Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Содержание

Введение стр.

1.Понятие национальной экономики, ее цели…………………………….5

2.Система и виды макроэкономических пропорций……………………....9
3. Совершенствование управления экономикой………………………...13

4.Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию……………17

5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения………...20

6.Модели переходной экономики…………………………………………23

6.1.Градуализм…………………………………………………………..23

6.2. «Шоковая терапия»…………………………………………………25

Индивидуальное задание…………………………………………………..29

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

2.Система и виды макроэкономических пропорций. 
 

  Существенная    черта    национальной     экономики     —     сложившиеся макроэкономические пропорции. Макроэкономические  пропорции  —  это  количественные  соотношения  между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои  особенности  формирования  пропорций.  В планово-регулируемых   национальных   экономиках   они    устанавливаются централизованно, в рыночных—на основе спроса и предложения, в  смешанных  — рынком с учетом регулирующего воздействия государства. Пропорции   меняются   под   влиянием   НТП,    избранного    направления экономического   роста   (экстенсивного   или   интенсивного),    изменений потребностей  народного  хозяйства,  складывающихся  экономических  условий развития общественного производства и других факторов. Макроэкономические пропорции  образуют  систему.  В  ней  можно  выделить следующие виды пропорций:

  общеэкономические  —  между  наиболее   крупными   сферами   национальной экономики,  например,  производством   и   потреблением,   потреблением   и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;

  межотраслевые — между отраслями  промышленности,  сельского  хозяйства  и др.;

  внутриотраслевые—между  взаимосвязанными  производствами   внутри   одной отрасли, например выпуском  чугуна  и  стали  в  металлургии,  тракторов  и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.;

  территориальные—    общеэкономические,    меж-    и     внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;

  межгосударственные   —   между   отдельными   государствами   на   основе международного разделения труда.

  Макроэкономические  пропорции  можно  также  классифицировать  по   форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные,  распределения  трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных  видов  продукции,  например,  между производством и потреблением стали, проката,  тракторов,  сахарной  свеклы. Анализ   натурально-вещественных   пропорций   осуществляется   с   помощью материальных балансов. Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными  элементами стоимости  ВНП:  денежной  выручкой,  доходами  в  сферах  материального   и нематериального   производства,   доходами   предприятий,   государства    и населения.   Пропорции   распределения   трудовых   ресурсов   характеризуют соотношения трудовых ресурсов между  производственной  и  непроизводственной сферами, городом и деревней,  отдельными  отраслями  и  регионами  и  т.п. Изменения в распределении  трудовых  ресурсов  обусловлены  демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой,  кризисными  явлениями  в экономике и другими факторами.

  К главным пропорциям в национальной экономике можно отнести, во-первых,  пропорции  между  I  и   II   подразделениями   материального производства. Они характеризуются соотношением объемов производства средств производства и предметов  потребления  в  ВНП,  численностью  работающих  в каждом из этих  подразделений,  стоимостью  их  основных  производственных фондов. Во-вторых,  пропорции  между   фондами   накопления   и   потребления   в национальном  доходе.  От  этих  пропорций   зависят   темпы   расширенного воспроизводства, решение социальных и производственных задач.

  Каждая  национальная  экономика  стремится  к  установлению   оптимальных  пропорций,  обеспечивающих  наиболее  полное  удовлетворение   общественных потребностей при наименьших затратах  живого  и  овеществленного  труда.  С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное  и количественное соответствие между структурой общественного  производства  и структурой общественных потребностей.

  Можно  выделить  следующие  устойчивые  тенденции  изменения   пропорций, присущие большинству национальных экономик:

  1) повышение технического  уровня  производства,  проявляющееся   в  росте фондовооруженности   труда,    количестве    сырья    и    материалов, перерабатываемых  работниками,  что   ведет   к   опережению   объемов производственных фондов по отношению к численности работающих;

  2) опережающее развитие  электроэнергетики,  машино-  и  приборостроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей;

  3) увеличение доли непроизводственной  сферы  по  сравнению  с   отраслями материального производства;

  4) опережающее развитие  обрабатывающей  промышленности  по  отношению   к добывающей;

  5)  расширение  участия  в  международном   разделении   труда,   которое выражается в  более  быстром  увеличении  внешнеторгового  оборота  по сравнению с ростом производства в стране.

     Сбалансированность национальной  экономики  означает  соответствие  между взаимосвязанными  отраслями,  между  объемами   производимых   продуктов   и потребностями    в     них.     Основу     сбалансированности     составляет пропорциональность.  Сбалансированность  и  пропорциональность  в   реальной действительности  обычно  неустойчивы  и  постоянно  нарушаются.   Например, экономический  рост  ведет  к   установлению   новых   пропорций   и   новой сбалансированности.  Поскольку  полного  соответствия  между   отраслями   в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в  поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций  между  отдельными  сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого  нужно, прежде   всего,   обеспечить   соответствие   между    первым    и    вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства  и  предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I  подразделение  не сможет  обеспечить  средствами  производства   оба   подразделения,   а   II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно  привлекаемых работников обоих подразделений.

