Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа
Цель данной курс работы – рассмотреть конкуренцию, как одно из самых главных условий успешного функционирования рыночной системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие конкуренции.
Рассмотреть классификацию конкуренции по разным признакам.
Исследовать степень влияния факторов конкуренции на положение организации в условиях современного рынка
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции 6
1.1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе 6
1.2. Классификация моделей рынка в зависимости от вида конкурентной структуры 11
Глава 2.Основные факторы конкуренции на современных рынках 19
2.1. Факторы конкуренции на рынках в соответствии с моделью М. Портера 19
2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России 25
Заключение 32
Список литературы 34
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность конкуренции 6
1.1. Определение конкуренции и ее места в рыночной системе 6
1.2. Классификация моделей рынка в зависимости от вида конкурентной структуры 11
Глава 2. Основные факторы конкуренции на современных рынках 19
2.1. Факторы конкуренции на рынках в соответствии с моделью М. Портера 19
2.2. Анализ конкурентных отношений в современной России 25
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейшую структуру,
состоящую из огромного количества
разнообразных
По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики является конкуренция. Наличие или отсутствие ее сказывается на качестве и конкурентоспособности продукции, удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах , затратах производства, ценах и т.д.. При конкуренции покупатель - это хозяин, рынок - его агент, а предприятия - их слуги. Поэтому государство должно постоянно поддерживать функционирование механизма конкуренции , стимулируя создание малых предприятий , контролируя соглашения больших и определяя их соответствие антимонопольному законодательству , обеспечивая свободный выход на внутренний рынок иностранного капитала и т.д..
Конкуренция
- соперничество между
Актуальность данного исследования не поддается ни малейшему сомнению, ведь в современных условиях экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики во многом зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла, а значит изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Объектом исследования данной курсовой работы является непосредственно конкуренция во всех ее формах и проявлениях. Предметом исследования являются факторы конкуренции на современных рынках.
Цель данной курс работы – рассмотреть конкуренцию, как одно из самых главных условий успешного функционирования рыночной системы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Методологическую основу исследования составляют научные труды в области макро- и микро экономики, периодические издания экономической тематики. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, метод научной абстракции, метод сравнительного анализа и аналогии, статистический метод.
Данная исследовательская работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых делится на два подпункта, а также выводы и заключение. В первой главе будет исследована непосредственно теоретическая сторона объекта изучения, а во второй главе будет предложен анализ современного состояния конкурентной среды в России и в мире. Структура такого типа позволяет глубже и основательнее изучить объект исследования.
В данной главе будут подробно изученопонятие конкуренции, рассмотрена ее классификация по различным признакам. Также будет исследованы основные модели современного рынка в зависимости от типа конкурентной структуры.
В условиях рыночного
хозяйства экономическая реализация
собственности - это процесс,
далеко выходящий за
пределы индивидуальной деятельности.
Он предполагает сложное взаимодействие
многих физических и юридических
лиц, наличие многочисленных противоречий.
Одним из наиболее существенных
средств разрешения этих противоречий
является конкуренция.
Как уже было сказано, конкуренция – это
соперничество субъектов рыночных отношений
за лучшие условия и результаты коммерческой
деятельности. Для рыночной экономики
конкурентная среда имеет основополагающее
значение.Она исполняет роль мотора всей
экономической системы, двигателя прогресса,
роста эффективности производства. Выступает
стихийным регулятором хозяйственных
процессов, способом установления на рынке
равновесной цены. Стимулирует снижение
издержек производства и реализации.
Конкуренция в экономике всегда возникает там, где количество благ ограничено. Если много человек пьют из полноводного источника, конкуренции между ними нет. Но если источник находится в пустыне и не может вдоволь напоить все обитающие там племена с их верблюдами и овцами – конкуренция неизбежна. Во все времена столкновения интересов обычно разрешались с помощью войн – побеждал тот, кто сильнее. В экономике же конкуренция принимает более мирные формы
Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди плюсов конкуренции можно выделить следующее:
а) она способствует
развитию научно-технического
в) конкуренция выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
а) придание бизнесу определённую нестабильность, создание условия для безработицы, инфляции и банкротства;
б) Конкуренция может привести к дифференциации доходов и созданию условия для их несправедливого распределения;
в) Следствием конкуренции может стать перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Говоря о положительных и отрицательных факторах влияния конкуренции на рыночную систему, нельзя не вспомнить и о функциях, которые она выполняет.
Часто экономисты расходятся
во мнениях относительно функций
конкуренции, однако в данной работе
была предпринята попытка
Таким образом, было выделено три основные функции:
А) предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
Б) предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.
Конкуренция выступает мощным
фактором концентрации производства,
характер ее зависит от развитости
и степени монополизации
В России началом создания
антимонопольного законодательства
стал "Закон о конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
Этот закон определил
Для реализации
Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Для стимулирования конкуренции
на монопольном рынке мировая
практика предлагает использовать следующие
меры: расширить практику конкурсного
отбора в отраслях естественных монополий
на региональном уровне на стадии организации
торгов за право быть поставщиком
определенного вида услуг, поскольку
в настоящее время это право
достаточно часто определяется в
результате сговора хозяйствующих
субъектов без участия
В зависимости от соотношения
между количеством
Информация о работе Основные факторы конкуренции на современных рынках