Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:05, курсовая работа
Банковская система как элемент рыночной экономики, как правило, двухуровневая. Первый, верхний, уровень – центральный банк. Второй, нижний, уровень представлен коммерческими и кредитными учреждениями. Противоречивый характер рыночных отношений обуславливает необходимость создания такой системы.
Введение 3
1 Экономические основы денежно-кредитной политики ЦБ РФ 5
2 Эффективность инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ 15
3 Проблемы реализации денежно-кредитной политики в современных
условиях и пути их решения 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Следует выделить проблему отсутствия чётко работающей системы рефинансирования банков.
Решение проблемы:
- расширение спектра видов рефинансирования на различные сроки;
- расширение перечня документов, принимаемых Банком России в залог;
- уменьшение дисконта по ценным бумагам, принимаемым в залог;
- увеличение сроков по ломбардному кредитованию и сделкам РЕПО;
- распространение в полном объёме действия Положения Банка России №122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» на банки всех регионов РФ, увеличение сроков предоставления кредитов рефинансирования не менее чем до трёх лет.
Проводимая Банком России политика укрепления рубля фактически способствует росту инфляции и снижению перспективы экономического развития. В этой связи необходимы меры по снижению процентных ставок по банковским кредитам, сокращение доли рублёвых интервенций ЦБ РФ на валютной бирже при покупке доллара США и евро, обеспечение относительно устойчивого укрепления валютного курса рубля, притока зарубежных прямых инвестиций.
Снижение инфляции может быть достигнуто за счёт следующих мероприятий:
- установление особого порядка погашения займов, то есть банки имеют возможность составить такой график возврата кредита, по которому почти весь денежный поток заёмщика будет изыматься в погашение банковского кредита. Как следствие, появление у заёмщиков и банков свободных денежных средств станет возможным не ранее окончания срока окупаемости проекта (через 7-10 лет), а налогооблагаемая база и обязательные сборы и платежи в бюджет появятся сразу же, что приведёт к опережающему мультипликационному росту доходов бюджета;
- применение банками мер в направлении изымаемой у заёмщиков ликвидности на возврат ресурсов рефинансирования обратно в государственный сектор и/или выдачу новых инвестиционных кредитов.
В банковской системе существует проблема избыточной ликвидности. Банк России же проводит политику, направленную на стерилизацию ликвидности. Получается противоречивая ситуация – избыточные деньги в банковской системе есть, а значительная часть её субъектов (малые и средние региональные банки), а следовательно, и их клиенты, испытывают в них недостаток, особенно в ресурсах инвестиционного качества.
Обратимся к статистическим и аналитическим материалам, приведённым в таблице 2.
Таблица 2
Показатели развития банковского сектора РФ
Показатель 01.01.05 01.01.06
Денежная масса М2 4363,3 6045,6 8995,8
Кредиты, предоставленные предприятиям т организациям сроком погашения свыше 3 лет, К3 349,7 608,6 1081,3
Отношения показателя К3 к показателю М2, в % 8,0 10,1 12,0
Кредиты, предоставленные предприятиям и организациям, всеми кредитными организациями, ранжированными по величине активов
Из них: 3189,3 4187,9 5802,7
занимающими место с 1-го по 50-е, К50 2450,3 3236,5 4517,8
занимающими место с 51-го по 1000-е, К1000 733,9 945,8 1280,6
Доля кредитов, предоставленных предприятиям и организациям банками, занимающими место с 51-го по 1000-е в общем объёме предоставленных кредитов, в % 23,0 22,6 22,1
Отношение показателя К50 к показателю М2, в % 56,2 53,5 50,2
Отношение показателя К1000 к показателю М2, в % 16,8 15,6 14,2
Доля кредитов банков в структуре инвестиций в основной капитал, в % 7,3 6,5 8,9
Финансирование банками
госпрограмм и капвложений на
возвратной основе, в % 0,03 0,025 0,017
Анализируя приведённые в таблице данные, можно сделать следующие выводы:
1. объём долгосрочных кредитов банков (инвестиционных ресурсов) для финансирования структурных изменений в экономике страны, по отношению к объёму наличных денег в обращении и безналичным средствам, чрезвычайно мал и не отвечает современным потребностям;
2. за последние два года денежная масса увеличилась в два раза, а показатель объёма долгосрочных кредитов по отношению к агрегату М2 вырос всего на четыре процентных пункта;
3. отношение объёма кредитов, предоставленных предприятиям и организациям 950 банками, занимающими места с 51-го по 1000 по размеру активов (а это почти 80% всей банковской системы России), к агрегату М2 составляет всего 14,2% по состоянию на начало 2007 года;
4. на фоне значительного роста денежной массы (агрегата М2) за последние два года объёмы кредитов банков субъектам экономики, в процентном соотношении к показателю М2, имеют за этот период тенденцию к снижению;
Таким образом, следует
отметить, что подавляющее большинство
российских банков не участвует в
инвестиционном кредитовании экономики
страны и эта негативная тенденция
продолжает развиваться. При её сохранении
присутствие в перспективе, на российском
финансовом рынке средних и малых
региональных банков, в условиях жёсткой
конкурентной борьбы, увеличения надзорных
требований Банка России и неразвитой
системы инвестиционного
Новый инструмент СОЗ даёт в этом случае некоторые возможности:
1) для Правительства РФ – приток длинных денег в экономику, рост реального сектора экономики;
2) для Банка России – появление ещё одного инструмента денежно-кредитной политики, увеличение капитализации банковской системы на рыночной основе, обеспечение стабильности национальной банковской системы в условиях возможных экономических кризисов, увеличение эффективности использования собственного капитала банков;
3) для сектора государственных финансов – увеличение доходности от размещения средств в сравнении с существующими направлениями инвестирования;
4) для коммерческих банков – расширение ресурсной базы через эмиссию СОЗ, рост капитализации путём создания стимула экономически эффективного выпуска акций банка, использование облигаций СОЗ для получения кредитных средств в рамках РЕПО, гарантирование возврата вложенных в СОЗ средств через оферту Банка России.
