Основные методы прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:38, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что для большинства российских предприятий маркетинговое управление становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе.

Содержание

Введение 2

Прогнозирование и виды прогнозов 4

Методы прогнозирования 7

Статистическое прогнозирование 10

Прогнозирование на основе сезонных колебаний 11

Экспертное прогнозирование 12

Заключение 24

Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

прогнозирование.docx

— 46.46 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение 2

Прогнозирование и виды прогнозов 4

Методы прогнозирования 7

Статистическое прогнозирование 10

Прогнозирование на основе сезонных колебаний 11

Экспертное прогнозирование 12

Заключение 24

Список литературы 25 

 

     Введение

      

     Актуальность  темы обусловлена тем, что для  большинства российских предприятий  маркетинговое управление становится одним из условий выживания и  успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе.. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования сбыта продукции (товаров, работ, услуг).

     Многообразие  проблем, возникающих при обеспечении  жизнедеятельности предприятия  и являющихся предметом прогнозирования, приводит к появлению большого количества разнообразных прогнозов, разрабатываемых  на основе определенных методов прогнозирования. Поскольку современная экономическая  наука располагает большим количеством  разнообразных методов прогнозирования, каждый менеджер и специалист по планированию должен овладеть навыками прикладного  прогнозирования, а руководитель, ответственный  за принятие стратегических решений, должен к тому же уметь сделать правильный выбор метода прогнозирования.

      

 

     

     Прогнозирование и виды прогнозов 

     Прогнозирование (греч. Prognosis - знание наперед) - это род предвидения (предсказания), поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Предсказание «предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования, к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств». В широком плане как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие “прогнозирование деятельности предприятия».

     Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме  суждения о возможном состоянии  объекта (в частности предприятия) и его среды в будущий период времени.

     Выделяются  различные признаки классификации  прогнозов.

     Таблица 1

     Виды  прогнозов

     Признаки  классификации прогнозов      Виды  прогнозов
     Временной охват (горизонт прогнозирования)      краткосрочные,

     среднесрочные,

     долгосрочные

     Типы прогнозирования      поисковые,

     нормативные,

     основанные на творческом видении

     Степень вероятности  будущих событий      вариантные,

     инвариантные

     Способ представления  результатов прогноза      точечные,

     интервальные

      

     Для конкретных прогнозов могут применяться  и другие признаки классификации  прогнозов. Например, для прогноза рыночной конъюнктуры важно выделить такой  признак, как охват объектов исследования - в зависимости от него прогноз  может быть глобальным, региональным, локальным (системным). Иначе говоря, он может охватывать весь рынок страны или ограничиваться рынком определенного  региона, он может также охватывать локальный рынок отдельного предприятия. Он может рассматривать рыночную ситуацию в целом или же его  предметом будет рынок отдельного товара.

     В зависимости от горизонта прогнозирования  прогноз может разрабатываться  на очень короткий период времени - до месяца (например, недельные и  месячные прогнозы объемов продаж, движения наличности), на год, а также  на 2-3 года (среднесрочный прогноз), 5 и более лет (долгосрочный прогноз).

     Долгосрочные  прогнозы называют также перспективными. Нередко пятилетние прогнозы относят  к среднесрочным.

     По  типам прогнозирования выделяют поисковые, нормативные и основанные на творческом видении прогнозы.

     Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования  от настоящего к будущему: прогнозирование  начинается от сегодняшнего дня, опирается  на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.

     Существуют  два вида поискового прогнозирования:

     экстраполятивное (традиционное),

     альтернативное (новаторское).

     Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления такого прогноза необходимо вначале оценить прошлые показатели деятельности предприятия и тенденции их развития (тренды), затем перенести эти тенденции в будущее.

     Экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования.

     Альтернативный  подход базируется на том, что внешняя  и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, вследствие чего: развитие предприятия происходит не только гладко и непрерывно, но и  скачкообразно и прерывисто; существует определенное число вариантов будущего развития предприятия.

     Оба вида поискового прогнозирования опираются  как на количественные, так и на качественные методы прогнозирования.

     Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование  предполагает:

     во-первых, определение общих целей и  стратегических ориентиров предприятия  на будущий период;

     во-вторых, оценку развития предприятия, исходя из этих целей.

     Нормативное прогнозирование применяется чаще всего тогда, когда предприятие  не располагает необходимыми историческими  данными. В силу этого оно опирается  на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное, является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды предприятия.

     Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, - использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию.

     Прогнозы  такого рода часто имеют формы  “утопий” или “антиутопий” - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу.

     Данный  вид прогнозирования может использоваться для непосредственного предсказания будущих результатов деятельности предприятия.

     В зависимости от степени вероятности  будущих событий прогнозы делятся  на вариантные и инвариантные.

     Инвариантный  прогноз предполагает только один вариант  развития будущих событий. Он возможен в условиях высокой степени определенности будущей среды. Как правило, такой  прогноз базируется на экстраполятивном подходе (простом продолжении сложившейся тенденции и в будущем).

     Вариантный  прогноз основывается на предположении  о значительной неопределенности будущей  среды и, следовательно, наличии  нескольких вероятных вариантов  развития.

     Каждый  из вариантов развития учитывает  специфическое состояние будущей  среды предприятия и, исходя из этого, определяет основные параметры данного  бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния предприятия называют сценарием.

     По  способу представления результатов  прогнозы делятся на точечные и интервальные.

     Точечный  прогноз исходит из того, что данный вариант развития включает единственное значение прогнозируемого показателя, например, среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет  на 5%.

     Интервальный  прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предполагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя, например: среднедневной товарооборот в следующем  месяце возрастет на 5-8%.

      

     Методы  прогнозирования 

     Вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени их однородности:

     простые методы;

     комплексные методы.

     Группа  простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция  тенденций, морфологический анализ и др.).

     Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые  специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система “Паттерн” и др.).

     Кроме того все методы прогнозирования  поделены еще на три класса:

     фактографические  методы;

     экспертные  методы;

     комбинированные методы.

     В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:

     1) фактографические методы базируются  на фактическом информационном  материале о прошлом и настоящем  развитии объекта прогнозирования.  Чаще всего применяются при  поисковом прогнозировании для  эволюционных процессов;

     2) экспертные (интуитивные) методы  основаны на использовании знаний  специалистов-экспертов об объекте  прогнозирования и обобщении  их мнений о развитии (поведении)  объекта в будущем. Экспертные  методы в большей мере соответствуют  нормативному прогнозированию скачкообразных  процессов;

     3) комбинированные методы включают  методы со смешанной информационной  основой, в которых в качестве  первичной информации наряду  с экспертной используется и  фактографическая.

     В свою очередь, каждый из перечисленных  классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

     статистических (параметрических) методов;

     опережающих методов.

     Группа  статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе  динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение  получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический  метод и др.

     Группа  опережающих методов состоит  из методов, основанных на использовании  свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических  достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

Информация о работе Основные методы прогнозирования