Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Введение стр.
1.Понятие национальной экономики, ее цели…………………………….5
2.Система и виды макроэкономических пропорций……………………....9
3. Совершенствование управления экономикой………………………...13
4.Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию……………17
5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения………...20
6.Модели переходной экономики…………………………………………23
6.1.Градуализм…………………………………………………………..23
6.2. «Шоковая терапия»…………………………………………………25
Индивидуальное задание…………………………………………………..29
Заключение.
Список использованной литературы.
2.Система
и виды макроэкономических
пропорций.
Существенная
черта национальной
экономики —
сложившиеся макроэкономические пропорции.
Макроэкономические пропорции
— это количественные соотношения
между различными подразделениями и сферами
общественного производства, отраслями,
территориально-
общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;
межотраслевые — между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.;
внутриотраслевые—между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.;
территориальные— общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;
межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов. Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости ВНП: денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т.п. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами.
К главным пропорциям в национальной экономике можно отнести, во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства. Они характеризуются соотношением объемов производства средств производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом из этих подразделений, стоимостью их основных производственных фондов. Во-вторых, пропорции между фондами накопления и потребления в национальном доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного воспроизводства, решение социальных и производственных задач.
Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и структурой общественных потребностей.
Можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:
1) повышение технического уровня производства, проявляющееся в росте фондовооруженности труда, количестве сырья и материалов, перерабатываемых работниками, что ведет к опережению объемов производственных фондов по отношению к численности работающих;
2) опережающее развитие электроэнергетики, машино- и приборостроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей;
3)
увеличение доли
4) опережающее развитие обрабатывающей промышленности по отношению к добывающей;
5) расширение участия в международном разделении труда, которое выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране.
Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.
В
национальной экономике РБ и других
стран СНГ преобладает производство
средств производства, характеризующееся
высокой капитало-, материало-
и энергоемкостью. Это является
основной причиной избыточного
спроса на инвестиции, сырье и материалы.
В результате производственный
потенциал государств СНГ в совокупности
превосходит США, а уровень
жизни — в несколько раз ниже. Кроме
того, по сравнению с развитыми
странами наша национальная экономика
отличается малым удельным весом
нематериального производства. На сбалансированность
национальной экономики республики влияет
скудность топливных, природных ресурсов,
сырья для некоторых отраслей промышленности,
собственной металлургической базы.
Поэтому в республике ввоз
сырья и комплектующих преобладает
над вывозом продукции, причем
2/3 ввоза составляют каменный уголь,
нефть, черные металлы, зерно,
хлебопродукты, цемент. Вывозятся
же в основном сложные
изделия обрабатывающей промышленности
и сельскохозяйственные продукты. К
прежним проблемам сбалансированности
национальной экономики нашей республики
добавились новые, связанные с ломкой
сложившихся пропорций в связи
со структурным кризисом и распадом
СССР. Кроме того, переход
от административно-командной системы
к рыночной в значительной
степени обусловил деформацию
всего воспроизводственного
цикла, включающего производство,
распределение, обмен,
потребление. Эти пропорции
устанавливались внутри единой страны,
а сейчас для таких относительно
небольших республик, как
Беларусь, они превратились
во внешние, межгосударственные.
Поэтому проблемы сбалансированности
решаются не самой республикой,
а вне ее, на основе межгосударственных
договоров. В период перехода к рынку национальная
экономика Беларуси характеризуется всеобщей
разбалансированностью. Инфляция, разрушение
хозяйственных связей нарушили товарно-денежную
сбалансированность, баланс денежных
доходов и расходов населения, торговый
баланс с другими странами, прежде
всего с Россией и т. п.
Необходима структурная перестройка,
проявляющаяся в преобразовании
национальной экономики в соответствии
с потребностями республики и запросами
мирового рынка.
Государственная
политика в сфере управления национальной
экономикой в прошедшем пятилетии
была направлена на повышение эффективности
управления, совершенствование
Совершенствование
системы управления в реальном секторе
экономики осуществлялось посредством
поиска и внедрения оптимальных
организационных форм ведения хозяйственной
деятельности и создания соответствующих
организационно-правовых условий, что
предопределило активизацию процесса
формирования в республике интегрированных
и корпоративных структур в форме
объединений юридических лиц, в
том числе финансово-
Основными целями совершенствования системы управления в 2006 – 2010 годах должны стать создание системы управления экономикой, адекватной решаемым в прогнозируемом периоде задачам социально-экономического развития экономики, повышение ее эффективности, оптимизация организационных структур, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях, во всех звеньях в государственном и негосударственном секторах экономики. Для их достижения потребуется реализация следующих задач:
оптимизация
системы республиканских
совершенствование
системы местного управления и самоуправления,
в том числе оптимизация
повышение эффективности управления государственной собственностью;
поиск
новых и совершенствование
повышение
роли экономических методов
оптимизация
ресурсного обеспечения государственного
управления, в том числе на основе
внедрения современных
приведение кадрового потенциала в соответствие с требованиями по обеспечению эффективности государственного управления экономикой;
обеспечение прозрачности системы государственного управления и эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества;
повышение качества и доступности услуг, оказываемых органами государственного управления юридическим и физическим лицам, дебюрократизация.
Совершенствование
системы республиканских
обеспечение реализации приоритетных направлений социально-экономического развития, качественно новых задач и функций государства;
адаптация организационных структур и функций государственного управления к условиям внешнеэкономического развития с учетом возрастающего взаимодействия национальной и мировой экономики, перспективы создания Союзного государства;
разделение властных полномочий (государственное управление, регулирование, надзор и контроль) и функций управления хозяйственной деятельностью;
рациональное сочетание форм и методов прямого и косвенного государственного управления и регулирования, ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования.
Совершенствование системы местного управления и самоуправления будет проводиться с учетом:
четкого разграничения полномочий и ответственности между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления, а также между местными исполнительными и распорядительными органами областного, базового и первичного уровней;
выработки рационального организационного механизма взаимодействия между органами государственного управления различных уровней.
Реализация
задач по совершенствованию системы
государственного управления экономикой
потребует принятия мер по оптимизации
количества и деятельности межведомственных
комиссий, советов и рабочих групп
с учетом необходимости принятия
межведомственных коллегиальных решений
по вопросам, находящимся ”на стыке“
компетенции отдельных
Основными
направлениями
Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