Ещё одна проблема –
достижение реальной конвертируемости
рубля. Наиболее эффективной мерой
в данном случае – постепенный
перевод расчётов за экспортируемые
товары на российские рубли. Такое решение
даёт несколько положительных
1. с наших экспортёров снимается курсовой риск, который окажется проблемой иностранных импортёров;
2. на этой основе станет формироваться мировая практика расчётов с применением рубля, который начнёт рассматриваться в качестве средства международных расчётов;
3. расчёты, о которых идёт речь, будут переводиться в «рублёвую зону», а значит, что иностранным импортёрам или их банкам придётся открывать рублёвые счета в российской банковской системе, что позитивно скажется на ситуации ликвидности в российской экономике;
4. формирование рублёвых резервов у иностранных центробанков;
5. возрастёт эффективность налогового контроля внешнеэкономической деятельности, поскольку платежи, производимые исключительно с рублёвых счетов, более прозрачны и регулируемы;
6. экспортёры окажутся в большей мере заинтересованными в нынешнем удорожании рубля, поскольку получать платежи в крепкой валюте выгоднее.
Также можно выделить и некоторые другие проблемы реализации денежно-кредитной политики, такие как: банковское регулирование и надзор, многовариантность прогноза экономического развития при разработке «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики», обеспечение защиты интересов вкладчиков и владельцев ценных бумаг, возможность возникновения концентрированных рисков и другие.
Заключение
Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы.
Исторически практикой
был выработан широкий
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, денонсируемых в ЦБ РФ (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- валютное регулирование;
- прямые количественные ограничения.
Банк России (как и центральные банки других стран) является кредитором последней инстанции, то есть выдаёт кредиты коммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий объём выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Как уже было отмечено в работе, Центральный банк Российской Федерации при реализации денежно-кредитной политики преследует следующие цели: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.
Решения по использованию
инструментов денежно-кредитной политики
принимаются с учетом формирующейся
динамики макроэкономических показателей,
изменения состояния платежного
баланса, конъюнктуры международных
финансовых и товарных рынков, проводимой
бюджетной политики. При этом основным
критерием эффективности
В сложившейся ситуации
важную роль сыграли проблемы дефицита
дешёвых ресурсов кредитования экономики,
проблема ресурсного обеспечения банковской
системы, отсутствие чётко работающей
системы рефинансирования банков, избыточная
ликвидность и некоторые
Список использованной
литературы
1. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002г., №86-ФЗ с внесенными изменениями на 2007 г.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // одобрено Советом директоров Банка России 30.10.2006. – Центральный банк Российской Федерации, 2006. – 30 с.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // одобрено Советом директоров Банка России 18.06.2007. – Центральный банк Российской Федерации, 2007. – 30 с.
5. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. А. Щегорцова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.
6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиненко / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 703 с.
7. Нешитой А. С. Финансы и Кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 572 с.
8. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М. В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Конспект лекций / Авт. –сост. В. И. Руденко: изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224 с.
10. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / В. К. Сенчагов, А. И. Архипов [и др.]; ответств. ред. В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 720 с.
11. Арно де Виллепуа. Комментарии текущих проблем российского банковского сектора // Деньги и Кредит. – 2006. – №5. – С. 36-43
12. Водянов Д. Наращивание иностранных обязательств хозяйствующих субъектов: риски для экономики // Российский экономический журнал. – 2006. – №2.
13. Г. Г. Меликьян. Актуальные вопросы капитализации, устойчивости и конкурентоспособности российского банковского сектора // Деньги и Кредит. – 2007. - №7. – С. 10-15
14. М. И. Гуревич. К вопросу о совершенствовании денежно-кредитной политики / М. И. Гуревич // Деньги и Кредит. – 2007. – №5. – С. 43-47
15. Фетисов Г. К решению важнейшей макроэкономической проблемы России // Российский экономический журнал. – 2005 г. – № 11-12
16. http://www.cbr.ru/today/
17. http://www.cbr.ru/
18. http://www.gks.ru/wps/
19. http://www.cbr.ru/
Информация о работе Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