Основные теории регионального развития.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание работы

Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике и представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого проявляется множественностью форм.

Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Содержание

Введение ______________________________________________________ стр. 3

Глава I «Неоклассические теории» ________________________________ стр.5

Глава II «Теории кумулятивного роста» ____________________________ стр. 12

Глава III «Новые теории роста» ___________________________________ стр.18

Глава IV «Новые формы территориальной организации производства» __ стр. 21

Глава V «Другие теории регионального роста» _______________________стр. 25 Заключение ____________________________________________________ стр. 26

Приложение ____________________________________________________ стр. 28

Список литературы ______________________________________________ стр. 30

Работа содержит 1 файл

реферат по УРЭ (готовый).doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Скандинавская школа теорий новых форм организации  производства. Ее образуют теории экономики обучения и национальной системы инноваций датских ученых, Б-О.Лундваля. и Б.Йонсона и теория региональной системы инноваций норвежских исследователей Б.Асхайма и А.Изаксена.

Теория экономики  обучения Б-О.Лундваля. и Б.Йонсона. В ней утверждается, что изобретение инноваций и генерирование новых знаний является единственным вариантом повышения конкурентоспособности страны и, особенно малой страны.

[3,с.117].

Второй постулат Лундваля основывался на более высокой  степени развития связей потребитель-производитель в условиях малой страны, на основе которых возникало чувство доверия к противоположной стороне, что, в свою очередь, облегчало распространение инноваций в обществе малого государства

Другой датский  ученый Б.Йонсон отметил другое, что  кроме аккумуляции знаний в процессе обучения для усовершенствования экономики страны важным является также процесс забывания.

Теория региональной инновационной системы Б.Асхайма  и А.Изаксена. В ней ее авторы рассматривают  промышленные районы в качестве источника инноваций и нововведений. Анализируя работы А.Маршалла и Ф.Перу, они пришли к выводу о наличии значительного инновационного потенциала промышленных районов для постоянного изобретения инноваций.

Итак, для конкурентоспособного развития практически любой отрасли специализации региона и устойчивого повышения жизненных стандартов населения необходимо найти оптимальное соотношение необходимых локальных и убиквитетных знаний в рамках развивающегося в регионе промышленного района или регионально-локального кластера.

Модель инновационного регионального роста А.Андерсона  и Дж.Манцинена [9]. Авторы этой модели использовали теорию создания и диффузии знаний при изучении факторов регионального  развития. Они моделируют регионы  с неоклассической производственной функцией, используя при этом как факторы производства – величина капитала, сбережения, накопленная величина знаний, так и пространственные – доступность знаний в регионе и расстояние между регионами.

Таким образом, для скандинавской школы теории новых форм пространственной организации производства характерно удаление особого внимания роли научно-образовательных учреждений в развитии процесса обучения в стране и внедрению инноваций в производства, а также государственной поддержки и деятельности компаний по обеспечению непрерывного процесса обучения для улучшения их конкурентоспособности. К основным достоинствам теории новых форм территориальной организации производства в региональном росте относятся:

-- теоретическое  обоснование и показ на практике  возможности роста или развития экономики не одиночным функционированием фирм, а в составе групп или кластеров в условиях глобализации экономики и усиления конкуренции на мировых рынках между странами и регионами;

-- выделение  промышленных и региональных  кластеров, основанных на ромбе конкурентных преимуществ и четырех стадии экономического развития наций (страны) американской школы, а также конкурентоспособных форм территориальной организации производства на основе синтеза экономических и экономико-географических знаний существенно повышающего вероятность их практического применения.

-- повышение  конкурентоспособности развивающихся  стран посредством использования  эклектической ОЛИ парадигмы,  добавления к ромбу конкурентных  преимуществ М.Портера, взаимодействие  глобальных цепочек добавления стоимости с региональными и локальными кластерами, концепция технико-экономической парадигмы в циклическом развитии мирового хозяйства британской школы, допускающей усовершенствование конкурентных преимуществ в странах с переходной экономикой;

-- особое внимание  к социально-экономическим особенностям  конкурентоспособности и роли  национальной системы инноваций,  экономики обучения и регионов  обучения для усовершенствования  конкурентных преимуществ малых  стран скандинавской школы в  легко адаптирующие и с успехом используется в различных по уровню развития и размерам странах мира.

Главными недостатками этой теории является: невозможность  применения ромба конкурентных преимуществ  к экономике развивающихся стран  или слаборазвитых регионов; не возможности определения степени неравномерности экономического развития стран и регионов в целях сближения их развития, которая характерна для всех школ теории конкурентоспособности. 

                           V. Другие теории регионального роста. 

Кроме неоклассических, кумулятивных, новых теорий роста в западной экономической и экономико-географической науке существует ряд других теорий регионального роста. Они, как правило, не охватывают всех аспектов регионального роста, изучают его отдельные или частные вопросы, иногда в них даже отсутствует теоретическая обоснованность. К этой группе теорий регионального роста примыкают: теории экономической базы, экспортной базы, секторов и гибкой специализации, «сырьевая теория», модель «затраты-выпуск; некоторые эконометрические теории регионального роста; модель размещения производства Я.Тинбергена и Х.Боса.и др.

