Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа
Цель данной курс работы – рассмотреть конкуренцию, как одно из самых главных условий успешного функционирования рыночной системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие конкуренции.
Рассмотреть классификацию конкуренции по разным признакам.
Исследовать степень влияния факторов конкуренции на положение организации в условиях современного рынка
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции 6
1.1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе 6
1.2. Классификация моделей рынка в зависимости от вида конкурентной структуры 11
Глава 2.Основные факторы конкуренции на современных рынках 19
2.1. Факторы конкуренции на рынках в соответствии с моделью М. Портера 19
2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России 25
Заключение 32
Список литературы 34
Поскольку конкурентная
среда формируется не только
под влиянием борьбы
Каждая из рассматриваемых
сил конкуренции может
Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в приложении 1.
Таким образом, появляется возможность оценить значимость факторов по степени проявления их признаков на рынке исследуемого продукта и сделать заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке. Благодаря модели М. Портера каждый из факторов можно рассчитать по бальной шкале. Например, если фактор, по мнению эксперта, не проявляется на рынке или отсутствуют признаки его проявления, то сила проявления данного фактора оценивается в 1 балл; если фактор слабо проявляется — 2 балла; если фактор четко проявляется — 3 балла.
Кроме того, рассмотренные
факторы оказывают различное
влияние на конкуренцию на
рынке. Для учета
Полученная таким
образом оценка степени
Проанализируем характер влияющих факторов, входящих в группу «ситуация в отрасли».
Теперь рассмотрим,
каким образом сказывается на
уровне конкуренции в отрасли в
Серьезность
этой угрозы зависит от
Факторами, снижающими
давление со стороны новых
конкурентов, являются: потребность
в начальном капитале для
Влияние поставщиков проявляется следующим образом. Поставщики взаимодействуют с фирмами, оказывая на них непосредственное влияние, которое усиливается в следующих случаях:
Давление поставщиков
может быть снижено
Покупатели в большой степени могут влиять на силу конкуренции в отрасли. Эта сила возрастает в следующих случаях: продукция стандартизирована и не дифференцирована;
Влияние покупателей ослабевает при расширении границ отраслевого рынка, дифференциации и специализации продукта, координации усилий производителей отрасли, отсутствии товаров-заменителей.
Научно-технический прогресс предопределяет появление товаров-заменителей — новых товаров и услуг, способных успешно выполнять функции традиционных товаров. Давление предприятий, производящих товары-заменители, проявляется в том, что цены и доступность заменителей создают потолок цен для основных товаров в тех случаях, когда цены основных товаров выше этого потолка.
Конкуренция со стороны заменителей зависит от того, легко или трудно потребителям переориентироваться на него, какова стоимость переориентации. Чем ниже цена заменителя, меньше стоимость переориентации на заменитель и выше качество товара, тем сильнее давление конкурентных сил со стороны заменителей.
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.
Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.1
Проблема
И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.
Конкуренция привнесла множество положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.
Дело в том, что большинство
российских бизнесменов начинало свое
дело буквально с нуля: крупных
капиталов в СССР ни у кого не
было. Поэтому мелкий бизнес охватил
даже те сферы, которые в других странах
контролируются крупным капиталом.
Нигде в мире мелкие фирмы не играют
такой заметной роли в экспортно-импортных
операциях. В нашей стране многие
категории потребительских
Всех мелкооптовых торговцев
объединяет примерная одинаковость
предлагаемого продукта, ничтожные
в сравнении с размерами рынка
масштабы бизнеса, многочисленность продавцов,
т. е. многие из условий совершенной
конкуренции. Обязательна для них
и необходимость принимать
Таким образом, близкие к
совершенной конкуренции
Совершенно иная картина
наблюдается в отраслях, где преобладают
приватизированные предприятия. Эти
отрасли экономики, как правило,
в высокой степени
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Целью государственной политики
демонополизации экономики и
развития конкуренции на рынках Российской
Федерации является повышение эффективности
общественного производства на основе
рыночного регулирования
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
Существуют два пути демонополизации:
- иностранная конкуренция
– этот способ явился, вероятно,
самым действенным и
Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно, что использование
столь сильнодействующего метода должно
быть очень осторожно. Импортные
товары, бесспорно, должны присутствовать
на российском рынке, являясь реальной
угрозой для наших
- создание новых предприятий,
конкурирующих с монополистами
– предпочтителен во всех
Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию, централизацию и концентрацию производства.
На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис не позволяющий проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
Экономическая оценка современного состояния конкуренции на Российских рынках.
Конкуренция напрямую зависит от состояния
экономики, от экономического состояния
рынка. Во второй половине 90-х в России
сложилась благоприятная
Информация о работе Основные факторы конкуренции на современных рынках