Основные факторы конкуренции на современных рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курс работы – рассмотреть конкуренцию, как одно из самых главных условий успешного функционирования рыночной системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие конкуренции.
Рассмотреть классификацию конкуренции по разным признакам.
Исследовать степень влияния факторов конкуренции на положение организации в условиях современного рынка

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции 6
1.1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе 6
1.2. Классификация моделей рынка в зависимости от вида конкурентной структуры 11
Глава 2.Основные факторы конкуренции на современных рынках 19
2.1. Факторы конкуренции на рынках в соответствии с моделью М. Портера 19
2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России 25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая КОНКУРЕНЦИЯ.docx

— 72.34 Кб (Скачать)

    Поскольку конкурентная  среда формируется не только  под влиянием борьбы внутриотраслевых  конкурентов, для анализа конкуренции  на рынке в соответствии с  моделью М. Портера учитываются  следующие группы факторов:

  1. Соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») — ситуация в отрасли;
  2. Угроза появления новых конкурентов — влияние потенциальных конкурентов;
  3. Позиции поставщиков, их экономические возможности — влияние поставщиков;
  4. Позиции потребителей, их экономические возможности — влияние покупателей.

Каждая из рассматриваемых  сил конкуренции может оказывать  различное как по направлению, так  и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие  в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке  и ее успешность.

Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также  признаки их проявления представлены в приложении 1.

Таким образом, появляется возможность  оценить значимость факторов по степени  проявления их признаков на рынке  исследуемого продукта и сделать  заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке. Благодаря модели М. Портера каждый из факторов можно рассчитать по бальной шкале. Например, если фактор, по мнению эксперта, не проявляется на рынке или отсутствуют признаки его проявления, то сила проявления данного фактора оценивается в 1 балл; если фактор слабо проявляется — 2 балла; если фактор четко проявляется — 3 балла.

    Кроме того, рассмотренные  факторы оказывают различное  влияние на конкуренцию на  рынке. Для учета относительной  значимости различных факторов  конкретный «вес» каждого из  них определяется непосредственно в ходе анализа.

    Полученная таким  образом оценка степени влияния  каждой из пяти сил конкуренции  на рынке представляет собой  средневзвешенный балл

    Проанализируем  характер влияющих факторов, входящих  в группу «ситуация в отрасли».

  • Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. В принципе, интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции фирмы, проводящей исследования рынка. Так, для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней и, тем более, небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. Необходимо отметить, что число работающих на рынке фирм, свидетельствующее о высокой степени конкуренции, может значительно изменяться в зависимости от отрасли и даже сферы деятельности.
  • Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли отражает возможности фирм расширять комплекс работ и услуг в данной сфере деятельности. Наличие на рынке большого числа конкурирующих фирм, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в «нишу», то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации на каких-то работах или услугах. Таким образом, высокая степень унификации сервисных услуг по товару в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке.
  • Изменение платежеспособного спроса на рынке усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот, — обостряет конкуренцию на рынке.
  • Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке, действует в направлении обострения конкуренции. Действительно, когда каждый производитель предлагает свою модель изделия или свой комплекс услуг, предназначенные для одного сегмента рынка, конкуренция сводится к минимуму. И, напротив, при выпуске всеми производителями однородной продукции, предназначенной в равной степени для всех потребителей, конкуренция между ними высока. Конечно, это крайние случаи. На практике продукция на любом рынке в той или иной степени дифференцирована, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы.
  • Издержки переключения клиента с одного производителя на другого, особенно при значительных объемах послепродажного обслуживания, могут в некоторой степени снизить уровень конкуренции, угрожающей фирме-поставщику. Действительно, заранее предусмотренные особенности поставляемого продукта могут сделать невыгодным или просто невозможным приглашение сторонней фирмы для послепродажного обслуживания.
  • Барьеры ухода с рынка работают в направлении повышения конкуренции на рынке. Если переключение на другой отраслевой рынок или выход из данной сферы бизнеса сопряжены со значительными издержками (ликвидация основных фондов, потеря сбытовой сети и др.), то естественно ожидать большего упорства вытесняемых с рынка фирм в борьбе за свои позиции.
  • Барьеры проникновения на рынок тесно связаны с предыдущим фактором и действуют в прямо противоположном направлении, то есть повышение барьеров способствует снижению конкуренции, и наоборот. Это обусловлено потребностью в значительных инвестициях, необходимостью приобретения специальных знаний и квалификации и т.п. Барьеры проникновения тем выше, чем больше дифференциация по видам технологии, особенностям эксплуатационных характеристик и другим факторам. В этом случае действующие фирмы имеют преимущества перед вновь появляющимися конкурентами в силу их ориентированности на конкретного заказчика, престижа и опыта.
  • Ситуация на смежных товарных рынках оказывает значительное влияние на конкурентную борьбу на данном рынке. Высокий уровень конкуренции на смежных товарных рынках, как правило, ведет к обострению борьбы на данном рынке.
  • Стратегии конкурирующих фирм, действующих на рынке, рассматриваются с целью выявить различия и общность стратегических установок конкурентов. Так, если большинство фирм придерживается одной и той же стратегии, то уровень конкуренции повышается. Напротив, если большинство фирм придерживается различных стратегий, уровень конкуренции относительно понижается.

 

  • Привлекательность рынка данного продукта в значительной степени определяет уровень конкуренции. Например, резкое расширение спроса вызывает бурный приток конкурентов.

    Теперь рассмотрим, каким образом сказывается на  уровне конкуренции в отрасли влияние потенциальных конкурентов.

