Основные итоги и перспективы развития социально-экономической модели Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Белорусская модель экономического развития – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
1. Модель экономического развития Беларуси……………………………..6
1.1. Понятие экономической модели…………………………………….6
1.2. Сравнительный анализ белорусской модели социально-экономического развития с другими моделями …………………………………..8
2. Особенности белорусской модели экономического развития и этапы ее построения…………………………………………………………………………15
2.1. Особенности белорусской модели социально-экономического развития……………………………………………………………………………..15
2.2. Эволюция белорусской модели экономического развития………18
3. Основные итоги и перспективы развития социально-экономической модели Республики Беларусь……………………………..……………………….22
3.1. Основные итоги развития национальной модели экономического развития Республики Беларусь за 2006 - 2010 г.г………………………………..22
3.2. Перспективы развития модели экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 г.г…………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 89.17 Кб (Скачать)

     Первая  и главная черта  — социальная направленность белорусской модели, заключающаяся в увеличении занятости и оплаты труда. Для обеспечения социальной справедливости обеспечивается не только рост ВВП, но и равномерность распределения доходов среди жителей страны.

       Вторая — сильная и достаточно эффективная система государственной власти как регулятора и собственника в экономике. Сегодня и западные идеологи реформ признают ее необходимость в переходный период. В странах, где государство пустило неподготовленную экономику на рыночное саморегулирование, результаты оказались существенно хуже, несмотря на многомиллиардную зарубежную помощь. В период 1991-1994 гг. и в Беларуси стихийные рыночные силы нарушили производственные связи, привели к финансовой дестабилизации и падению ВВП на 40%. Только после перехода к президентскому правлению в конце 1994 г. Беларуси удалось с 1996 г. Перейти к экономическому росту и к 2000-2001 гг. восстановить уровень производства 1990 г.

     Белорусское государство сконцентрировало внимание не только на переходных процессах, но, как и Китай, на модернизации экономики  и ее адаптации к вызовам новой (глобальной, сетевой, информационно-инновационной) экономики XXI века. Фактически в Беларуси делаются попытки построить новое государство для новой экономики XXI века, к чему так призывает сегодня ООН. Не случайно по индексу ООН «электронного правительства», фактически измеряющего инновационность государства, Беларусь стремительно поднималась: в 2003 г. — 81-е место, в 2005 г, - 51-е; затем, правда, несколько затормозила внедрение интернет-технологий в управление государством и в индексе 2008 г. она 56-я из 192 стран (Россия - 60-я)

     Третья - отказ от массовой приватизации и  поддержка госсектора. Наши соседи обвальной приватизацией и последовавшими многочисленными переделами собственности разрушили свой индустриальный сектор и пытаются за счет иностранных инвестиций перейти к экономике «отверточной сборки». Общеизвестно, что экономика «отверточной сборки», принадлежащая иностранцам» неустойчива, резко увеличивает импорт и экспорт при незначительной добавленной стоимости и милой занятости.

     Выбранная в Беларуси после 1995 г. модель параллельного развития государственного и создания частного сектора в целом оправдала себя. Организация СП с российскими поставщиками нефти на Мозырском НПЗ позволила в кратчайшие сроки модернизировать этот завод и вместе с Полоцким НПЗ создать в Беларуси мощный кластер нефтепереработки, который в будущем по примеру голландского Роттердама может вырасти в нефтехимический кластер мирового уровня. Такой кластер, разумеется, надо создавать совместно с российскими поставщиками нефти и газа, убеждая их, что выгоднее поставлять в Европу продукты переработки, а не наращивать поставки нефти и газа.

     Четвертая черта — правильно выстроенные интеграционные отношения — позволила иметь доступ к более дешевым, чем у других, энергоносителям. Нефть и газ играют ключевую роль в экономике Беларуси: во-первых, страна имеет значительные нефтеперерабатывающие и нефтехимические мощности, во-вторых, она - ключевой транзитный канал для поставок российской нефти и газа в Европу. При этом российская цена на нефть и особенно газ в Европе сильно колеблется в разных странах и для разных покупателей. Беларусь блестяще воспользовалась этим обстоятельством и получала нефть и газ по наиболее выгодным ценам хотя бы в силу своего географического положения (однако в связи с возникшими противоречиями между странами будущее данного вопроса является неопределенным).

