Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Содержание

Введение стр.

1.Понятие национальной экономики, ее цели…………………………….5

2.Система и виды макроэкономических пропорций……………………....9
3. Совершенствование управления экономикой………………………...13

4.Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию……………17

5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения………...20

6.Модели переходной экономики…………………………………………23

6.1.Градуализм…………………………………………………………..23

6.2. «Шоковая терапия»…………………………………………………25

Индивидуальное задание…………………………………………………..29

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

   Наращивание экспортного потенциала страны. Для Республики Беларусь, относительно бедной природными ресурсами, но имеющей развитый промышленный и научно-технический потенциал, всегда было и остается приоритетным направлением наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет востребуемой на мировых рынках наукоемкой, конкурентоспособной, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции. Это тот сектор экономики, который обеспечивает приумножение валютных поступлений в страну и как локомотив выступает сегодня важнейшей движущей силой экономического роста для традиционных, но жизненно важных отраслей и производств.

   Развитие  агропромышленного  комплекса и сопряженных  отраслей, социальной сферы села. Земля была и остается одним из главных элементов нашего национального богатства. Поэтому экономический рост невозможен без эффективного ее использования, достижения продовольственной безопасности страны. В предстоящем пятилетии в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005—2010 годы необходимо осуществить широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению предприятий и организаций, привлечению инвестиций, в том числе частных, развитию социальной инфраструктуры села с тем, чтобы максимально приблизить жизненные стандарты сельских жителей к городским, повысить уровень привлекательности сельского образа жизни.

   Развитие  малых и средних  городов. Индустриализация страны привела к чрезмерному росту крупных и больших городов со всеми ее негативными последствиями — скученность населения, сверхнормативный уровень загрязнения окружающей природной среды, недостаточное развитие периферийных проблемных регионов и малых городов, усиление территориальных различий в уровне жизни населения. В связи с этим необходимо повысить уровень комплексного развития производительных сил регионов, обеспечить размещение в малых и средних городах новых предприятий, филиалов и цехов действующих, расширение сферы услуг, прежде всего за счет малого предпринимательства. Это будет способствовать росту заня-

   тости, повышению уровня и качества жизни  населения независимо от мест его  проживания.

   Жилищное  строительство  было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития страны, являясь основным звеном в системе стимулирования развития не только строительного комплекса, но и сопряженных отраслей и производств, материальной основой улучшения демографической ситуации и всестороннего гармоничного развития человека. Для решети этой проблемы необходимо обеспечить возведение жилых домов высоких потребительских и эксплуатационных качеств с высокой степенью благоустройства и низким уровнем энергопотребления. При этом особое внимание следует уделить снижению стоимости строительства, созданию благоприятных условий для расширения сферы источников его финансирования, внедрению и развитию системы стройсбережений и ипотечного кредитования, улучшению жилищных условий многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и других нуждающихся категорий граждан. 

Повышение уровня и качества жизни населения 

   Основная  цель социальной политики в предстоящем пятилетии — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

   Целевыми  ориентирами политики доходов населения в прогнозируемом периоде, обеспечивающими достижение этой цели, будут:

   рост  реальных денежных доходов населения  — 149—156 процентов;

   повышение уровня реальной заработной платы как  основного источника формирования доходов населения и важного  стимула трудовой активности работников — 152—158 процентов;

   поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий — до величины бюджета прожиточного минимума;

   предотвращение  необоснованной дифференциации населения  по уровню доходов (не более 1:6);

   социальная  поддержка малообеспеченных категорий  населения, дальнейшее совершенствование  государственной адресной социальной помощи;

   совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);

   обеспечение в 2006—2010 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза;

   дальнейшее  совершенствование системы поддержки  семей в связи с рождением и воспитанием детей.

   Повышение реальных денежных доходов населения  будет осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

   Предотвращению  необоснованной дифференциации населения  по уровню доходов будет способствовать дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.

   Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2006—2010 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены социальные гарантии.

   Реализация  намеченных мер по росту ВВП и  реальным возможностям его использования позволит обеспечить в прогнозируемом периоде прирост реальных денежных доходов населения на 49— 56 процентов. Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту

   сбережений  населения и их инвестированию в  экономику, развитию сферы услуг.

   Основной  целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.

   Политика  оплаты труда будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

   Важнейшей функцией государства остается обеспечение  государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

   Для этого необходимо обеспечить:

   создание  экономических предпосылок для  роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

   опережающий рост производительности труда по сравнению  с ростом заработной платы;

   поэтапное повышение размера минимальной  заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

   предотвращение  необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

   развитие  рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

   В предстоящем пятилетии предполагается обеспечить сбалансированный рост доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики. В связи с этим при прогнозируемом на 2006—2010 годы темпе роста ВВП 146—155 процентов рост реальной заработной платы должен составить 152—158 процентов.

