Основные факторы конкуренции на современных рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курс работы – рассмотреть конкуренцию, как одно из самых главных условий успешного функционирования рыночной системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие конкуренции.
Рассмотреть классификацию конкуренции по разным признакам.
Исследовать степень влияния факторов конкуренции на положение организации в условиях современного рынка

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции 6
1.1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе 6
1.2. Классификация моделей рынка в зависимости от вида конкурентной структуры 11
Глава 2.Основные факторы конкуренции на современных рынках 19
2.1. Факторы конкуренции на рынках в соответствии с моделью М. Портера 19
2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России 25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая КОНКУРЕНЦИЯ.docx

— 72.34 Кб (Скачать)

Кредитование сектора домашних хозяйств существенно не изменилось. Обзор свидетельствует о стремлении небольшой части банков расширить  потребительский кредит, вместе с  тем банки ограничили условия  пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками  средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились. Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств  в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий  на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что  при использовании их активов  в ходе синдицирования не учитываются  изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев. Экономическая  конъюнктура не только чутко реагирует  на колебания денежно-кредитной  политики, но в определенной мере и  обусловливается этой политикой, что  дает возможность предсказывать  изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности (рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что  касается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения  деловой активности в этом сегменте производства не приходится. Ограничение  условий кредитования сжимает спрос, а предоставление льготных условий  кредитования расширяет его предложение. При этом необходимо обратить внимание как на соотношение между удельным весом тех банков, которые не изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые это  сделали, так и на суммарный удельный вес банков, которые ограничили или  смягчили условия кредитования. При  стабильной денежно-кредитной политике рост доли банков, не вводящих дополнительные ограничения условий кредитования, свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как следствие, о  повышении вероятности оживления экономической конъюнктуры. Таким образом, несмотря на существенные трудности в экономике России, рынок развивается и уже сегодня можно говорить о том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных преимуществ в России.

Таким образом, во второй главе  данной исследовательской работы были подробно рассмотрены основные факторы  конкуренции на современных рынках.

В процессе исследования было выяснено, что  к особенностям конкуренции в России можно отнести:

- отсутствие действенной  и продуманной государственной  политики в области конкуренции  и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке; 

- жесткая протекционистская  политика правительства в отношении  импортных товаров с целью  снижения их конкурентоспособности  на внутреннем рынке (посредством  высоких импортных пошлин);

- сырьевая экспортная  ориентация народного хозяйства  России на мировом рынке и  импорт продукции высокотехнологичных  отраслей (как следствие, - ущербный  торговый баланс и низкий жизненный  уровень населения);

- отставание технологий  в большинстве отраслей промышленного  производства народного хозяйства  России от мирового уровня  на 10-30 лет (как следствие, - дорогая  и относительно низкого качества  продукция);

 

 

Заключение

 

В процессе выполнения работы были выполнены все поставленные задачи, а также достигнута поставленная цель. Понятие конкуренции было изучено  с разных сторон, были исследованы ее функции и виды. Все аспекты и нюансы конкурентоспособной среды России были скрупулёзно изучены и результаты представлены в данной работе.

В заключении, подводя итог всему  сказанному, хотелось бы отметить, что  чистая конкуренция, равно как и  чистая монополия являются по своей  сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной  конкуренции. Безусловно, действуют  на рынках и монополии. Стоит отметить, что «…отношение общественности и государства к различным  формам несовершенной конкуренции  всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С  одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают  более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что  вызывает нерациональное распределение  ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения2». Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей. Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.
  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994. – 178 с.
  3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа, 1994. – 267 с.
  4. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 324 с.
  5. А. Б. Стрыгин. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. «Никол» 2008г
  6. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2008. – 267 с.
  7. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №1. С. 25-31.
  8. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2007. – с.23-26.
  9. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 1996. С. 143.
  10. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» \\ Мировая экономика и международные отношения. №1. 1999. С. 22.
  11. Левина Л. Основы экономич<span class="dash0421_043e_0434_0435_04

Информация о работе Основные факторы конкуренции на современных рынках