Особенности антиинфляционной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать ключевые проблемы инфляции в России и ее государственного регулирования. Данная цель обусловила решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику инфляции.
2. Проследить формирование основ современной антиинфляционной политики.
3. Рассмотреть динамику инфляции в России 1992 – 2007 гг и её основные последствия.
4. Проанализировать монетарные и немонитарные факторы инфляции в России 1992 – 2007 гг.
5. Рассмотреть основные трудности борьбы с инфляцией в условиях России.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика инфляции 5
1.1. Понятие, виды, факторы инфляции 5
1.2. Последствия инфляции 6
Глава 2. Формирование антиинфляционной политики в развитых странах 9
2.1. 30е - 40е годы 9
2.2. 40е - 70е годы 9
2.3. 80е - 90е годы. Выработка основ современной антиинфляционной политики 10
Глава 3. Особенности антиинфляционной политики в России 13
3.1. Динамика инфляции 1992 – 2007 гг. 13
3.2. Анализ факторов инфляции в России (1992 г. – I полугодие 2007 г.) 16
3.3. Основные трудности борьбы с инфляцией в России 22
3.4. Основные принципы и методы антиинфляционной политики 23
3.5. Прогнозы на 2009 год 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

!Антиинфляционная политика_NEW.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

     Эксперты  подчеркнули, что бизнес в первую очередь ощущает инфляцию через резкое увеличение стоимости сырья, (например, газ в 2000-2006 годах подорожал в 3,8 раза, стальной прокат – более чем в три раза), что вынуждает предприятие повышать цены на конечную продукцию.

     Недостаточная монетизация экономики также является одной из главных причин инфляции и недостаточно высоких темпов экономического роста. Так, более двух третей национальной денежной базы России в настоящее время составляют наличные деньги, не участвующие в депозитно-кредитной мультипликации (коэффициент мультипликации у нас равен 2 против 5-10 в развитых странах), а база для долгосрочного кредитования составляет всего одну треть от общих резервов банков. Однако не все согласны с такими тезисами. Уровень монетизации – фундаментальная характеристика экономики, на которую очень слабо могут влиять денежные власти. Она определяется инфляционными ожиданиями и доверием к банковским институтам. Тем не менее у российской экономики еще есть примерно тридцатипроцентный потенциал роста монетизации на безынфляционной основе.40

     Из  четырех основных механизмов инфляции (инфляционные ожидания, инфляция спроса, инфляция издержек и импортируемая  инфляция) инфляция издержек и импортируемая  инфляция имеют в России самостоятельный, а не подчиненный характер по отношению к инфляции спроса. Ведь ввиду открытости российской экономики в условиях недостатка денежного предложения хозяйствующие субъекты всегда имеют возможность сделать займы за рубежом, поэтому инфляция спроса будет формироваться за счет иностранных валют. Из этого следует, что инфляция издержек должна регулироваться отдельно, вне зависимости от регулирования рублевой эмиссии.41

     Решение проблемы инфляции не решает проблему улучшения инвестиционного климата  страны. «Российскую экономику можно представить в виде двух легких, одно из которых находится в России, а второе за рубежом, и при этом оба они свободно дышат, - высказал мнение один из экспертов. – Поэтому глубочайшая иллюзия считать, что ЦБ РФ все контролирует». Действительно, предложение денег следует за состоянием платежного баланса, а не определяется спросом хозяйства на деньги. Ориентиры роста денежной массы, утверждаемы Банком России, год за годом значительно перевыполняются, между тем инфляция медленно, ступеньками, но снижается.42

3.4. Основные принципы  и методы антиинфляционной  политики

     При обсуждении антиинфляционных мер принято  выделять антиинфляционную политику в  широком и узком смысле слова. В широком смысле — это экономическая  политика правительств и центральных  банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.43

     К антиинфляционной политике в узком  смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень  инфляции, то есть на допущенные неэффективные  действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

     Очевидно, единственный способ остановить «вечный  двигатель» — это реализовать  пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы.. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

     В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры:

     А) Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

     Б) Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

     В) Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

     Опыт  стран, достигших успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для России. Так, представляют интерес выводы по итогам проведенного в 2005 г. совещания представителей центральных банков под эгидой Банка международных расчетов44.

     Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в  мировой экономике и в отдельных  странах, а также инфляционной инертности, были выделены:

     - структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;

     - выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;

     - глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;

     - проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;

     - переключение на режим инфляционного таргетировапия со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;

     - улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;

     - более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;

     - в целом более благоприятные, чем в прошлом, внешние условия (однако данный фактор не следует переоценивать, например бурный рост цен на нефть и другие сырьевые товары в последние годы имел гораздо меньшее влияние на инфляцию, чем в 1970-е годы, что подтверждает значимость всех остальных факторов).

     При этом некоторые аналитики отмечают, что современная инфляция является симптомом глубоких проблем не только в экономике, но и в социально-политической системе страны. Россия накопила уже достаточно опыта проинфляционного развития, доказывающего, что не монетарные, а реальные социо-политические процессы являются определяющими для динамики инфляции. Так по утверждению Ю.И.Чернова45, проблемы российской инфляции уже не монетарные, а - проблемы выбора приоритетов инвестирования для ликвидации структурных перекосов в реальной экономике. Особенно отмечает Ю.Чернов неравенство в распределении доходов и борьбу отраслей-монополистов (с помощью пересмотра тарифной системы), которое стало главной движущей силой российской инфляции. Практика экономической жизни убеждает нас, считает Ю.И.Чернов, что конфликтные ситуации в отношениях между различными секторами экономики неизбежно приводят к росту общей инфляции. Особенностью инфляции последних 5 лет является то, что она прочно коренилась в экономике и приняла инерционный характер, а потому с трудом поддается макроэкономическому регулированию.