     Пятая характеристика - правильно выбранные в 1995 г. приоритеты: экспорт, жилье, продовольствие и добавленный в 2006 г, приоритет — инновации. [5, с.18-20]

     Тем самым подтверждена правильность контуров будущего образа (модели) белорусской экономики, содержащегося в таких стратегических документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2015 года (будет утверждена на IV Всебелорусском народном собрании, которая пройдет в Минске 6-7 декабря) и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года. Эта социально-ориентированная модель включает следующие принципы и направления государственной политики:

     -общую  социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

     -построение  политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

     -формирование  развитого гражданского общества и самоуправления;

     -приоритетное  развитие человеческого потенциала;

     -выбор  в качестве стратегического императива  социальной ориентации рыночной  экономики;

     -переход  на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

     -повышение  эффективности производства и  страновой конкурентоспособности;

     -интенсивное  внедрение наукоемких высоких  технологий информационного общества;

     -следование  экологическому императиву [7].

     Кроме того, перспективная социально-ориентированная  модель экономики должна обеспечивать:

     -преемственность  действующей белорусской модели развития и ориентация на мировой опыт;

     -единство  социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;

     -единство  частной собственности и интересов  государства, ответственность предпринимателя  перед обществом;

     -экономическую  свободу человека и свободу экономического выбора;

     -равенство  государственных и частных субъектов рыночных отношений;

     -экономическое  и социальное партнерство;

     -ориентацию  на жизненные потребности населения  и рост его благосостояния;

     -стабильность  стратегического курса на социальное правовое государство;

     -приоритет  прав граждан;

     -ответственность  государства перед гражданами и социальную защиту;

     -ограничение  сфер действия административного механизма государственного регулирования;

     -сочетание  свободной конкуренции с регулированием;

     -взаимодействие  институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.

     В настоящее время нельзя точно указать, какие блоки, элементы, их сочетания будут определять состав, структуру, функции модели экономики страны через 10, 15, 20 лет. История не развивается по идеальным схемам. Но теоретически уже сейчас можно условно прогнозировать в качестве стратегического ориентира элементы и черты перспективной социально-ориентированной модели.

     Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

     Эти базовые принципы белорусской социально-ориентированной  модели показывают, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

     Социальная  ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого  рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций [1, с.127-132.].

     Роль  государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического  руководителя переходных к рынку  процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

     Создавая  условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в  своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

     Весьма  важно, что модель социально-ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них:

     -качество  и продолжительность жизни населения,  защита и улучшение среды обитания  людей; 

     -социальные гарантии и социальная справедливость;

     -сохранение  и умножение культурных и духовно-нравственных  ценностей с учетом традиций  и национальных особенностей  страны.

       Нельзя противопоставлять социальные  цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы — не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

     Достижение  большего социального равенства  и социальной справедливости также  необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный  сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.

     Эти основные концептуальные характеристики перспективной модели социально-ориентированной модели Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития страны. Уже сегодня она служит инструментом:

     -научно  обоснованного отражения экономической и социальной реальности, перспектив ее преобразований;

     -формирования  эффективной структуры экономики и системы управления, включая механизмы принятия и реализации прогнозных и программных решений в области социально-экономического развития;

     -образования  и профессиональной подготовки кадров управленцев и специалистов народного хозяйства, т.е. инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создания благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств.

     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью общества является человек. Поэтому социальная политика – это главный приоритет  государства, а ее основная цель –  обеспечение достойного уровня и  качества жизни каждого жителя страны [3, с.4].

     Стратегия государства по реализации этой цели направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни.

     Таким образом, Республика Беларусь пошла  по своему пути построения модели экономического развития, которая является наиболее подходящей для развития республики, по сравнению с другими моделями.

     Главными  особенностями белорусской модели экономического развития являются:

     Во-первых, особенностью положения Республики Беларусь, сказавшейся на ее модели, является серьезная экологическая  озабоченность. Она объективно обусловлена  катастрофой на Чернобыльской АЭС.

     До 1992 г. меры по ликвидации ущерба финансировались  в основном из союзного бюджета СССР, но после его распада Беларусь вынуждена была нести всю тяжесть  этой «ноши» по сути одна и тратить  на эти цели ежегодно до 25% государственного бюджета, экономя на всем. Хотя последствия катастрофы на ЧАЭС многоплановые (экономические, демографические, генетические, медицинские, социальные, моральные), учет только экономической их стороны, требующей огромных для маленькой страны материально-финансовых ресурсов, создает небывало сложную специфику выживания и развития нашей страны, специфику модели ее экономики.[10, с.637]

Информация о работе Основные итоги и перспективы развития социально-экономической модели Республики Беларусь