Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа
Экономическую систему будем называть административно-командной, если в ней спрос и предложение формируются под воздействием директив, централизованно устанавливаемых количественных и качественных ограничений, норм, правил, искусственных льгот, а цены устанавливаются сверху для всей страны.
Анализу системы этого типа большое внимание уделил венгерский экономист Я. Корнай. В работе «Экономика дефицита» он выделил особый вид хозяйственной системы -- плановую экономику, проанализировал ее принципиальные особенности и отличия от рыночной экономики.
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ
Экономическую систему будем называть административно-командной, если в ней спрос и предложение формируются под воздействием директив, централизованно устанавливаемых количественных и качественных ограничений, норм, правил, искусственных льгот, а цены устанавливаются сверху для всей страны.
Анализу системы этого типа большое внимание уделил венгерский экономист Я. Корнай. В работе «Экономика дефицита» он выделил особый вид хозяйственной системы -- плановую экономику, проанализировал ее принципиальные особенности и отличия от рыночной экономики.
В рыночной экономике рост производства осуществляется в зависимости от предъявляемого на рынке спроса на товары и услуги. Другими словами, основным ориентиром в деятельности этой системы являются существующие ограничения по спросу и изменение потребностей. Связь между спросом и производством носит опосредствованный, денежный характер. Рыночная система является гибкой, динамичной, постоянно перестраивающей свою структуру в зависимости от меняющихся общественных потребностей.
В плановой экономике объемы производства, как показал Я. Корнай, определяются исключительно величиной располагаемых ресурсов. Достигнутые производственные результаты на предыдущем этапе полностью определяют объемы производства будущего периода. Ориентиром в деятельности плановой системы выступают ограничения по объемам и структуре имеющихся ресурсов. Целью функционирования является расширение производства для увеличения ресурсов как необходимое условие для еще большего роста производства. Другими словами, в механизм плановой системы не встроены спросовые ограничения и потребительские предпочтения, а производство осуществляется ради самого производства. Такому определению плановой системы также соответствуют используемые в литературе понятия «монополия производителя», «экономика продавца».
Концепция Я. Корнай позволяет указать на ряд принципиальных характеристик плановой системы.
Отсутствие в системе спросовых ограничений, а также денег и цен как экономических категорий обусловливает, с одной стороны, существование чрезмерного спроса на. все ресурсы и продукты, а с другой - всеобщий, хронический, самовоспроизводящийся дефицит. Дефицит (или нехватка товаров), определяемый как разница между спросом и предложением, может возникнуть в любой системе. Но если в рыночной экономике этот дефицит является временным и быстро устраняется, то в плановой он приобретает форму закономерности, специфической характеристики самой системы.
Предприятия действуют в условиях «мягких бюджетных ограничений». Этим термином Я. Корнай описывает ситуацию, при которой риск, прибыли и убытки предприятия переносятся на общество в целом. Любые денежные затраты предприятия компенсируются. Вследствие этого невозможно точно определить, насколько успешна деятельность того или иного экономического субъекта. Убыточность предприятия в течение довольно длительного периода не приводит к его ликвидации. Для предприятия не существует проблемы нехватки денежных средств, а его потребности в ресурсах являются неограниченными.
Эту проблему пытаются решить с помощью специально сконструированной плановой системы. Ее можно представить как «торг» между центром и производителем. Предприятие стремится создать побольше запасов ресурсов и мощностей и получить более низкий, по сравнению со своим реальным потенциалом, уровень плановых заданий. Этого уровня оно могло бы легко достичь и получить дополнительные вознаграждения за перевыполнение плана. Центр, зная логику поведения производителя, прибегает к планированию от «достигнутого уровня», т.е. на некоторую величину повышает задания предыдущего периода. Часто такие задания оказываются для предприятия перенапряженными. Поэтому в ответ на стремление центра поставить высокие цели предприятие опять реагирует известным способом: наращиванием своих резервов.
Для описанной схемы планирования важным
является и то, что сам процесс планирования
основывается на задании натуральных
показателей с использованием технических
коэффициентов затрат сырья, материалов
и энергии на производство единицы продукции.