Теория экономической  базы (представители - Питер Де Ла Курт, В. Сомбарт). Согласно ей экономическое  развитие происходит за счет базового сектора экономики, ориентированного на внешний спрос. Теория экспортной базы. Эта теория отрицает возможность автономного развития за счет внутренних инвестиций и технического прогресса, не учитывает существования связи между степенью открытости регионального хозяйства и размерам его внутреннего рынка и не придает должного значения миграции людей и капитала [6;7].

Сырьевая теория (Х.А. Иннис и др.). В этой теории основными факторами развития выступают  внешние инвестиции в производство экспортного сырьевого товара и  устойчивый внешний спрос.

Теория секторов (А.Фишер, Колин Кларк, Ж. Фурастье и  др.). В данной теории основными категориями  являются понятия трех агрегированных секторов экономики – первичного, вторичного и третичного.[5] .Теория гибкой специализации (Ч. Ф.Сэйби, Д. Цейтлин и др.). Данная теория исследует и оценивает  влияние на региональное развитие различных производственных режимов (штучное производство на заказ, серийное производство, а также фордистская модель производства; практика использования привлеченных специалистов; отношения с поставщиками) и процессов вертикальной интеграции и дезинтеграции.

Модели «затраты-выпуск». Главный недостаток этих моделей  – слкабой способности объяснения регионального роста – поскольку  в них предусматриваются учет хозяйственной динамики и взаимозаменяемости факторов производства.

Некоторые эконометрические теории регионального роста. Автор  одной из них, Х. Ричардсон полагает, что эконометрические расчеты могут  быть неплохим подтверждением теоретических  гипотез. Однако на практике соответствующие модели возникали не в ответ на развитие концепций регионального роста, а при появлении значительного объема статистических данных. Модель размещения производства Я.Тинбергена и Х.Боса. Основным недостатком в ней является отсутствие полного набора производственных и пространственных факторов необходимых для объяснения регионального роста или развития, поскольку авторы рассматривают оптимальное размещение производства в центрах различных размеров в качестве основного фактора роста экономики, хотя  при определении оптимальности размещения используют фактор минимизации производственных и транспортных издержек [1]. 

                                                            VI. Заключение. 

Ценность упомянутых выше теорий регионального роста  в возможности решения с их помощью частных и конкретных проблем, возникающих в процессе роста региональной экономики, без привлечения для этого общих теорий роста. Общим слабым местом для них является отсутствие учета всех основных производственных и пространственных факторов в исследование регионального роста.

Анализ направлений  и школ регионального экономического роста и развития показывают, что  они создавались и применялись  в отдельной стране исходя из особенности  ее экономики и достигнутого уровня ее социально-экономического развития. Поэтому все эти теории и модели не могут использоваться в России требуется определенная адаптация к условиям российской действительности. Для сегодняшнего уровня социально-экономического развития страны, и особенно северных регионов, можно использовать для оценки и разработки стратегии социально-экономического развития страны и особенно северных комбинированной модели, составленное из: кумулятивного направления – «полюса роста», неоклассического – сходимость или конвергенция, новой теории – пространственные эффекты и новой формы территориальной организации производства – промышленных и региональных кластеров и инноваций. При этом необходимо учитывать особенности функционирования экономики и социальной сферы страны или региона. 

Значимость теорий регионального развития.   

Первичная категоризация  содержит большое количество подходов и объясняет, что теории регионального  развития являются результатом социального  развития общества нашего времени. Каждая теория относиться к определенным региональным процессам и определенным региональным условиям. Таким образом, теории имеют определенное влияние на социальные и экономические условия развития общества конкретной местности в конкретное время.

Данная зависимость  может быть проиллюстрирована историческими примерами. Когда четыре тысячи двести переселенцев из Карелии остались жить в Финляндии, а затем «осели» по всей стране, и были обеспечены работой в агрокультурной и лесной отрасли, результаты регионального развития в то время значительно отличались развития в высокотехничной промышленности в наши дни. В то же время, основные вопросы регионального развития в то время были направлены на возможности земель, полей, строительство домов и дорог. Сегодня, политика развития концентрируется на центрах высокотехничного производства и на промышленных парках. По этой причине, теоретическое обоснование регионального развития в наши дни в некоторых случаях может отличаться от реальности.

Также необходимо учитывать социально-географические различия. Естественно, что региональное развитие провинции Канады, где вся промышленность состоит из крупномасштабной переработки леса существенно отличается от развития Басконии (автономная область на Севере Испании), где двадцать тысяч компаний-собственников   из                   лесных ресурсов изготавливают 2.1 миллиона кубометров деревянных материалов, которые используются в мебельной промышленности. Таким образом, каждую теорию необходимо рассматривать в рамках определенной страны и конкретного периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Приложение: 
 

 

 
 
 

 
 
 

 

 

 

 
 

 
 
 

 
 

 
 

 
 
 

 
 
 
 

Рис. 1. Основные направления и школы теории регионального  экономического роста

 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Модели  и теории новой экономической  географии  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Список литературы 

1. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/15588.

2. Richardson H. W. Regional Economics. Location Theory, urban structure, and regional change. World University,

Информация о работе Основные теории регионального развития.