Основные теории регионального развития.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание работы

Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике и представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого проявляется множественностью форм.

Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Содержание

Введение ______________________________________________________ стр. 3

Глава I «Неоклассические теории» ________________________________ стр.5

Глава II «Теории кумулятивного роста» ____________________________ стр. 12

Глава III «Новые теории роста» ___________________________________ стр.18

Глава IV «Новые формы территориальной организации производства» __ стр. 21

Глава V «Другие теории регионального роста» _______________________стр. 25 Заключение ____________________________________________________ стр. 26

Приложение ____________________________________________________ стр. 28

Список литературы ______________________________________________ стр. 30

Работа содержит 1 файл

реферат по УРЭ (готовый).doc

— 217.00 Кб (Скачать)

                                          II. Теории кумулятивного роста 

Это направление  теорий регионального экономического роста, базирующиеся на концепции «взаимной  и кумулятивной обусловленности» Г.Мюрдаля [14,с.565-575]. В отличие от теории равновесия, предполагающей, что соответствующие силы неизменно возвращают систему к состоянию покоя, теория кумулятивного развития выдвигает на передний план такие процессы, которые, раз начавшись, создают условия для последующего развития и обеспечивают конечный результат неизмеримо превосходящий первоначальный импульс. Следует отметить, что действие всех этих сил развертывается в одном и том же направлении. Однако развитие происходит в том или ином направлении процессов, которые все время подвергаются воздействию импульсов, возникающих то в одном, то в другом месте. При этом уровни экономического развития регионов не выравниваются, а происходит лишь некоторое сближение между ними.

К наиболее ярким  представителям теорий кумулятивного роста относятся Г.Мюрдаль, А.Хришман, Ф.Перру, Х.Ричардсон, Дж. Фридман, Т. Хегерстранд, Ж-Р.Будвиль П.Потье, Х.Р.Ласуэн, Х. Гирш. Основу их моделей составляют такие базовые положения как возникновения центров роста и каналов его распространения в пространственной экономике, образование агломераций и центральных мест, диффузия нововведений, развитие периферийных территорий, постоянная отдача от масштаба, неравномерного роста в условиях свободной конкуренции. Основываясь на эти правилах, в состав пространственных факторов роста экономики они включают специализацию или территориальное разделение труда, транспортные издержки, мобильность факторов производства, центральное место и факторы его возникновения, агломерацию производства и факторы ее образования, инновацию и другие нововведения и каналы их распространения, локализацию, связанную с немобильностью факторов производства и индивидуальные особенности регионов.

Базовой среди  моделей данного направления  является модель Г. Мюрдалю [14]. В ней он на примере многих стран показал, как с помощью специализации и эффекта масштаба незначительные преимущества территорий со временем могут вырасти и быть преумножены. Распространение этого эффекта на регионы или так называемые «расходящиеся эффекты» [14,с.570] привело Мюрдаля к выводу, что преимущества определенных местностей, центров (полюсов) роста, ведут к ускорению их развития и большому отставанию отсталых регионов. На этом основании он делает вывод, что рост экономики происходит неравномерно и уровни экономического развития территорий не сближаются. В то же время благодаря процессу «расходящиеся эффекты» возможно их некоторое выравнивание. Формализованный вид данная концепция получила в трудах Н. Калдора и многих других исследователей [10,с.24].

Теория «прямой  и обратной связи» А.Хиршмана. Согласно этой теории рост экономики в стране происходит несбалансированно. Такой  рост предполагает изобилие тех самых  ресурсов и качеств, нехватка которых  как раз и служит первопричиной  отсталости. Он выступил в поддержку «несбалансированного роста», который может дать стимул для мобилизации потенциальных резервов в интересах развития [29]. Он тоже приходит к выводу, что пространственный рост экономики в стране происходит неравномерно, в результате уровни экономического развития территорий сближаются, но не выравниваются.

Впервые концепция  «полюсов роста» была выдвинута французским  экономистом Ф.Перру, согласно ей рост экономики страны во всех регионах не происходит равномерно, он появляется в некоторых пунктах, или полюсах роста, с изменяющейся интенсивностью он распространяется по различным каналам и с определенным переменным эффектом – на всю экономику [5, с.60]. Другими словами, региональный рост не обеспечивает сближения уровней экономического развития территорий, хотя возможно некоторые выравнивание путем каналов распределения «эффектов увеличения».

