Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Содержание

Введение стр.

1.Понятие национальной экономики, ее цели…………………………….5

2.Система и виды макроэкономических пропорций……………………....9
3. Совершенствование управления экономикой………………………...13

4.Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию……………17

5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения………...20

6.Модели переходной экономики…………………………………………23

6.1.Градуализм…………………………………………………………..23

6.2. «Шоковая терапия»…………………………………………………25

Индивидуальное задание…………………………………………………..29

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

      Обобщая опыт первых лет реформ, ученые  пришли  к  выводу,  что  выбор концепции трансформации во многом  зависит  от  исходного  состояния  дел  в стране. Но при любом варианте  проведения  реформ  огромное  значение  имеет сила  государственных  институтов,  т.  е.  способность  государства,  после начального  этапа  распада  старых  органов  управления  и  создания   новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

      Это справедливо не только  для градуалистской,  но  и   для  либеральной

концепции,  реализация  которой  требует  болезненных   реформ   в   системе

государственных расходов, энергичных усилий по сбору  налогов,  защиты  прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств  (в  том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с  коррупцией  и  других действий  государства.  (Отметим,  что  вопреки  распространенному   мнению, либеральное  государство  чрезвычайно  жестко  и  последовательно  в  защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в  безвластии, а в невмешательстве в те  сферы  общественной  и  экономической  жизни,  где предпочтительна частная инициатива).

      Программа «шоковой терапии»  предлагает следующий пакет мер:

     1. Реформа цен и рынка (либерализация  экономики):

      реформа   внутренних   цен;   либерализация   системы   распределения;

либерализация внешней торговли; либерализация  рынка рабочей силы  и  системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

      2. Развитие частного сектора —  приватизация:

      малая  приватизация  и  развитие  частного  сектора;  крупномасштабная

приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

      3. Пересмотр роли государства:

     ограничение права государственной  собственности;  ограничение  прямой хозяйственной  деятельности;  усиление  регулирующей  функции  в  социальной

сфере.

      4. Макроэкономическая стабилизация:

      новая  фискальная  политика,  изменение   денежно-кредитной   системы,

законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

      Содержание пакетов предлагаемых  реформ и преследуемые при   этом  цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

      Первый пакет мер — меры  по либерализации экономики связаны  с переходом к конкурентным  рыночным  отношениям  и  соответствующей  реформой  цен.  На первых порах введение свободных цен приводит  к  бесконтрольному  расширению рынков товаров  и  услуг,  что,  в  свою  очередь,  требует  демонополизации торговли  и  транспорта.  Очень  важный   момент   в   комплексе   системных преобразований относится к созданию рынков  факторов  производства:  рабочей силы и финансовых ресурсов.

      Второй  пакет  мер  предполагает  реформу  и  структурную   перестройку

производства  и предприятий. Первый шаг  в  этом  направлении  заключается  в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении  функций государства  как  органа  в  целом.  Важное  место  занимает   осуществление программ   приватизации.    Оформление    гарантированных    прав    частной собственности и облегчение  процессов  создания  новых  частных  предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства  невозможно  провести без  ликвидации  крупных  монополий,  перемещения  или  увольнения  излишков рабочей силы,  прекращения  убыточного  производства,  перепрофилирования  и ликвидации предприятий.

      Третий пакет мер требует переосмысления  роли государства в  экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством  и заменить их косвенным  регулированием,  которое  бы  поощряло  экономическую адаптацию  и  частную  экономическую  деятельность.  Другая  важная   задача государства  —  реформировать  систему  социального  обеспечения  и  создать гибкую  систему  социальной  поддержки,  позволяющую  смягчить   последствия безработицы,   которая   будет   расти   по   мере   углубления   финансово- экономического  кризиса.  Государство  должно   установить   соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора  и сформировать  законодательные  институты,  обеспечивающие   их   соблюдение. Необходимо  реформировать  основные  правительственные  институты,   включая центральный  банк  и  налоговые  ведомства,  провести  корректировку  статей бюджета, наладить систему контроля.

      Четвертый пакет мер — макроэкономическая  стабилизация пред- ' полагает ужесточение налоговой и кредитной  политики  по  отношению  к  предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных  «избытком»  денежной  массы (т. е. накопленной суммы денег,  которую просто  не  на  что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке  (прежде  всего,  потребительском) должно   наступить   равновесие,   а   государственный   бюджет    достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован  инфляционный  потенциал  в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

      Разработанная до деталей программа  вряд ли может  быть  с   одинаковым

успехом  применена  в  разных  странах.  Специфические  особенности  каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на  ход  преобразований,  и  на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой  программы, все  меры  должны  быть  взаимосвязаны,  и  очень  важно  с  самого   начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно  приступая  к  действиям на многих направлениях. Некоторые реформы  возможно  предпринимать  лишь  на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы. 
 
 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ. 
 

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 
 

Цели  и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы определены на основании анализа  ее социально-экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств — основных торговых партнеров Беларуси, прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.

Главная идея пятилетия — повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз — «человек—инновации—благосостояние». Способность адаптироваться к международной конкуренции в современном мире, который быстрыми темпами идет по пути глобализации, становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Для того чтобы выжить в этой жесткой конкурентной борьбе, необходимо создать эффективную, гибкую, быстро реагирующую на изменения внешних условий экономическую систему. А это смогут осуществить лишь высокообразованные, физически здоровые и всесторонне развитые люди, выступающие как генераторы новых идей и главные источники их реализации.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

   рост  реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

   работу  органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;

   благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования  человека;

   опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего  образования, здравоохранения, культуры, — основы совершенствования человеческого капитала;

   внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

   осуществление мер по улучшению демографической  ситуации в стране;

   повышение эффективности агропромышленного  комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

   инновационную направленность развития экономики, более  действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

   расширение  взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими  странами СНГ, а также ЕС;

   национальную  безопасность страны.

Приоритеты  социально-экономического развития страны

   Важность  и актуальность стоящих перед  страной задач определяют следующие приоритетные направления развития национальной экономики.

   Всестороннее  гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения. В условиях глобализации и жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырьевые ресурсы, построения нового постиндустриального информационного общества важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации. Поэтому приоритет отдается совершенствованию систем материального и духовного развития человека, качественному преобразованию систем образования, здравоохранения и других отраслей сферы услуг, способствующих формированию всесторонне развитого человека. Необходимо значительно повысить эффективность социальных программ, усовершенствовать механизмы предоставления социальной помощи,

   создать условия для полной занятости  трудоспособных граждан. Требуется реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности НТП и рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. В здравоохранении следует конкретизировать систему государственных гарантий, реорганизовать систему оказания медицинской помоши за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи, внедрить новые организационно-правовые формы медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда.

   Инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение. В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повысить роль научных исследований и разработок, превратить научно-инновационный потенциал в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее зашиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики.

   На  основе инноваций необходимо создать  благоприятные условия для внедрения в производство передовых ресурсосберегающих технологий. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые государства, указанный приоритет имеет стратегическое значение. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать обеспечению положительного сальдо внешней торговли товарами, даст возможность

   получить  дополнительные конкурентные преимущества. Это позволит заблаговременно подготовиться к ситуации, когда конкуренция за доступ к сырью и энергоресурсам резко обострится, учитывая невозобновляемость этих ресурсов, усложнение условий и удорожание стоимости их добычи и связанный с этим рост цен.

Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