Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Введение стр.
1.Понятие национальной экономики, ее цели…………………………….5
2.Система и виды макроэкономических пропорций……………………....9
3. Совершенствование управления экономикой………………………...13
4.Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию……………17
5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения………...20
6.Модели переходной экономики…………………………………………23
6.1.Градуализм…………………………………………………………..23
6.2. «Шоковая терапия»…………………………………………………25
Индивидуальное задание…………………………………………………..29
Заключение.
Список использованной литературы.
Наращивание экспортного потенциала страны. Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей развитый промышленный и научно-технический потенциал, всегда было и остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет востребуемой на мировых рынках наукоемкой, конкурентоспособной, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции. Это тот сектор экономики, который обеспечивает приумножение валютных поступлений в страну и как локомотив выступает сегодня важнейшей движущей силой экономического роста для традиционных, но жизненно важных отраслей и производств.
Развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села. Земля была и остается одним из главных элементов нашего национального богатства. Поэтому экономический рост невозможен без эффективного ее использования, достижения продовольственной безопасности страны. В предстоящем пятилетии в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005—2010 годы необходимо осуществить широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению предприятий и организаций, привлечению инвестиций, в том числе частных, развитию социальной инфраструктуры села с тем, чтобы максимально приблизить жизненные стандарты сельских жителей к городским, повысить уровень привлекательности сельского образа жизни.
Развитие малых и средних городов. Индустриализация страны привела к чрезмерному росту крупных и больших городов со всеми ее негативными последствиями — скученность населения, сверхнормативный уровень загрязнения окружающей природной среды, недостаточное развитие периферийных проблемных регионов и малых городов, усиление территориальных различий в уровне жизни населения. В связи с этим необходимо повысить уровень комплексного развития производительных сил регионов, обеспечить размещение в малых и средних городах новых предприятий, филиалов и цехов действующих, расширение сферы услуг, прежде всего за счет малого предпринимательства. Это будет способствовать росту заня-
тости, повышению уровня и качества жизни населения независимо от мест его проживания.
Жилищное
строительство
было и остается одним из важнейших приоритетов
социально-экономического развития страны,
являясь основным звеном в системе стимулирования
развития не только строительного комплекса,
но и сопряженных отраслей и производств,
материальной основой улучшения демографической
ситуации и всестороннего гармоничного
развития человека. Для решети этой проблемы
необходимо обеспечить возведение жилых
домов высоких потребительских и эксплуатационных
качеств с высокой степенью благоустройства
и низким уровнем энергопотребления. При
этом особое внимание следует уделить
снижению стоимости строительства, созданию
благоприятных условий для расширения
сферы источников его финансирования,
внедрению и развитию системы стройсбережений
и ипотечного кредитования, улучшению
жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных,
нетрудоспособных и других нуждающихся
категорий граждан.
Повышение
уровня и качества
жизни населения
Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
Целевыми ориентирами политики доходов населения в прогнозируемом периоде, обеспечивающими достижение этой цели, будут:
рост реальных денежных доходов населения — 149—156 процентов;
повышение
уровня реальной заработной платы как
основного источника
поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий — до величины бюджета прожиточного минимума;
предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);
социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;
совершенствование
системы пенсионного
обеспечение в 2006—2010 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза;
дальнейшее
совершенствование системы
Повышение реальных денежных доходов населения будет осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.
Предотвращению необоснованной дифференциации населения по уровню доходов будет способствовать дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.
Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2006—2010 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены социальные гарантии.
Реализация намеченных мер по росту ВВП и реальным возможностям его использования позволит обеспечить в прогнозируемом периоде прирост реальных денежных доходов населения на 49— 56 процентов. Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту
сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг.
Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.
Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.
Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
Для этого необходимо обеспечить:
создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;
опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;
предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;
развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.
В
предстоящем пятилетии
В
целях недопущения
и налогообложении; а также установить ограничения в повышении оплаты труда работников при наличии задолженности по платежам в бюджет, заработной плате, получении налоговых льгот и иных преференций.
В бюджетном секторе необходимо сохранить государственное регулирование оплаты труда, которое будет осуществляться на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. При этом необходимо перераспределить полномочия по оплате труда между Правительством, отраслевыми министерствами и непосредственно организациями за счет расширения прав отраслевых министерств, руководителей организаций в установлении надтарифных выплат, учитывающих отраслевую специфику.
В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.