«Полюс роста» Перру включает три основных компонента: 1) ведущую отрасль, отрасль-мотор, обладающую мощным потенциалом роста и высокой  способностью к нововведением, иначе говоря, отрасль с большим мультипликационным эффектом (такие отрасли иногда называют пропульсивными); 2) группу отраслей местного значения, связанную с ней через систему отношений типа «затраты-выпуск». Эти отношения и служит средством передачи эффекта ведущей отрасли на всю экономику; 3) пространственную агломерацию производства, обеспечивающую предприятиям получение «внешней экономии». Возникает серия взаимосвязанных эффектов, при благоприятных условиях способная сильно изменить экономическое пространство регионов. «Полюс роста» - это своеобразный генератор нововведений (новых комбинаций, в духе Шумпетера), но только их диффузия обеспечивает весомый экономический эффект. Одно из отличий концепции Ф.Перру от Й.Шумпетера заключается в том, что для Перру важно не только само нововведение, сколько его диффузия в сопутствующие, пусть даже и мелкие усовершенствования, небольшие инновации [5, с.64-65].

При этом Перру  считает, что определяющая роль в  создании «полюсов роста» и «каналов»  распространения вызванных ими «эффектов увеличения» принадлежит государству, которое должно гармонизировать развитие, уменьшить или свести к приемлемым масштабам неоднородность или неравномерность в экономике, ее отраслей и регионов. Он предлагает проводить политику гармонизированного роста [18, с.32-39;5,с.66-79], которая на основе индикативного планирования обеспечивает совмещение интересов макроединиц, различных регионов и социальных групп. Само индикативное планирование используется для уменьшения эффекта существующего неравновесия, поскольку Перру, в отличие от представителей неоклассического направления считает, что экономический рост есть последовательность сменяющих друг друга неравновесных состояний, где равновесие всегда временно и непостоянно. Поэтому он предлагает гармонизированный рост и индикативное планирование как инструмент для уменьшения неоднородности или различий уровней экономического развития регионов и стран.

Концепция «полюсов роста» Ж.-Р. Будвиля [3, с.236-237] есть дальнейшее развитие региональной теории роста его наставника Ф.Перру и конкретизировал его абстрактные идеи о «полюсах роста» («полюсах развития»). В современном виде эта концепция утверждает, что рост производства не происходит равномерно во всех отраслях хозяйства – всегда можно выделить динамичные, так называемые пропульсивные отрасли. Они являются стимулом развития всей экономики, представляя собой «полюса развития». Через систему отношений типа «затраты-выпуск» В.Леонтьева эффект нововведения передается на всю экономику. Процесс концентрации производства сосредотачивает отрасли в определенной точке (районе) – «центре (полюсе) роста». Будвиль предложил их иерархию, по типу на предложенной В. Кристаллером теории центральных мест [10, с.26-27].

Будвиль выделяют «полюса роста» следующих видов: мелкие и «классические» города, специализированные на отраслях третичного сектора, обслуживающие прилегающую сельскую местность; промышленные города среднего размера с диверсифицированной структурой хозяйства, развивающегося за счет внешних влияний: крупные городские агломерации, включающие пропульсивные отрасли, обусловливающие автономность роста; полюса интеграции, охватывающие несколько городских систем и определяющие всю эволюцию пространственных структур [10, с.27]. Он подчеркивает также, что автономный рост присущ лишь верхним иерархическим уровням центральных мест, тогда как рост низовых территориальных структур определяется механизмами диффузии нововведений.

Теория «полюсов роста» получила дальнейшее развитие в работах П.Потье об осях развития. Центральная идея в ней заключается в том, что территории, расположенные между полюсами роста и обеспечивающие транспортную связь, получают дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инновации, развитию инфраструктуры. Поэтому они превращаются в оси (коридоры) развития, определяющие вместе с «полюсами роста» пространственный каркас экономического роста большого региона или страны [4, с.87].

Теория «полюсов роста» Х.РЛасуэна. Он более пристально рассматривает полюса экономического роста и выявляет их следующие особенности: 1) полюсом роста может быть региональный комплекс предприятий, связанный с экспортом региона (а не просто с ведущей отраслью); 2) система полюсов и каждый из них в отдельности растут за счет импульсов, рожденных общенациональным спросом, передающимся через экспортный сектор региона; 3) импульс роста передается второстепенным отраслям через рыночных связей между предприятиями, а также географических периферий [4, с.87]. Однако он не указывает, на конкретные каналы распространения импульсов роста к второстепенным отраслям экономики.

Модель совокупной причинной обусловленности Х.Ричардсона и Townroe. В ней региональный экономический  рост является процессом совокупной причинной обусловленности, в котором  выгоды распределяются между теми регионами, которые уже находятся в благоприятном положении. Любое распределение государственных ресурсов среди регионов, имеющее целью максимально увеличить национальный экономический рост, будет усиливать региональные неравенства. И рыночные силы, и государственные инвестиции в большой степени увеличивают, нежели уменьшают неравенства в экономическом развитии регионов [28]. С этим в принципе можно согласиться поскольку экономический рост происходит только в неравновесном состоянии экономики, однако они не показывают путей в сведения неравенства экономического развития регионов к приемлемым масштабам.

