Основные факторы конкуренции на современных рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курс работы – рассмотреть конкуренцию, как одно из самых главных условий успешного функционирования рыночной системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие конкуренции.
Рассмотреть классификацию конкуренции по разным признакам.
Исследовать степень влияния факторов конкуренции на положение организации в условиях современного рынка

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции 6
1.1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе 6
1.2. Классификация моделей рынка в зависимости от вида конкурентной структуры 11
Глава 2.Основные факторы конкуренции на современных рынках 19
2.1. Факторы конкуренции на рынках в соответствии с моделью М. Портера 19
2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России 25
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая КОНКУРЕНЦИЯ.docx

— 72.34 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 3

Глава  1. Понятие и  сущность конкуренции 6

1.1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе 6

1.2. Классификация моделей рынка  в зависимости от вида конкурентной структуры 11

Глава 2. Основные факторы конкуренции на современных рынках 19

2.1. Факторы конкуренции на рынках в соответствии с моделью М. Портера 19

2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России 25

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение 36

 

Введение

 

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

По определению, рынок - это  организованная структура, в которой  существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом  называется количество товара, которое  потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают  по определенной цене) устанавливаются  и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего  эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Одним из  важнейших  условий  эффективного   функционирования рыночной экономики является конкуренция. Наличие или отсутствие ее сказывается  на  качестве   и   конкурентоспособности   продукции, удовлетворении  потребностей  населения  в  товарах  и  услугах  , затратах производства,  ценах и  т.д.. При конкуренции покупатель  - это  хозяин, рынок  -  его агент, а предприятия - их слуги.  Поэтому  государство   должно   постоянно   поддерживать   функционирование механизма  конкуренции  ,  стимулируя создание малых предприятий , контролируя  соглашения  больших  и  определяя   их   соответствие антимонопольному законодательству , обеспечивая свободный выход на внутренний рынок иностранного капитала и т.д..

     Конкуренция  - соперничество между субъектами  рыночного  хозяйства  за  наиболее выгодные условия    производства, продажи    и    купли    товаров. Внешне  она выступает в форме хаотической  борьбы всех против  всех: c   известной   степенью   условности  конкуренцию  можно  назвать  цивилизованной формой борьбы  за существование. Стремление  обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из  игры  в борьбе  за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов .

Актуальность данного  исследования не поддается ни малейшему  сомнению, ведь в современных условиях экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики во многом зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла, а значит изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Объектом исследования данной курсовой работы является непосредственно  конкуренция во всех ее формах и  проявлениях. Предметом исследования  являются факторы конкуренции на современных рынках.

Цель данной курс работы – рассмотреть конкуренцию,  как  одно из самых главных условий  успешного функционирования рыночной системы.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить понятие конкуренции.
  • Рассмотреть классификацию конкуренции по разным признакам.
  • Исследовать степень влияния  факторов конкуренции на положение организации  в условиях современного рынка

Методологическую основу исследования составляют научные труды  в области  макро- и микро экономики, периодические издания экономической тематики. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, метод научной абстракции, метод сравнительного анализа  и аналогии, статистический метод.

Данная исследовательская  работа включает в себя введение, две  главы, каждая из которых делится на два подпункта, а также выводы и заключение. В первой главе будет исследована  непосредственно теоретическая сторона объекта изучения, а во второй главе будет предложен анализ современного состояния конкурентной среды в России и в мире. Структура такого типа позволяет глубже и основательнее изучить объект исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность конкуренции

В данной главе  будут подробно изученопонятие конкуренции, рассмотрена ее классификация  по различным признакам.   Также будет исследованы основные  модели современного рынка   в зависимости от типа конкурентной структуры.

    1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе

 

В условиях   рыночного   хозяйства  экономическая  реализация собственности -  это  процесс,   далеко   выходящий   за   пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических  и  юридических   лиц, наличие   многочисленных противоречий. Одним из  наиболее  существенных  средств  разрешения этих противоречий является конкуренция.  
Как уже было сказано, конкуренция – это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Для рыночной экономики конкурентная среда имеет основополагающее значение.Она исполняет роль мотора всей экономической системы, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.

Конкуренция в экономике  всегда возникает там, где количество благ ограничено. Если много человек  пьют из полноводного источника, конкуренции  между ними нет. Но если источник находится  в пустыне и не может вдоволь  напоить все обитающие там  племена с их верблюдами и овцами – конкуренция неизбежна. Во все  времена столкновения интересов  обычно разрешались с помощью  войн – побеждал тот, кто сильнее. В экономике же конкуренция принимает  более мирные формы

Конкуренция одновременно имеет  как положительные, так и отрицательные  стороны. Среди плюсов конкуренции  можно выделить следующее:

 а) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  конкуренции вымываются экономически-неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары; б) она  чутко реагирует на изменение  спроса, ведёт к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

в) конкуренция выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

а) придание бизнесу определённую нестабильность, создание условия для безработицы, инфляции и банкротства;

б) Конкуренция может привести к дифференциации доходов и созданию условия для их несправедливого распределения;

в) Следствием конкуренции может стать перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Говоря о положительных  и отрицательных факторах влияния  конкуренции на рыночную систему, нельзя не вспомнить и о функциях, которые  она выполняет.

Часто экономисты расходятся во мнениях относительно функций  конкуренции, однако в данной работе была предпринята попытка суммировать  даже самые расхожие мнения.

Таким образом, было выделено три основные функции:

  • Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
  • Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

А) предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

Б) предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  • Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Посредством конкуренции  происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов  в соответствии с вкладом и  эффективностью деятельности хозяйствующих  субъектов. Эффективное использование  ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном  использовании ресурсов они несут  убытки и могут быть вытеснены  с рынка.

Существуют разные типы конкурентного  поведения рыночных субъектов:

  • креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых  и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую  принято называть добросовестной и  эффективной.  Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В современной экономике  особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления  товара на рынке. Предприниматели могут  бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры  и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части  улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. 

В России началом создания антимонопольного законодательства  стал "Закон о конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках".  Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно: 

  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

 

  Для реализации антимонопольного  законодательства в стране в  1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачей является не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

Монополии - крупные хозяйственные  объединения, контролирующие отрасли  и рынки  за счет высокой степени  концентрации производства и капитала и установления монопольных цен  и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение  одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать  господство на рынке.

Для стимулирования конкуренции  на монопольном рынке мировая  практика предлагает использовать следующие  меры: расширить практику конкурсного  отбора в отраслях естественных монополий  на региональном уровне на стадии организации  торгов за право быть поставщиком  определенного вида услуг, поскольку  в настоящее время это право  достаточно часто определяется в  результате сговора хозяйствующих  субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы  сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

    1. Классификация моделей рынка в зависимости от вида конкурентной структуры

 

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

Информация о работе Основные факторы конкуренции на современных рынках