Основные итоги и перспективы развития социально-экономической модели Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Белорусская модель экономического развития – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
1. Модель экономического развития Беларуси……………………………..6
1.1. Понятие экономической модели…………………………………….6
1.2. Сравнительный анализ белорусской модели социально-экономического развития с другими моделями …………………………………..8
2. Особенности белорусской модели экономического развития и этапы ее построения…………………………………………………………………………15
2.1. Особенности белорусской модели социально-экономического развития……………………………………………………………………………..15
2.2. Эволюция белорусской модели экономического развития………18
3. Основные итоги и перспективы развития социально-экономической модели Республики Беларусь……………………………..……………………….22
3.1. Основные итоги развития национальной модели экономического развития Республики Беларусь за 2006 - 2010 г.г………………………………..22
3.2. Перспективы развития модели экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 г.г…………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.17 Кб (Скачать)

     2.2 Перспективы развития национальной модели экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г.г. 

     Республика  Беларусь в своей социально-экономической  политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

     Вместе  с тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование  и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

     Основные  направления совершенствования  предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных  условий для развития предпринимательской  инициативы и увеличения притока  инвестиций в экономику; развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем.

     Главная цель - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

     Ее  реализация предусматривает повышение  реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7-1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП – в 1,62-1,68 раза, производительности труда – в 1,63-1,68 раза, объемов промышленного производства – в 1,54-1,6 раза, сельского хозяйства – в 1,39-1,45 раза. Увеличение объемов производства позволит обеспечить рост экспорта более чем в 2 раза. Предполагается рост удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20-21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие – в 1,9-1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест. Следует заметить, что к 2015 планируется достигнуть положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами (в процентах к ВВП – 0,5-0,6). Развитие строительства будет проходить быстрыми темпами (136,5–143,7 в 2015 г. к 2010 г.). Подробные данные представлены в Приложении Б.

     Реализация  поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

     При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы:

     - развитие человеческого потенциала;

     - предпринимательство и инициатива;

     - инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;

     - рост экспорта товаров и услуг,  сбалансированность и эффективность  внешней торговли;

     - устойчивое развитие регионов;

     - качественное и доступное жилье;

     - эффективный агропромышленный комплекс.

     Главным результатом реализации Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

     Будет предпринят комплекс эффективных мер  для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем  развития человеческого потенциала.

     В стране изменится технологическая  и отраслевая структура экономики  – она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей  доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным  в результате создания национальной инновационной системы. В экономике  произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

     Инвестиционная  политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих  мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят всем трудоспособным гражданам раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд.

     Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

     Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26-27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого – с 26,2 тыс. до 49-51 тыс. долларов США.

     Экономический уровень развития Беларуси к концу  пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

     Национальная  социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится  за счет широкого встраивания в нее  институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела».

     Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций.

     Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных  вкладов.

     Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Это значит, что, как бы ни было трудно, государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без  нее справиться.

     Намеченные  меры приблизят качество жизни населения  к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых  денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза.

     Уровень обеспеченности жильем в расчете  на одного жителя составит не менее 27-28 кв. метров в 2015 году, цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства будут расти в жесткой с ростом доходов населения.

     В демографической сфере главным  приоритетом государства останется  повышение уровня рождаемости при  одновременном увеличении продолжительности жизни, снижении материнской и детской смертности.

     Образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции  в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения  в Беларуси.

     Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечат  возможности для всестороннего  развития человека – физически здорового, духовно богатого, грамотного, восприимчивого к научно-техническим нововведениям – независимо от места его жительства. Привлекательность жизни населения в любом уголке страны также повысится за счет выравнивания жилищных условий, качества и скорости транспортных путей сообщения, обеспеченности услугами современной связи.

     Это позволит равномерно улучшать уровень  и качество жизни населения независимо от того, где проживает человек.

     Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной  раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального  государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан. [8].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Пути совершенствования  модели социально-экономического развития Республики Беларусь 

     Для улучшения социально-экономического состояния в Республике Беларусь и обеспечения перехода к рыночной экономике необходимо провести ряд реформ либерального и других планов. Во-первых, требуются изменения в налоговой системе страны: снижение и отмена ряда налогов – это позволит поднять предпринимательскую активность населения страны, что в свою очередь увеличит конкурентоспособность продукции страны и будет способствовать развитию маркетинга во всех направлениях, возможному увеличению объема экспорта и открытию новых рынков сбыта продукции. Во-вторых, нужно создать благоприятную правовую базу для привлечения иностранных инвестиций в национальное производство, сферу обслуживания и туризм (от которого страна получает слишком малую долю прибыли в сравнении с возможной). В-третьих, белорусская экономика слишком зависима от поставок дешевых энергоносителей из России, что вынуждает Беларусь в некоторых вопросах уступать своим интересам. Поэтому следует развивать более масштабное сотрудничество и с другими странами, как делается сейчас в отношениях с Венесуэлой, Азербайджаном, Китаем и др. Такого же сотрудничества Беларусь должна достигнуть и со странами Евросоюза (тем самым открыв для себя не только новые рынки сбыта, но и возможность широкого сотрудничества в различных сферах). Если будут проведены грамотные  экономические и политические реформы (например, отмена виз или существенное снижение цен на них, на начальных этапах, в одностороннем порядке могла бы принести Беларуси неплохую прибыль за счет потока иностранных туристов), то в будущем возможно получение прибыли с не в полную меру используемых в данное время ресурсов. В-четвертых, для полноценного социального развития необходимо уделить большее внимание масштабному развитию сферы услуг на местах. Следует заметить, что большинство городов и, тем более, поселков и деревень имеют очень слабо развитую инфраструктуру либо же не имеют ее вообще (политика государства, направленная на возрождение села – строительство агрогородков, конечно, принесла некоторые социальные изменения в отдельные села страны, но большая часть из них и сейчас находятся в плачевном состоянии). Что касается энергозависимости страны и дороговизны энергоносителей, то строительство АЭС позволит сэкономить около 1 млрд. долларов на импорте природного газа.

     Также есть мнение, что для изменения складывающейся в экономике ситуации необходимо принять конструктивные меры и решения, касающиеся инновационной перестройки действующей системы планирования и управления, по следующим направлениям:

     Во-первых, перейти к инновационной парадигме  планирования и разработке программ социально-экономического развития, включая  формирование их по параметрам экономического эффекта и эффективности, отвечающей мировому уровню инновационности и эффективности. При этом применяемые методы прогностического субъективизма следует заменить процедурой, основанной на учете эталонной эффективности инвестиций и основного капитала и формировать будущий инновационный облик экономики, начиная со стадии экспертизы и отбора иновестиционных проектов.

     Во-вторых, приступить к внедрению системы  управления, отвечающей законам рыночной экономики, обеспечивающей формирование конкурентной среды и рынка инноваций. Установить действенный контроль над уровнем инновационности внедряемых технологий, экономической защищенности интеллектуального и трудового потенциала страны.

     В-третьих, приступить к формированию организационного блока экономических преобразований, разрушенного в результате распада  СССР, обращая особое внимание на оргструктуры инновационного воспроизводства основного капитала и инновационного развития, на внедрение рыночных методов управления, широкое использование малого и среднего предпринимательства.

     Вместе  с тем возникают опасения, что  разрабатываемая программа  социально-экономического развития может не стать принципиально  новой и повторит предыдущую с ее отжившими методами советского планирования. Но всем известно, куда привела СССР советская система планирования и экономического управления. Очевидно, что такие опасения разделяет глава государства, принявший решение об ужесточении контроля за формированием названной программы и указавший, что ее разработку необходимо провести не только Правительству, но и Администрации президента. Она должна контролировать формирование программы, приглашая для этого бизнес-сообщества, возможно, международных экспертов, и провести ее широкое обсуждение. Таким образом, разработка программы становится общенациональной задачей, что должно обеспечить надлежащее качество стратегического документа по решению важнейшей народнохозяйственной проблемы. [15, с.28-29] 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные итоги и перспективы развития социально-экономической модели Республики Беларусь