Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Введение стр.
1.Понятие национальной экономики, ее цели…………………………….5
2.Система и виды макроэкономических пропорций……………………....9
3. Совершенствование управления экономикой………………………...13
4.Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию……………17
5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения………...20
6.Модели переходной экономики…………………………………………23
6.1.Градуализм…………………………………………………………..23
6.2. «Шоковая терапия»…………………………………………………25
Индивидуальное задание…………………………………………………..29
Заключение.
Список использованной литературы.
содействие
созданию новых и развитие уже
установленных видов
развитие
внутрикорпоративного управления на основе
совершенствования
привлечение
саморегулируемых организаций к
совершенствованию системы
Важным
направлением повышения эффективности
государственного управления экономикой
является проведение действенной кадровой
политики, направленной на совершенствование
института государственной
Особая
роль в повышении эффективности
управления экономикой в прогнозируемом
периоде будет отведена применению
новых информационных технологий. Одной
из важнейших задач в этой области
должно стать формирование единой национальной
информационной сети, объединяющей локальные
сети государственных органов всех уровней
и звеньев.
4.
Этапы и сценарии перехода
РБ к устойчивому развитию
Переход к устойчивому развитию - это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Переход к устойчивому развитию — длительный эволюционный процесс, требующий целенаправленной, осознанной деятельности всего человечества. Главным механизмом его реализации могут и должны быть национальные стратегии устойчивого развития, использующие высоконравственный гуманный разум объединенного человечества, всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства. Поэтому устойчивое развитие нашей страны может рассматриваться лишь как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития в конкретных условиях Беларуси.
Изложенные выше тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь на период 2005-2020 гг. как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными
источниками устойчивого
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:
в области совершенствования государственности — это формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;
в области общественного развития - постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека — физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;
в области экономики — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования;
в области экологии - снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния;
в области развития культуры и нравственности - воспитание высокообразованного, творческого человека и создание здорового нравственного климата в обществе.
Верхний уровень дерева целей НСУР-2020, важнейшие задачи и средства их реализации представлены ниже (см. рисунок).
Для достижения конечных целей НСУР необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.
Первый этап (2006-2010 гг.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями должны стать — технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности.
Второй этап (2011—2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определяет необходимость проработки в НСУР-2020 следующих сценариев.
Первый сценарий — инерционный (базовый, или умеренного роста) характеризуется умеренным движением к целям устойчивого развития, несколько замедленными темпами роста благосостояния, особенно в начальный период, с расчетом на достижение более высокого уровня жизни для будущих поколений. Он основывается на средних темпах роста инвестиций (преимущественно за счет внутренних источников) и валового внутреннего продукта, некотором улучшении использования производственных мощностей и относительно низких темпах обновления основного капитала.
Второй сценарий — целевой (ускоренного развития) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использованием благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития, с достижением рациональных норм потребления благ и услуг, обеспечением расширенного воспроизводства основного капитала, более высокого уровня либерализации экономики, государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Благоприятные для Республики Беларусь внешние условия и факторы сопряжены, прежде всего, со значительным привлечением внешнего финансирования, созданием равных условий хозяйствования для предприятий независимо от форм собственности, улучшением конъюнктуры внешних рынков, более широким развитием интеграционных связей с зарубежными странами.
5. Главные задачи переходной
экономики и пути их
решения
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Эти кризисные явления (резкое
сокращение промышленного производства,
рост безработицы, усиление
экономики.
Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.
Важнейшей основой
Сложность состояния
грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.
Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной
экономики и следующие пути их решения.
1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики
посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.
2. Разгосударствление и
основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.
Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