Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:05, курсовая работа
Банковская система как элемент рыночной экономики, как правило, двухуровневая. Первый, верхний, уровень – центральный банк. Второй, нижний, уровень представлен коммерческими и кредитными учреждениями. Противоречивый характер рыночных отношений обуславливает необходимость создания такой системы.
Введение 3
1 Экономические основы денежно-кредитной политики ЦБ РФ 5
2 Эффективность инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ 15
3 Проблемы реализации денежно-кредитной политики в современных
условиях и пути их решения 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Объем нетто покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в январе-мае 2007 года составил 93,1 млрд. долларов США, что почти на 77,1% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Основное влияние на процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке оказывали проводимые Банком России интервенции в сегменте «рубль/доллар США ».
В феврале 2007 года Банк России пересмотрел состав бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро, рублевая стоимость которой используется в качестве операционного ориентира курсовой политики.
Состав корзины
был изменен в сторону
За январь-май 2007 года прирост реального эффективного курса рубля по предварительным оценкам составил 2,3%, при этом реальные курсы рубля к доллару США и евро выросли на 3,4 и 2,4%соответственно.
Номинальный курс доллара США к рублю по состоянию на 1 июня 2007 года составил 25,90 руб./долл. США, снизившись на 1,6% по сравнению с 1 января 2007 года, номинальный курс евро к рублю повысился на 0,3%, составив на 1 июня 34,81 руб./евро. Эти изменения стали результатом действия внутренних и внешних факторов, в том числе колебаний курсов на мировом валютном рынке.
В целом реализация
курсовой политики Банка России в
январе мае 2007 года позволила уменьшить
амплитуду колебаний
Процентная политика и рефинансирование банков. В 2007 году Банк России продолжил политику последовательного сужения коридора процентных ставок, как путем повышения его нижней границы (фиксированной ставки по депозитным операциям на стандартных условиях «том некст», «спот некст», «до востребования»), так и за счет снижения его верхней границы ставки рефинансирования и ставки по кредитам «овернайт» Банка России. В соответствии с решениями Совета директоров Банка России ставка рефинансирования и ставка по кредитам «овернайт» с 29.01.2007 были снижены с 11% до 10,5% годовых и с 19.06.2007 с 10,5% до 10% годовых, а со 2.04.2007 повышены процентные ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях «том некст», «спот некст» и «до востребования» с 2,25% до 2,5% и на стандартных условиях «одна неделя» и «спот неделя» с 2,75% до 3,0% годовых.
Процентные ставки по аукционным инструментам изъятия Банк России в 2007 году формировал в соответствии с условиями паритета между процентными ставками внутреннего и внешнего денежных рынков с учетом динамики валютного курса рубля.
Операции с государственными ценными бумагами. Банк России при реализации денежно-кредитной политики в январе-мае 2007 года активизировал проведение депозитных операций и размещение облигаций Банка России (ОБР). Задолженность Банка России по депозитным операциям и операциям с ОБР с кредитными организациями возросла за январь-май 2007 года на 1,4 трлн. рублей против 0,3 трлн. рублей за тот же период 2006 года.
В 2007 году произошло
изменение схемы размещения ОБР.
Вместо продажи долгосрочных ОБР
с шестимесячной офертой Банк
России начал выпускать краткосрочные
облигации со сроком до погашения 7
месяцев и шестимесячным
Кредитование. В 2007 году сохранялось заметное влияние роста кредитов реальному сектору экономики на динамику денежной массы. Наибольшими темпами увеличивались объемы кредитов физическим лицам – 73,1% по состоянию на 1.05.2007 по отношению к аналогичной дате предыдущего года (в 2006 году соответствующий показатель составил 91,2%). Доля этих кредитов в общем объеме кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к началу мая 2007 года увеличилась до 26,0% (на 1.05.2006 22,7%). Суммарный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, к началу мая 2007 года увеличился на 44,6% по отношению к 1.05.2006 (в 2006 году соответствующий показатель составил 30,7%).
Усиление счета капитальных операций платежного баланса обусловило увеличение прироста международных резервов Российской Федерации (в долларовом эквиваленте) за январь май 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года примерно в 1,5 раза, что оказало определяющее воздействие на ускорение динамики денежной базы. Годовой темп прироста (по отношению к той же дате предыдущего года) денежной базы в узком определении на 1.06.2007 составил 38,6%по сравнению с 32,9% на 1.06.2006.
Соответственно возрос
уровень ликвидности
Для обеспечения
бесперебойного осуществления
В условиях высокого уровня банковской ликвидности органы денежно-кредитного регулирования в 2007 году продолжили реализацию мер, направленных на частичное абсорбирование прироста денежного предложения, формируемого за счет операций Банка России на внутреннем валютном рынке.
