Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:08, реферат
Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ.
Это обусловливает
возникновение транзакционных издержек,
так как каждый индивид, занимающий
определенное социальное и функциональное
положение в данном механизме, пытается
законно (или незаконно) реализовать права
собственности и получить выгоду от аллокации
значительных финансовых и материальных
ресурсов, предназначенных для производства
общественных благ. Именно граждане, являясь
налогоплательщиками и избирателями,
должны быть и получателями выгод. В целом
трансакционные издержки можно подразделить
на внутренние - это издержки, которые
несет группа, чтобы выработать коллективное
решение по установленным законно нормам.
Издержки, которые индивид ожидает понести
в результате своего участия в организованной
деятельности. И внешние издержки - издержки,
которые индивид ожидает понести в результате
действий других лиц, над чьей деятельностью
у него нет контроля. Это издержки, заключающиеся
в отклонении уровней полезности от значений,
которые были бы достигнуты при единогласном
принятии решения обществом. Экономические
издержки увеличиваются также из-за того,
что узко ограниченные группы людей реализуют
частные интересы, не совпадающие с интересами
общества, нарушая права собственности
граждан. В целом они обусловлены следующими
экономическими и политическими факторами:
представительной демократией; ассиметрией
информации (в отношениях избиратель -
политик (партия), политик - чиновник, чиновник
- гражданин); действием групп особых интересов,
оказывающих давление на избирателей,
политиков и чиновников; обменом голосами
(логроллингом); рентоориентированным
поведением чиновников; необоснованным
ростом бюрократического аппарата; практической
неподконтрольностью политиков и чиновников
избирателям-
Переход
к рыночной экономике определил
существенные изменения в экономических
отношениях по производству общественных
благ. Модель преобразования и развития
данных отношений была выбрана с
учетом исторических традиций России
- зависимости от предшествующей траектории
развития, с ориентацией на мировой
опыт - импорт эффективных институтов.
Данная модель сохранила общедоступность
базовых социальных общественных благ:
здравоохранения и образования,
что выражало общественную волю, и
это во многом ускорило адаптацию
в России новых экономических механизмов
в производстве общественных благ. Рыночные
и нерыночные отношения по производству
общественных благ характеризуются рядом
положений. Первое, производство общественных
благ, возможно, за счет налогов, взимаемых
в рыночном "реальном" секторе, поэтому
очень важно установить пропорциональное
партнерство частного и общественного
секторов, обеспечивающее их стабильное
развитие. Этому способствует преобразование
финансовых и институциональных механизмов:
создается новая налоговая система, адекватная
современным формам хозяйствования, меняются
структура и механизмы расходования общественных
средств. Второе, ряд социально значимых
общественных благ, таких как здравоохранение
и образование (не обладающих характеристиками
"чистых" общественных благ) в современных
экономических условиях производятся
нерыночным и рыночным секторами, которые
выступают равноправными производителями.
При этом очень важно, что рыночный сектор
развивается параллельно общественному,
не ущемляя интересы наименее обеспеченных
слоев населения, реагируя на специфический
спрос наиболее обеспеченных слоев населения.
Третье, взаимодействие двух секторов
в производстве общественных благ усиливает
информационные рыночные сигналы и способствует
снижению X-неэффективности. Поэтому в
соответствии с конкретными условиями
целесообразно сочетать государственное
финансирование и частное производство
общественных благ на основе контрактации;
использовать квазирынки на основе разделения
покупателя (государственного органа)
и поставщика (медицинского учреждения);
расширять дополнительные платные услуги
в общественном секторе. В экономических
отношениях по производству общественных
благ проявляется противоречивый характер
взаимодействия национальных и частных
интересов. Наряду с частными интересами
обособленных субъектов (индивидов) объективно
действуют интересы тех социальных общностей,
групп, слоев и территорий, членами которых
являются эти субъекты. В национальных
интересах интегрируются интересы всех
членов общества. Для производства общественных
благ - это наиболее адекватные интересам
всех граждан-налогоплательщиков ассортимент,
качество, объем общественных благ при
минимальных издержках. Это достижимо
на основе сложного взаимовыгодного обмена
между рядовыми гражданами и структурами,
которые они создают для организации общества.
В связи с этим необходим поиск компромиссных
решений в отношениях: отдельного индивида
и общества, бизнеса и общества, государства
и общества, территории и общества. Определена
взаимосвязь между производством общественных
благ и балансом эффективности и справедливости
в обществе. Необходимость перераспределения
в пользу менее обеспеченных индивидов
и территорий подтверждается на межиндивидуальном
и межтерриториальном уровне. Это позволяет
сделать вывод о том, что относительное
выравнивание стартовых условий, потенциала
индивидов и территориальных образований
дает эффект, превышающий издержки, но
проявляющийся в долгосрочной перспективе.