     Сочетания низкой инфляции с устойчивым хозяйственным  ростом можно добиться только на основе оживления реального сектора  экономики (включая его наукоемкую часть) и повышения общей деловой  активности. Только увеличение инвестиций в развитие всех отраслей материального производства и социальной сферы обеспечит рост поступлений в бюджет и благоприятный эффект от повышения платежеспособного спроса.46

3.5. Прогнозы на 2009 год

     По  данным Росстата, по итогам марта 2009 года потребительские цены выросли на 5,3%, за аналогичный период прошлого года повышение составляло 4,8%. Как говорится в материалах к проекту закона «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», во втором квартале 2009 года инфляция составит 3,9%. Уже в третьем квартале индекс потребительских цен запланирован в размере 0,7%, в четвертом - 1,9%. В целом по итогам года инфляция, по прогнозу Минэкономразвития, будет на уровне 13%. Цены на продовольственные товары повысятся по итогам года на 12,8%, на непродовольственные - на 13,5%. Больше всего подорожают потребительские услуги - на 18,9%, а цены производителей промышленной продукции поднимутся на 20,9%.47 Премьер-министр РФ Владимир Путин ожидает замедления роста цен. "В ближайшее время мы можем быть свидетелями снижения инфляции, а значит - и улучшения доступа к кредитным ресурсам", - заявил Путин на встрече с представителями общественности и политических партий, передает РИА Новости.48

     Однако, с учетом того, что февраль принес повышение цен большее, чем прогнозировалось, накопленный итог – 5.4% в целом вполне соответствует тому темпу, которого ожидали от потребительской инфляции в начале этого года. 49

     Лидером по темпам роста цен в начале весны  снова оставались продовольственные  товары – они подорожали на 1.6% за месяц – чуть меньше, чем в феврале /1.7%/. Непродовольственные товары, по темпам роста цен делившие месяцем ранее второе место с услугами на этот раз сумели прочно закрепить его за собой – 1.4% и, как и предыдущая категория, чуть ниже, чем месяцем ранее /1.5%/. Темпы роста услуг замедлились и весьма ощутимо – 0.4% в марте против 1.4% в феврале 2009. Среди продовольственных товаров в числе лидеров оставались алкоголь /1.6%/, крупы /1.7%/, макаронные изделия /2.3%/, рыба и морепродукты /2.8%/, сахар /6.4%/ и плодоовощная продукция /4.5%/. В целом, особого удивления это не вызывает – недельные срезы указывали на этот состав довольно точно. 50

     Среди непродовольственных товаров лидерами по темпам роста были медикаменты /5.3%/, моющие и чистящие средства /3.1%/ и табак /3.0%/. С некоторым отставанием росли цены на ткани /1.7%/, одежду /1.6%/, обувь /1.5%/, трикотаж /1.5%/, телерадио и электротовары /1.5% и 1.7% соответственно/. Плавно дешевел бензин – в марте цены снизились на 2.5%. В услугах, довольно неожиданно чуть снизилась стоимость образования /на 0.1%/ и зарубежного туризма /0.4%/. Среди лидеров роста оказались услуги медицины /1.4%/, организаций культуры /1.4%/ и связи /2.4%/. Базовый индекс потребительских цен в марте составил 1.4%, что заметно больше, чем годом ранее – 1.1% и довольно явно указывает на более высокоинфляционную среду, чем годом ранее. 51

     Несмотря  на небольшое замедление темпов роста  потребительских цен с началом  весны мы далеки от того, чтобы считать  это основанием для оптимизма  – нам не кажется, что данные дают основания говорить о снижении темпов роста цен. Динамика отдельных категорий товаров и услуг различная: где-то замедление, а где-то и ускорение, причем существенное. Велика вероятность, что апрель будет характеризоваться темпом роста цен близким к 1.5 %.52

     Зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев заявил, что финансовый кризис продлится в России еще около года-двух, но его острая фаза уже пройдена. Он пояснил: «острая фаза кризиса - это переход из состояния одного макроэкономического баланса в состояние другого макроэкономического баланса».53 Улюкаев отметил: «Мы находимся в макроэкономическом балансе. Он нам может не очень нравиться, потому что спад производства, все еще отток капитала, высокая инфляция». 54 Российский рубль, по мнению Улюкаева, будет укрепляться к бивалютной корзине в течение 2009 года. По его словам, стоимость бивалютной корзины в диапазоне 38,50-39,00 рублей является комфортной для банков и экспортеров. 55 В то же время Улюкаев добавил, что Центробанк РФ будет ограничивать волатильность на валютном рынке при помощи интервенций. Влияние фактора девальвации рубля на рост потребительских цен, имевшее место в феврале-марте, по его мнению, уже исчерпано. 56

     Официальный прогноз правительства по инфляции, который лег в основу скорректированного бюджета РФ на 2009 год – 13%. Годовая инфляция (2009 год к 2008 году) прогнозируется на уровне 14%.57 Власти РФ заявляют, что во втором полугодии темпы роста цен замедлятся. В частности, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин связывал это с тем, что экономика адаптируется к новым условиям. 58

    Заключение

     В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

     По  своему характеру, интенсивности, проявлениям  инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в России