Другими словами, если в рыночной экономике
доминирующими являются экономические
связи в виде спроса и предложения, то
в плановом хозяйстве преобладают связи
производственно-
Сам способ выработки плановых решений в центре содержит в себе потенциальную возможность дефицита. Вырабатываемая плановая директива исходит из необходимости максимального использования ресурсов, но не учитывает, и объективно не в состоянии учитывать, их реальное наличие у производителей. Отсутствие в достаточном количестве хотя бы одного ресурса хотя бы у одного производителя приводит к изменению структуры затрат или структуры выпуска. И то и другое распространяется «по цепочке» на остальных производителей, создавая ситуацию дефицита.
Для плановой системы, ориентированной на «производство ради производства», закономерна ориентация на чисто количественный рост, на увеличение совокупных инвестиций. Я. Корнай доказывает, что в плановом хозяйстве совокупные инвестиции, как правило, значительно превышают реально возможные. Чрезмерные инвестиции вызываются амбициями планового центра, его стремлением к достижению больших темпов роста как основных индикаторов эффективности системы. Все мощности стремятся задействовать для увеличения объемов производства, в то время как в рыночной экономике всегда существует определенный резерв мощностей, используемый для быстрого приспосабливания производства к изменяющейся конъюнктуре рынка и, соответственно, спроса.
Дефицит в производственной сфере дополняется дефицитом в сфере обращения. Этому способствуют и цены, которые не являются экономическими категориями, а устанавливаются произвольно из центра. Цены не изменяются в зависимости от спроса и предложения, поэтому не выступают ограничителями спроса. Вследствие этого потребительский спрос на товары и услуги, как правило, превышает величину предоставляемых благ.
Дефицита области потребительских благ проявляется не только как недостаток основных продуктов для удовлетворения потребностей населения, но связан и с такими негативными социальными явлениями, как существование особых систем распределения благ, очереди, разного рода привилегии, злоупотребления, расцвет коррупции и т.д.
Специфический дефицит формируется и в сфере трудовых ресурсов. Провозглашаемая полная занятость и отсутствие безработицы создают видимость постоянно существующей нехватки рабочей силы, неудовлетворенного спроса на специалистов всех профилей. Вместе с тем, этот внешний дефицит сопровождается значительными излишками рабочей силы внутри предприятия. Внутризаводской «резерв» рабочей силы --- форма проявления общей тенденции предприятия к «омертвлению» ресурсов, созданию резервов и запасов всевозможных видов.
Я. Корнай показал, что отсутствие в плановой системе ориентации на спрос дестимулирует технический прогресс. Экономическое развитие происходит без принципиальных изменений технологических способов производства (состава сырья, методов его обработки, квалификационной структуры рабочей силы). Кроме отсутствия спросовых ограничений на низкий уровень технического развития оказывает влияние и система централизованного планирования. Последняя по своей природе подразумевает высокую степень заданности хозяйственных процессов, что, в свою очередь, означает планирование на основе существующих технологий.
С проблемой недостаточного технологического развития связана и проблема качества производимой продукции. Качественные характеристики большинства производимых изделий значительно уступают, по общему мнению ученых, качеству аналогичных продуктов рыночных систем. Как правило, и их материалоемкость превышает западные аналоги.
Централизованная плановая система вызывает инерционно нарастающую диспропорциональность производства. Диспропорции проявляются между первым и вторым подразделением общественного производства: промышленностью и сельским хозяйством, производством и потреблением и т. д. Плановая система не содержит в себе внутреннего регулятора для преодоления диспропорций. В ней могут быть использованы только централизованно разработанные программы, внедряемые также по механизму командного типа. Опыт показывает, что крупные повороты в плановой системе удавались тем меньше, чем больше они не соответствовали экстенсивному типу воспроизводства, который только и отвечал природе системы административно-командного типа.
Таким образом, историческое существование плановой экономики привело к парадоксальному результату: будучи спрогнозирована как система наиболее рационального использования всех ресурсов, она обеспечивает более низкий уровень их использования, чем рыночная система. Этот парадокс, как показал Я. Корнай, есть следствие самого механизма планового управления экономикой.