   В целях недопущения необоснованной межотраслевой дифференциации в оплате труда необходимо сохранить государственное регулирование заработной платы при решении вопросов дифференциации тарифной части заработной платы работников организаций всех отраслей экономики на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь; определить размеры выплат стимулирующего характера при включении их в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании

   и налогообложении; а также установить ограничения в повышении оплаты труда работников при наличии  задолженности по платежам в бюджет, заработной плате, получении налоговых  льгот и иных преференций.

   В бюджетном секторе необходимо сохранить  государственное регулирование оплаты труда, которое будет осуществляться на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. При этом необходимо перераспределить полномочия по оплате труда между Правительством, отраслевыми министерствами и непосредственно организациями за счет расширения прав отраслевых министерств, руководителей организаций в установлении надтарифных выплат, учитывающих отраслевую специфику.

   В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.

   Предусматривается восстановление воспроизводственной  и стимулирующей функций заработной платы, повышение реальной заработной платы в 1,52—1,58 раза. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Приложение 1

   к программе социально-экономического развития

   страны  на 2006-2010 годы.

   Таблица 1.

   Основные  показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы

Показатель Ед. измерения Годы Индексы изменения, процентов
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 год к 2005 году
Среднегодовая численность постоянного населения   тыс.

человек

9775,3 9773 9690 9649 9608 9567 97,9
город -“- 7057,5 7065 7072 7080 7088 7096 100,5
село -“- 2717,8 2668 2618 2569 2520 2471 90,9
Трудовые  ресурсы (в среднегодовом исчислении) -“- 6211 6225 6220,5 6204 6173 6120-6150 98,6
Занято  в экономике -“- 4303 4330-4377 4375-4448 4460-4535 4580-4650 4740-4775 110-111
в том числе:

сфера производства товаров

-“- 1991,5 1990-1996,5 1995-2001 2020-2030 2050-2060 2080-2095 104-105
Сфера услуг -“- 2311,5 2340-2380 2380-2447 2440-2505 2530-2590 2660-2680 115-116
ВВП* процентов 108,4 107-108,5 108-109 108-109 108-109 108,5-110 146-155
Продукция промышленности* -“- 108,6 106,5-108 107,5-108,5 107,5-108,5 107,5-108,5 108-109,5 143-151
Продукция сельского хозяйства -“- 102,1 106-108 106-107,5 106-107,5 106-107,5 106,5-108 134-145
Инвестиции  в основной капитал -“- 123,2 113-114 114,5-117 115-117 115-117 116-118 198-215
Доля  иностранных инвестиций в общем  объеме инвестиций -“-   5 10-11 11-13 13-15 15-20  
Производство  потребительских товаров -“- 110,3 108-109 108,5-109,5 108,5-109,5 108,5-109,5 109-110 150-157
в том числе:

продовольственных

-“- 114,1 108,5-109,5 108,5-109,5 108,5-109,5 108,5-109,5 109-110 151-158
непродовольственных -“- 106,9 107,5-108,5 108,5-109,5 108,5-109,5 108,5-109,5 109-110 150-157
Объем внешней торговли товарами и услугами**- всего процентов 109,6 108,3-109,3 108,8-109,8 108,8-109,8 108,8-109,8 109,8-110,8 153-160
в том числе:

экспорта

-“- 115,7 108,5-109,5 109-110 109-110 109-110 110-111 155-162
импорта -“- 103,9 108-109 108,5-109,5 108,5-109,5 108,5-109,5 109,5-110,5 151-158
сальдо млн.долл. +296,4 +400-500 +500-600 +600-700 +700-800 +800-1000  
Реальные  денежные доходы населения -“- 116,1 107-108,5 108-109 108-109 109-110 109-110,5 149-156
Реальная  заработная плата -“- 121,5 108-109 108,5-109,5 108,5-109,5 109-110 109-110,5 152-158
Розничный товарооборот -“- 119,4 109-110,5 109,5-110,5 109,5-110,5 109,5-110,5 110-111 157-165
Платные услуги населению -“- 115,3 108-109 109-110 109-110 109-110 110-111 154-161
Снижение  энергоемкости ВВП продукта процентов 6,1 6-7 6-7 6-7 6-7 5,5-7 26-30,4
Ввод  в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования млн. кв. метров 3,78 3,7-4,2 4,2-4,7 4,7-5,2 5,2-5,7 5,7-6,2 151-164
Дефицит ( - ) республиканского бюджета Процентов к  ВВП -0,2 -1,5 -1,5 -1,5 -1,5 -1,5  

Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