Бюджетная политика
и, в частности, механизм формирования
Стабилизационного фонда
Операции на открытом рынке. В целом у кредитных организаций в январе-мае 2007 года не возникало значительной потребности в получении ликвидности от Банка России. Совокупный объем средств, предоставленных кредитным организациям посредством операций прямого РЕПО, за январь май составил 304,7 млрд. рублей (в январе мае 2006 года 395,8 млрд. рублей). Ломбардные кредиты также предоставлялись в небольшом объеме, однако количество предоставленных кредитов возросло по сравнению с январем маем 2006 года в 1,5 раза, а количество кредитных организаций, которым они были предоставлены, более чем в 2 раза. В 2007 году Банк России при необходимости продолжит применение операций «валютный своп».
Обеспечением кредитов
Банка России и сделок прямого
РЕПО являлись ценные бумаги, входящие
в Ломбардный список Банка России.
В структуре портфеля ценных бумаг,
используемых кредитными организациями
при рефинансировании, основную часть
составляют облигации Российской Федерации,
ОБР, облигации юридических лиц
резидентов Российской Федерации и
облигации кредитных
Нормативы обязательных резервов. В рамках управления краткосрочной ликвидностью кредитные организации активно использовали усреднение обязательных резервов, то есть выполняли часть резервных требований путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка на корреспондентском счете и субсчетах, открытых в Банке России.
В мае 2007 года Советом директоров Банка России было принято решение о повышении с 1 июля 2007 года норматива обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации с 3,5% до 4,0%, по обязательствам перед банками нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте с 3,5 до 4,5%,что наряду с другими мерами будет способствовать ограничению роста денежной массы и снижению возможных инфляционных последствий, связанных с этим процессом.
По итогам осуществления денежно-кредитной политики на протяжении 2006 года и 1-го квартала 2007 года инфляция за скользящий 12 месячный период в мае текущего года составила, по оценкам, 7,8%. Потребительские цены в мае 2007 года повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 4,7%(в мае 2006 года на 5,9%). Замедление роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом было связано, прежде всего, со снижением темпов прироста цен на товары до 3,2% по итогам января-мая 2007 года по сравнению с 4,8% за соответствующий период 2006 года.
Уменьшились темпы
роста цен на товары и услуги,
учитываемые при расчете
3 Проблемы реализации
денежно-кредитной политики в
современных условиях и пути
их решения
В конечном итоге денежно-кредитная политика должна обеспечить решение следующих задач:
- неинфляционное увеличение притока национальных инвестиционных ресурсов в экономику страны;
- создание механизма распределения Банком России денежных средств среди субъектов банковской системы через инструменты абсорбирования и предоставления ликвидности;
- трансформирование коротких (2-3 недели) денежных средств в длинные (1-7 лет), но по цене коротких;
- удешевление кредитных ресурсов для целей модернизации основных фондов создания новых производственных мощностей;
- повышение капитализации банковской системы.
Центральный Банк Российской
Федерации при осуществлении
денежно-кредитной политики сталкивается
с проблемам
Одной из основных проблем банковского сектора является проблема дефицита дешёвых ресурсов кредитования экономики, которая определяется высокими ставками отчислений в ФОР, препятствующими развитию банковской системы режим формирования ФОР.
Поэтапное (в целях
недопущения одномоментного всплеска
инфляции) уменьшение ставок отчислений
в фонд обязательного резервирования
(ФОР) до уровня (2-3%), характерного для
развитых стран. Одновременно должно быть
расширено использование
- введение принципа платности за депонирование резервных депозитов;
- разрешение банкам частично формировать обязательные резервы путём депонирования в банке России государственных ценных бумаг;
- изменение методики определения расчётной базы ФОР для обеспечения корректности учёта разовых краткосрочных оборотов по счетам;
Следует сократить
базу резервирования по валютным средствам
и разрешить осуществление
Также следует выделить
проблему ресурсного обеспечения банковской
системы. В данном случае решением является
ускоренное развитие нового инструмента
денежно-кредитной политики – программа
массовых эмиссий субординированных
облигационных займов коммерческих
банков на срок 7-10 лет (далее СОЗ) с
дальнейшим использованием этих займов
в операциях РЕПО Банка России.
СОЗ могут выпускаться траншами
двух типов: нерыночные транши и рыночные
транши. Нерыночные транши могут быть
предложены для приобретения Банком
России, Министерством финансов, субъектами
государственной власти. Данные транши
могут приобретаться за счёт средств,
находящихся в ведении
Информация о работе Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