1.2 ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Еще в социалистических проектах конца прошлого века предполагалось, что предприятие должно являться ячейкой единой большой организации - национальной экономики. При этом функции предприятия не должны выходить за рамки функций отдельных цехов классического предприятия, а связи между предприятиями в экономическом смысле должны быть идентичны перемещению материала с одного рабочего стола на другой.
В ходе «военного коммунизма» была предпринята попытка реализовать этот замысел на практике. Однако его результаты были плачевными: адекватная замена предприятию не была найдена, быстро росли производственные затраты, вместо ожидаемой интеграции развились процессы экономической дезинтеграции.
Введение нэпа означал? поворот в сторону экономической рациональности. В определенных отраслях народного хозяйства получили развитие частные предприятия, государственные предприятия были объединены в тресты и синдикаты, которые получили права юридических лиц.
В централизованной плановой системе предприятие стало рассматриваться в качестве основного экономического субъекта, наделенного правами юридического лица. Однако эти права были в значительной мере формальными. В условиях, когда государство детально регулирует почти все аспекты деятельности предприятия, контролирует рынок и кредит, говорить об автономности предприятия не приходится. Потеря автономности означает для предприятия невозможность формулировать и проводить собственную хозяйственную политику: Другими словами, предприятие не выполняло предпринимательскую функцию. Принятие основных хозяйственных решений передавалось централизованным управляющим органам, т. е. произошла централизация предпринимательских функций.
За предприятием оставалась относительная оперативная самостоятельность, степень и характеристики которой определялись государством. Почти все предприятия в социалистических странах были государственными. Считалось, что интересы предприятия и общества являются идентичными. Поэтому руководители предприятия могли принимать только такие решения, которые направлены на реализацию плановых директив.
Таким образом, для социалистической системы характерно, что и предпринимательские функции, и функции, координации совокупной экономической деятельности концентрируются в руках государства и представляют собой единый процесс -- процесс централизованного планирования.
Со временем процесс централизации принял гипертрофированные формы: планирование свелось просто к командованию. Самым главным хозяйственным органом стало Политбюро, которое функционировало как директор огромного предприятия, каким является народное хозяйство страны. Предприятия получали сверху огромное количество натуральных показателей, которые они должны были выполнить (объем производства, детализированный ассортимент производимой продукции, себестоимость, объем и структура инвестиций, фонд заработной платы и многие другие). Сверху для каждого субъекта устанавливались и все производственные связи -- как с поставщиками, так и с потребителями продукции.
Вместе с тем экономика представляет собой процесс с очень большой степенью неопределенности, в ней постоянно возникают непредвиденные события и процессы. Чем более развита система, т. е. чем больше в ней экономических субъектов и связей между ними, тем большая вероятность возникновения таких событий. Естественно, что предвидеть, а тем более запланировать все эти события просто невозможно. Следовательно, с ростом уровня развития народного хозяйства регулирующие возможности централизованного плана резко уменьшаются.
В начале 60-х гг. в СССР существовало уже свыше 2 млн экономических субъектов. Детальное установление показателей становилось все тяжелее. Система оценки результатов деятельности предприятия усложнилась до крайних пределов. Кризис системы планирования и управления становился все глубже.
Выход попытались найти в реформе планирования, которая была проведена в 1965 г. Эта реформа упростила планируемые показатели и уменьшила их число до разумных размеров. Исходной точкой реконструкции системы централизованно планируемых показателей явилось введение квазирыночных индикаторов. Вместо централизованно устанавливаемых заданий по «валовой продукции» (объему производимой продукции в постоянных ценах) был введен показатель «реализованной продукции». Натуральные показатели остались только для планирования производства особо важных и ориентированных на экспорт изделий. Основным финансовым показателем вместо себестоимости стала прибыль. На ее основе определялась рентабельность производства (показатель соотношения затрат и результатов). В качестве дополнительных финансовых показателей использовались задания по взносам в бюджет и дотациям из бюджета. Кроме того, планировались показатели объемов инвестиций, научно-технического прогресса, материально-технического снабжения и т.д.
Информация о работе Основные характеристики административно-командной системы