Во многом он проявляется в устойчивом,
безконфронтационном развитии общества.
Тенденции и перспективы реформирования
экономических отношений по производству
общественных благ с целью их оптимизации
определяются динамикой индивидуальных
и агрегированных интересов, которые проецируются
на взаимодействие формальных и неформальных
социально-экономических институтов.
В связи с этим движение к равновесию в
производстве общественных благ можно
трактовать не с количественной, а с качественной
институциональной точки зрения. Основными
направлениями оптимизации производства
и распределения, общественных благ являются
финансовые, институциональные и структурные
преобразования. Необходимый инструментарий,
с помощью которого реализуются пути повышения
эффективности исследуемого производства:
нормы права, бюджетно-налоговые рычаги,
кредитно-денежные инструменты, управленческо-административные
инструменты, мониторинг, прогнозирование
и планирование, неформальные инструменты.
Развитие экономических отношений по
производству общественных благ определяется
общемировой тенденцией спецификации
прав собственности, которые закрепляют
права и обязанности, структурируют интересы
всех сторон: граждан, государства, предпринимателей-
Библиографический список
1. Абалкин Л.
Смена тысячелетий и
2. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Юристъ, 2001.-285 с.
3. Антоненко Л.А., Onpumoea К.А., Нескородев СМ. Общее и особенное в национальных моделях экономической трансформации // Кн. Экономическая теория на пороге XXI века-6. В 2-х книгах. Кн. 1. Философия хозяйства. Кн. 2. Теоретическая экономия / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - М.: Юрист, 2002. - 655с.
4. Артемьева С. Совершенствование системы межоюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. -2002.-№5. -С. 137-143.
5. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л.Любимова. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 832 с.
6. Белл Д. Грядущее
постиндустриальное общество. Опыт
социального прогнозирования.
7. Богомолов
О. Созидательный потенциал
8. Бъюкенен Дж. М. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты но экономике". - Т.1. / Фонд экономической инициативы. Гл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др. / - М.: "Таурус Альфа", 1997.-560с.
9. Гайдар Е.Т.
Современный экономический
10. Гибало Н.П. Конвенционные и когерентно-тензиометрические метаморфозы в новой институциональной парадигме // Проблемы новой политической экономии. - 2000. - №4. - С. 8-18.
11. Гибало Н.П. Экономические интересы как институциональная константа формально-неформального равенства и неравенства // Проблемы институционализации экономики России / Монография. - Кострома: КГУ им. КА. Некрасова. - 2002. - С. 202-229.
12. Глазырин М.
Муниципальный производственно-
13. Горегляд В. Бюджетная
система и экономический потенциал страны
//' Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С. 67-77.
Они обладают рядом свойств:
- их
невозможно исключить из
( например,
отсутствие адекватной системы
обороны приводит к угрозе
поражения в ходе военных
- отсутствует конкуренция в их потреблении – по критерию Парето
( например, надежная оборона или хорошая экология);
- участие
государства в производстве
Невозможность
распределения общественных благ через
рынки связана с тем, что при
отсутствии принудительной оплаты за
эти блага производители не могут
получить оплату от потребителей своих
продуктов. Эти блага оплачиваются
через налоговую систему, ведь только
государство имеет право
Чистое общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо. Например, национальная оборона.
Чистое частное благо – такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например, покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование.
Потребление чистого частного блага связано с конкуренцией. Ведь чем больше хлеба потребляется одним человеком, тем менее доступен он для других. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага.
Чистые
общественные блага можно
атмосферного воздуха. Это благо, которое приносит пользу всем гражданам. Поэтому полезность этого улучшения есть полезность, получаемая вами, плюс полезность, получаемая другим человеком и т.д. до тех пор, по к вашей полезности не будут прибавлены выгоды от всех остальных людей. Это верно для прироста любого чистого общественного блага.
Эффективный
выпуск чистого общественного
блага соответствует объему, при
котором предельная
техники,
оружия и военнослужащих. Поэтому
укрепление обороноспособности поглощает
дополнительные ресурсы. Условия эффективности
для чистого общественного блага таковы:
MSC=MSB= MB,
Где MSC –предельные общественные издержки производства единицы блага,
MB –
сумма предельных полезностей,
получаемых каждым из