   В национальной экономике РБ и других стран СНГ  преобладает  производство средств производства, характеризующееся  высокой  капитало-,  материало-  и энергоемкостью.  Это  является  основной  причиной  избыточного  спроса  на инвестиции, сырье и  материалы.  В  результате  производственный  потенциал государств СНГ  в  совокупности  превосходит  США,  а  уровень  жизни  —  в несколько раз ниже. Кроме того, по  сравнению  с  развитыми  странами  наша национальная экономика  отличается  малым  удельным  весом  нематериального производства. На сбалансированность национальной экономики республики влияет  скудность топливных, природных ресурсов, сырья для некоторых отраслей промышленности, собственной металлургической  базы.  Поэтому  в  республике  ввоз  сырья  и комплектующих  преобладает  над  вывозом  продукции,   причем   2/3   ввоза составляют каменный уголь, нефть,  черные  металлы,  зерно,  хлебопродукты, цемент.  Вывозятся   же   в   основном   сложные   изделия   обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственные продукты. К  прежним  проблемам  сбалансированности  национальной  экономики  нашей республики добавились новые, связанные с  ломкой  сложившихся  пропорций  в связи со структурным кризисом и  распадом  СССР.  Кроме  того,  переход  от административно-командной  системы  к  рыночной  в   значительной   степени обусловил  деформацию   всего   воспроизводственного   цикла,   включающего производство,   распределение,   обмен,    потребление.    Эти    пропорции устанавливались внутри единой  страны,  а  сейчас  для  таких  относительно небольших  республик,  как   Беларусь,   они   превратились   во   внешние, межгосударственные. Поэтому проблемы сбалансированности решаются  не  самой республикой, а вне ее, на основе межгосударственных договоров. В период перехода к рынку национальная экономика Беларуси характеризуется всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение  хозяйственных  связей нарушили товарно-денежную сбалансированность,  баланс  денежных  доходов  и расходов населения, торговый баланс с  другими  странами,  прежде  всего  с Россией  и  т.  п.  Необходима  структурная  перестройка,  проявляющаяся  в преобразовании  национальной  экономики  в  соответствии  с   потребностями республики и запросами мирового  рынка.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Совершенствование управления экономикой

 
 

     Государственная политика в сфере управления национальной экономикой в прошедшем пятилетии  была направлена на повышение эффективности  управления, совершенствование организационно-функциональной структуры органов государственного управления, оптимизацию численности  их аппаратов. В результате реализованных  мер на основании решений Президента Республики Беларусь и Правительства  была сформирована система органов  государственного управления, которая  по своим основным характеристикам  в целом соответствует задачам  текущего периода развития экономики.

     Совершенствование системы управления в реальном секторе  экономики осуществлялось посредством  поиска и внедрения оптимальных  организационных форм ведения хозяйственной  деятельности и создания соответствующих  организационно-правовых условий, что  предопределило активизацию процесса формирования в республике интегрированных  и корпоративных структур в форме  объединений юридических лиц, в  том числе финансово-промышленных и других хозяйственных групп, а  также акционерных и иных хозяйственных  обществ.

     Основными целями совершенствования системы  управления в 2006 – 2010 годах должны стать создание системы управления экономикой, адекватной решаемым в прогнозируемом периоде задачам социально-экономического развития экономики, повышение ее эффективности, оптимизация организационных структур, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях, во всех звеньях в государственном и негосударственном секторах экономики. Для их достижения потребуется реализация следующих задач:

     оптимизация системы республиканских органов  государственного управления и их организационных  структур на основе внедрения общегосударственного классификатора видов экономической  деятельности; исключения дублирования функций; упразднения излишних звеньев  и перераспределения полномочий; обеспечения сбалансированности полномочий и ответственности; отделения функций  государственного управления и регулирования  от управления субъектами хозяйствования; минимизации расходов на содержание государственного аппарата;

     совершенствование системы местного управления и самоуправления, в том числе оптимизация полномочий местных исполнительных и распорядительных органов на основе усиления роли органов базового и первичного уровней;

     повышение эффективности управления государственной  собственностью;

     поиск новых и совершенствование установленных  организационных форм управления на уровне юридических лиц и их объединений;

     повышение роли экономических методов управления;

     оптимизация ресурсного обеспечения государственного управления, в том числе на основе внедрения современных информационных технологий;

     приведение  кадрового потенциала в соответствие с требованиями по обеспечению эффективности  государственного управления экономикой;

     обеспечение прозрачности системы государственного управления и эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества;

     повышение качества и доступности услуг, оказываемых  органами государственного управления юридическим и физическим лицам, дебюрократизация.

     Совершенствование системы республиканских органов  государственного управления будет  осуществляться с учетом следующих  основных подходов и принципов:

     обеспечение реализации приоритетных направлений  социально-экономического развития, качественно новых задач и функций государства;

     адаптация организационных структур и функций  государственного управления к условиям внешнеэкономического развития с учетом возрастающего взаимодействия национальной и мировой экономики, перспективы  создания Союзного государства;

     разделение  властных полномочий (государственное  управление, регулирование, надзор и  контроль) и функций управления хозяйственной  деятельностью;

     рациональное  сочетание форм и методов прямого  и косвенного государственного управления и регулирования, ограничение вмешательства  государства в деятельность субъектов  хозяйствования.

     Совершенствование системы местного управления и самоуправления будет проводиться с учетом:

     четкого разграничения полномочий и ответственности  между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления, а также между  местными исполнительными и распорядительными органами областного, базового и первичного уровней;

     выработки рационального организационного механизма  взаимодействия между органами государственного управления различных уровней.

     Реализация  задач по совершенствованию системы  государственного управления экономикой потребует принятия мер по оптимизации  количества и деятельности межведомственных комиссий, советов и рабочих групп  с учетом необходимости принятия межведомственных коллегиальных решений  по вопросам, находящимся ”на стыке“ компетенции отдельных государственных  органов.

     Основными направлениями совершенствования  системы управления на уровне объединений  юридических лиц и отдельных  субъектов хозяйствования должны стать:

Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