Предусматривается
восстановление воспроизводственной
и стимулирующей функций заработной
платы, повышение реальной заработной
платы в 1,52—1,58 раза. Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата к концу
2010 года должна составить в долларовом
эквиваленте около 500 долларов США.
к
программе социально-
страны на 2006-2010 годы.
Таблица 1.
Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы
Показатель | Ед. измерения | Годы | Индексы изменения, процентов | ||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2010 год к 2005 году | |||
Среднегодовая численность постоянного населения | тыс.
человек |
9775,3 | 9773 | 9690 | 9649 | 9608 | 9567 | 97,9 | |
город | -“- | 7057,5 | 7065 | 7072 | 7080 | 7088 | 7096 | 100,5 | |
село | -“- | 2717,8 | 2668 | 2618 | 2569 | 2520 | 2471 | 90,9 | |
Трудовые ресурсы (в среднегодовом исчислении) | -“- | 6211 | 6225 | 6220,5 | 6204 | 6173 | 6120-6150 | 98,6 | |
Занято в экономике | -“- | 4303 | 4330-4377 | 4375-4448 | 4460-4535 | 4580-4650 | 4740-4775 | 110-111 | |
в
том числе:
сфера производства товаров |
-“- | 1991,5 | 1990-1996,5 | 1995-2001 | 2020-2030 | 2050-2060 | 2080-2095 | 104-105 | |
Сфера услуг | -“- | 2311,5 | 2340-2380 | 2380-2447 | 2440-2505 | 2530-2590 | 2660-2680 | 115-116 | |
ВВП* | процентов | 108,4 | 107-108,5 | 108-109 | 108-109 | 108-109 | 108,5-110 | 146-155 | |
Продукция промышленности* | -“- | 108,6 | 106,5-108 | 107,5-108,5 | 107,5-108,5 | 107,5-108,5 | 108-109,5 | 143-151 | |
Продукция сельского хозяйства | -“- | 102,1 | 106-108 | 106-107,5 | 106-107,5 | 106-107,5 | 106,5-108 | 134-145 | |
Инвестиции в основной капитал | -“- | 123,2 | 113-114 | 114,5-117 | 115-117 | 115-117 | 116-118 | 198-215 | |
Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций | -“- | 5 | 10-11 | 11-13 | 13-15 | 15-20 | |||
Производство потребительских товаров | -“- | 110,3 | 108-109 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 109-110 | 150-157 | |
в
том числе:
продовольственных |
-“- | 114,1 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 109-110 | 151-158 | |
непродовольственных | -“- | 106,9 | 107,5-108,5 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 109-110 | 150-157 | |
Объем внешней торговли товарами и услугами**- всего | процентов | 109,6 | 108,3-109,3 | 108,8-109,8 | 108,8-109,8 | 108,8-109,8 | 109,8-110,8 | 153-160 | |
в
том числе:
экспорта |
-“- | 115,7 | 108,5-109,5 | 109-110 | 109-110 | 109-110 | 110-111 | 155-162 | |
импорта | -“- | 103,9 | 108-109 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 109,5-110,5 | 151-158 | |
сальдо | млн.долл. | +296,4 | +400-500 | +500-600 | +600-700 | +700-800 | +800-1000 | ||
Реальные денежные доходы населения | -“- | 116,1 | 107-108,5 | 108-109 | 108-109 | 109-110 | 109-110,5 | 149-156 | |
Реальная заработная плата | -“- | 121,5 | 108-109 | 108,5-109,5 | 108,5-109,5 | 109-110 | 109-110,5 | 152-158 | |
Розничный товарооборот | -“- | 119,4 | 109-110,5 | 109,5-110,5 | 109,5-110,5 | 109,5-110,5 | 110-111 | 157-165 | |
Платные услуги населению | -“- | 115,3 | 108-109 | 109-110 | 109-110 | 109-110 | 110-111 | 154-161 | |
Снижение энергоемкости ВВП продукта | процентов | 6,1 | 6-7 | 6-7 | 6-7 | 6-7 | 5,5-7 | 26-30,4 | |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования | млн. кв. метров | 3,78 | 3,7-4,2 | 4,2-4,7 | 4,7-5,2 | 5,2-5,7 | 5,7-6,2 | 151-164 | |
Дефицит ( - ) республиканского бюджета | Процентов к ВВП | -0,2 | -1,5 | -1,5 | -1,5 | -1,5 | -1,5 |
Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