Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Содержание

Введение стр.

1.Понятие национальной экономики, ее цели…………………………….5

2.Система и виды макроэкономических пропорций……………………....9
3. Совершенствование управления экономикой………………………...13

4.Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию……………17

5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения………...20

6.Модели переходной экономики…………………………………………23

6.1.Градуализм…………………………………………………………..23

6.2. «Шоковая терапия»…………………………………………………25

Индивидуальное задание…………………………………………………..29

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

     содействие  созданию новых и развитие уже  установленных видов интегрированных  и корпоративных структур в различных  формах объединений юридических  лиц (хозяйственные группы, ассоциации, концерны и др.), в том числе  с участием государственных организаций, включая межгосударственные и транснациональные  финансово-промышленные и иные хозяйственные  группы;

     развитие  внутрикорпоративного управления на основе совершенствования законодательства об акционерных и иных хозяйственных  обществах;

     привлечение саморегулируемых организаций к  совершенствованию системы управления в соответствующих рыночных секторах экономики, в том числе в целях  их побуждения к применению свода  оптимальных рекомендательных правил и процедур.

     Важным  направлением повышения эффективности  государственного управления экономикой является проведение действенной кадровой политики, направленной на совершенствование  института государственной службы, подготовку управленческого корпуса  к решению принципиально новых  задач и освоению новых форм и  методов управления, привлечение  к управлению высококвалифицированных  руководителей из кадрового резерва, совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации государственных  служащих, определение морально-этических  стандартов поведения государственных  служащих.

     Особая  роль в повышении эффективности  управления экономикой в прогнозируемом периоде будет отведена применению новых информационных технологий. Одной  из важнейших задач в этой области  должно стать формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней и звеньев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Этапы и сценарии перехода РБ к устойчивому развитию 

  Переход к устойчивому развитию - это смена  стратегии развития цивилизации, переход  к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

  Переход к устойчивому развитию — длительный эволюционный процесс, требующий целенаправленной, осознанной деятельности всего человечества. Главным механизмом его реализации могут и должны быть национальные стратегии устойчивого развития, использующие высоконравственный гуманный разум объединенного человечества, всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства. Поэтому устойчивое развитие нашей страны может рассматриваться лишь как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития в конкретных условиях Беларуси.

  Изложенные  выше тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь на период 2005-2020 гг. как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

  Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами «высокий интеллект-инновации-благосостояние».

  Важнейшими  задачами обеспечения устойчивого  развития Беларуси является переход  на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:

  в области совершенствования  государственности  — это формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;

  в области общественного  развития - постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами, развитыми отношениями демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами, союзами предпринимателей и общественными организациями, с системой формирования всесторонне развитого человека — физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям;

  в области экономики  — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования;

  в области экологии - снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния;

  в области развития культуры и нравственности - воспитание высокообразованного, творческого человека и создание здорового нравственного климата в обществе.

  Верхний уровень дерева целей НСУР-2020, важнейшие  задачи и средства их реализации представлены ниже (см. рисунок).

  Для достижения конечных целей НСУР необходим  длительный период, включающий несколько  этапов социально-экономического развития.

  Первый  этап (2006-2010 гг.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями должны стать — технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности.

  Второй  этап (2011—2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

  Неопределенность  влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в  длительной перспективе определяет необходимость проработки в НСУР-2020 следующих сценариев.

  Первый  сценарий — инерционный (базовый, или умеренного роста) характеризуется умеренным движением к целям устойчивого развития, несколько замедленными темпами роста благосостояния, особенно в начальный период, с расчетом на достижение более высокого уровня жизни для будущих поколений. Он основывается на средних темпах роста инвестиций (преимущественно за счет внутренних источников) и валового внутреннего продукта, некотором улучшении использования производственных мощностей и относительно низких темпах обновления основного капитала.

  Второй  сценарий — целевой (ускоренного развития) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопущении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использованием благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития, с достижением рациональных норм потребления благ и услуг, обеспечением расширенного воспроизводства основного капитала, более высокого уровня либерализации экономики, государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Благоприятные для Республики Беларусь внешние условия и факторы сопряжены, прежде всего, со значительным привлечением внешнего финансирования, созданием равных условий хозяйствования для предприятий независимо от форм собственности, улучшением конъюнктуры внешних рынков, более широким развитием интеграционных связей с зарубежными странами.   

       5. Главные задачи переходной экономики и пути их решения 

       

  Создание  экономической системы нового типа, преодолевающей  недостатки прежней    командно-плановой    и    обеспечивающей    рост    эффективности хозяйствования, —  довольно сложный процесс. Сложность  обусловлена не  только грандиозностью задач по реформированию существующей  экономической  системы, но  и   необходимостью   одновременного   преодоления   кризисных   явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

      Эти кризисные явления (резкое  сокращение  промышленного  производства, рост безработицы, усиление инфляции  и др.) в определенной  мере  обусловлены деформацией функционирующего  в  условиях  плановой  системы хозяйственного механизма. В их  основе  лежат  глубочайшие  противоречия,  накапливаемые  в плановой  экономике  в  течение  десятилетий.  Отказ  от   централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу  противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления  образуют  элемент  содержания переходной экономики, это  существенно  усложняет  ее  задачи,  ибо  требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации  и  стабилизации

экономики.

      Одновременно предстоит решать  проблему  преобразования  экономической системы в направлении развития экономической свободы и  инициативы  во  всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт  показал,  что  одной  из  основных преград   к   росту   эффективности    было    отсутствие    инициативы    и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро  адаптироваться  к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП.  Экономическая  свобода не может быть обеспечена лишь законодательными  мерами.  Одним из  решающих условий введения экономической свободы  и  формирования  конкурентной  среды являются глубокие институциональные изменения и  прежде  всего  изменения  в отношениях собственности.

      Важнейшей основой преобразования  существующей  экономической   системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных  гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной  защиты,  которая позволяла  бы  использовать  трудовой  и  инновационный  потенциал   каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

      Сложность  состояния  экономики   к  началу  переходных   процессов   и

грандиозность    проблем    по    реформированию    экономической    системы предопределили  необходимость   одновременного   решения   многообразных   и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера,  связанных  с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни:  во-вторых, задач перехода от плановой системы  хозяйствования  к  рыночной;  в-третьих, задач  перспективного  стратегического  развития  в   направлении   создания социально ориентированной экономики.

      Сочетание этих  задач  определяет  своеобразие  содержания  переходной

экономики и следующие пути их решения.

      1.   Осуществление    финансово-кредитной    стабилизации    экономики

посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.

      2. Разгосударствление и приватизация  экономики  и  развитие  на  этой

основе  предпринимательства  и   конкуренции.   От   темпов   преобразования отношений собственности зависит процесс развития  конкуренции  в  переходной экономике.

Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