Другая теория Х.Ричардсона - городская агломерация. Согласно этой теории, основным фактором роста является скопление производственной деятельности в городах, являющимися крупными промышленными центрами, своеобразных полюсов роста [32]. По его мнению, именно региональная агломерационная экономика играет ключевую роль, стимулируя технический прогресс и рост производительности труда, оказывая сильное воздействие на процессы размещения предприятий (напомним, что первый эффект агломерации был рассмотрен А. Вебером в рамках его теории размещения) [2]. В принципе модель Ричардсона реализует те же функциональные зависимости, существующие в моделях неоклассической школы между темпами роста и темпами накопления капитала, увеличения предложения труда и скоростью технического прогресса. Отличие от неоклассической теории заключается в том, что каждый фактор предложения здесь есть функция, зависящая от эффекта агломерации, предпочтений локализации, разницы в ценах на факторы в регионе и в целом по стране и других индивидуальных особенностей региона [10,23].

Локализация –  основная составляющая в базовой  модели Ричардсона, что необходимость  ее введения в модель определяется немобильностью природных ресурсов, наличием крупных городов и неоднородностью географической среды. Региональный рост базируется на внутренних немобильных ресурсах и привлечении мобильных ресурсов из других регионов. Эффект агломерации (транспортные издержки консервируют локализацию в определенных центрах) и личные предпочтения инвесторов – ключевой элемент регионального роста. В ней учитывается также технический прогресс и социально – политические факторы [10,с.25].

Теория «центр-периферия» Дж. Фридмана. В ней вообще декларируется, что экономический рост концентрируется исключительно в городах [33]. Вместе с тем Фридман выделяет четыре стадии формирования центров роста (который он называет ядрами) в стране: 1) наличие большого числа локальных ядер, мало влияющих на окружающие их территории; 2) появление одного наиболее мощного ядра, формирующего полюс роста, влияющий на обширную периферию; 3) развитие еще нескольких ядер, приводящее к образованию полицентрической структуры полюсов роста; 4) слияние ядер в урбанистическую полиареальную структуру с мощной периферией [10,с.25-26].

Для описания развития периферийных территорий (выходящих  за пределы центров и осей развития) Дж. Фридманом, Т. Хермансеном и некоторыми другими ученными [31] используется модели «диффузии нововведений», предложенным Т. Хэгерстрандом.

Модель «диффузия нововведения» или «волной нововведений» Т. Хэгерстранда. В ней он выделил четыре стадии «волны нововведений». Первая или первоначальная, стадия характеризуется началом диффузионного процесса и резким контрастом между центрами, источниками распространения нововведения, и периферийными территориями. На втором - начинается подлинная диффузия, и действуют мощные центробежные силы. Это приводит к образованию новых быстро развивающихся центров в отдаленных районах и к сокращению резких региональных контрастов, типичных для первой стадии. На третьей - (стадии конденсации) происходит одинаковое расширение во всех трех местах. На четвертой - (стадии насыщения) происходит общий, но медленный, асимптотический подъем до максимума, возможно при существующих условиях [21, с.77]. Он использовал стохастический (статистический) метод исследуя диффузионные волны методами динамического моделирования, в частности методом Монте-Карло. 

С первого типа модели Хэгернстранда обнаруживается схожесть с шестом элементом в  более поздней схеме «пространственной диффузии» П.Хаггета». Согласно ей изменение в большинстве случаев не наступают одновременно во всех точках, обычно они начинаются в небольшом числе мест, откуда распространяются к другим местам вдоль каналов связи, через узлы, пересекая поверхности, нисходя по иерархическим ступеням [6,с.136]. Напомним, что концепция диффузии нововведений зарождалась в исторической географии США в конце 19 в. как «концепция границы заселения» в истории Америки, выдвинутая американским историком А.Тернером [21, с.75].

Модели «вулкан» Х. Гирша [26]. Суть этой модели в следующем -  крупная городская агломерация  с ее развитой промышленностью и  мощной научной базой обладает наиболее высоким уровнем доходов на душу населения, что обеспечивается периодическими импульсами инновационной деятельности. Извержение лавы нововведений в таком «полюсе роста» постепенно растекается на периферию и сопровождается постепенной повышением уровня благосостояния отсталых районов. При этом Гирш идет дальше Хэгерстранда и указывает на периодичность импульсов нововведений, в которые рано и поздно в любом центре затухают. Изживание инновационного климата происходит под воздействием присущих городским агломерациям негативных факторов и приводит к «затуханию вулкана» и превращению когда-то передового центра в депрессивный старопромышленный район. В то же время при завершении больших циклов хозяйственной конъюнктуры (описанных Н.Д. Кондратьевым и Й. Щумпетерым) могут возникать новые центры инноваций [10,с.27].

Информация о работе Основные теории регионального развития.