Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:08, реферат
Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ.
Динамика
производства общественных благ в современных
условиях развития мирового сообщества
и России, как значительной и неотъемлемой
его части, приобретает особое не
только экономическое, но и политическое,
социальное значение. Усиление всеобщей
интеграции, взаимозависимости на всех
уровнях: мировом, региональном и индивидуальном
проявляет новые общественные потребности
и, как следствие, проблемы, противоречия,
в разрешении которых определяющая
роль отводится сфере производства
общественных благ. В современной
России проблема развития исследуемых
экономических отношений
2.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ
Общественные блага в национальной экономике занимают значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В
национальной экономике существует
обширный видовой состав благ. В
зависимости от их видовой принадлежности
и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
- общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
-
индивидуальные (частные блага), отличающиеся
тем, что они могут быть использованы только
одним членом общества и направлены на
удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества. К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Чистое общественное благо –
это благо, которое
Коллективное (смешанное) общественное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Чистое частное благо – такое
благо, каждая единица
Согласно вышеприведенному анализу можно предложить на основе двух признаков следующую схему классификации общественных благ в общей системе экономических благ (рис. 1).
Используя два качества понятия неисключаемости М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев выделяют смешанное благо как "технически возможное к исключению при определенной выгоде общества общественное благо". При этом они выделяют такие разновидности смешанного блага как перегружаемое общественное благо и клубное благо. Перегружаемое общественное благо В.В. Чекмарев определяет как неисключаемое до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, его перегрузка. Для рассматриваемых смешанных благ можно построить оптимальную нелинейную функцию, где будет включена характеристика, "по которой не взимается никакой цены за потребление данного общественного блага в пределах определенного минимума". Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами "чистого" общественного блага. Доступ к нему всех членов общества бесплатен. За пределами этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. "Клубное" благо может использоваться совместно также лишь до определенного предела. Полезность "клубного" блага для каждого из его пользователей зависит от их численности, начиная с определенной величины, называемой границей несоперничества. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые причиняют друг другу потребители начинают нарастать.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб, гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
- отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
- неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
- нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
-
тотальным и неисключаемым характером
блага, связанным с тем, что его потребление
не может быть ограничено определенной
группой населения, или тем, что это не
является целесообразным. Например, уличным
освещением, газонами пользуется все население
— нельзя локализовать определенными
рамками этот процесс.
Особенности
Общественных блага невозможно исключить
из потребления без высоких издержек.
Например, отсутствие адекватной системы
обороны приводит к угрозе поражения в
ходе военных действий или террористических
актов. В чисто общественных благах отсутствует
конкуренция в их потреблении – по критерию
Парето. Например, надежная оборона или
хорошая экология.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ: - общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
-
местные общественные блага. Это блага,
к которым имеет доступ только часть населения
страны. Обычно эти границы проводятся
в соответствии с региональной принадлежностью
населения. К ним, например, относятся,
городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.
Для
того чтобы эффективно обеспечивать
население общественными
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На
основании территориальных
1.Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
2.Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
3.Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.
Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления — интегративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.
Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.