ускоренно развивающиеся (преимущественного развития)
    120 и выше
9 223,9
Итого по промышленности   214 98,1

Информация о работе Особенности безработицы и политики занятости в Республике Беларусь