     Серьезность  этой угрозы зависит от величины  барьеров, то есть тех трудностей  и издержек, которые приходится  преодолевать «новичку» по сравнению со «старожилами» отрасли.

    Факторами, снижающими  давление со стороны новых  конкурентов, являются: потребность  в начальном капитале для проникновения  в отрасль; эффективный масштаб  производства, временно не достижимый  для новичка; затрудненный доступ к каналам распределения и т.п.

    Влияние  поставщиков проявляется следующим образом. Поставщики взаимодействуют с фирмами, оказывая на них непосредственное влияние, которое усиливается в следующих случаях: 

  • продукция поставщиков сильно дифференцирована или уникальна — следовательно, покупателю сложно сменить поставщика;
  • фирмы отрасли не являются важными клиентами для поставщика;
  • затраты на переход к другому поставщику.

    Давление поставщиков  может быть снижено посредством  создания альтернативных каналов поставок.

Покупатели в большой степени могут влиять на силу конкуренции в отрасли. Эта сила возрастает в следующих случаях: продукция стандартизирована и не дифференцирована;

  • покупаемые товары не занимают важного места в приоритетах покупателя;
  • покупатель имеет хорошую информацию обо всех возможных поставщиках.   

Влияние покупателей ослабевает при расширении границ отраслевого  рынка, дифференциации и специализации  продукта, координации усилий производителей отрасли, отсутствии товаров-заменителей.

Научно-технический прогресс предопределяет появление товаров-заменителей — новых товаров и услуг, способных успешно выполнять функции традиционных товаров. Давление предприятий, производящих товары-заменители, проявляется в том, что цены и доступность заменителей создают потолок цен для основных товаров в тех случаях, когда цены основных товаров выше этого потолка.

    Конкуренция со  стороны заменителей зависит  от того, легко или трудно потребителям  переориентироваться на него, какова  стоимость переориентации. Чем ниже цена заменителя, меньше стоимость переориентации на заменитель и выше качество товара, тем сильнее давление конкурентных сил со стороны заменителей.

2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России

Сегодня можно с удовлетворением  констатировать, что традиционно  существовавший разрыв между Россией  и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к  рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к  этому.

Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.1

Проблема конкурентоспособности  российских товаров всегда была и  остается острой проблемой, поэтому  необходима продуманная, грамотная  политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

И, тем не менее, выход  из тяжелого финансового положения  может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Конкуренция привнесла множество  положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции  не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.

Дело в том, что большинство  российских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных  капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил  даже те сферы, которые в других странах  контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных  операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров  завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно  так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Специфически русским  феноменом является и мелкооптовая торговля.

Всех мелкооптовых торговцев  объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные  в сравнении с размерами рынка  масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной  конкуренции. Обязательна для них  и необходимость принимать сложившуюся  на рынке цену. Критерий совершенной  конкуренции в сфере малого бизнеса  России выполняется достаточно часто.

Таким образом, близкие к  совершенной конкуренции условия  существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный  бизнес.

Совершенно иная картина  наблюдается в отраслях, где преобладают  приватизированные предприятия. Эти  отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы.

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Целью государственной политики демонополизации экономики и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности  общественного производства на основе рыночного регулирования экономических  процессов.

Основной же задачей программы  является развитие конкуренции. Эти  обстоятельства говорят о том, что  в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, –  что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

Существуют два пути демонополизации:

- иностранная конкуренция  – этот способ явился, вероятно, самым действенным и эффективным  ударом по отечественному монополизму.  Когда рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый  по цене импортный аналог, все  монополистические злоупотребления  становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как  бы вообще не оказаться вытесненным  с рынка.

Но проблема в том, что  из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция  в очень многих случаях оказалась  избыточно сильной. Вместо того чтобы  ограничить злоупотребления она  фактически уничтожила целые отрасли  промышленности.

Очевидно, что использование  столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные  товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину  массовой ликвидации отечественных  предприятий.

- создание новых предприятий,  конкурирующих с монополистами  – предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не  уничтожая при этом самого  монополиста как предприятие.  К тому же новые предприятия  – это всегда рост производства  и новые рабочие места.

Проблема в том, что  в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и  иностранных компаний, готовых вложить  деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных  условиях может дать государственная  поддержка наиболее перспективных  инвестиционных проектов.

Вступление российской экономики  в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве  товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и  переоценки эффекта экономии в масштабах  производства. Либерализация экономики  и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных  для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.

На поведение предприятий  и их экономическую стратегию  повлиял глубокий экономический  кризис не позволяющий проявить в  полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости  государственной политики. В этих условиях поведение значительной части  предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым  повышением цен для получения  необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

Экономическая оценка современного состояния конкуренции на Российских рынках.

Конкуренция напрямую зависит от состояния  экономики, от экономического состояния  рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая  конъюнктура. В после кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя. Индексы доверия потребителя  и деловой активности выражаются в процентах и отражают разницу  между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении  экономической конъюнктуры. Индикатор  доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских  расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских  расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя  и доверия инвесторов. Вместе с  тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, а  затем в Европе вызвал бегство  капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса  России составлял 288 млрд. долл. Для  сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический  и валютных союз, существует положительное  сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл. Усилия денежных властей России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного влияния мирового финансового  кризиса на экономику России. Рост доверия потребителя с 19999 г. был  вызван, с одной стороны, увеличением  занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок  России стал поступать большой объем  импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых  товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

Информация о работе Основные факторы конкуренции на современных рынках