Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:08, реферат
Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ.
Таким образом, каждое из общественных благ образует особую распределительную сферу, внутри которой действуют особые критерии, но общие соглашения, заключенные между гражданами в обществе. Общие проблемы, потребности и интересы - причины воспроизводства общественных благ.
1.3 Специфика производства общественных благ
Анализ
экономических отношений, возникающих
по поводу производства и распределения,
общественных благ, изучение процесса
обмена общественными благами
Возникновение рынков связано с эгоистичным поведением индивидов, с их стремлением обеспечить свои потребности и стать богаче, что возможно при получении всех потенциальных доходов от обмена. Основной чертой спонтанного и в то же время эффективного рыночного устройства являются двусторонние договоры. Они способствуют минимизации издержек по достижению согласия (трансакционных издержек) согласно трем основным причинам. Первое, сделка заключена, когда определены ее условия, и явно только два индивида должны договориться. Второе, объединение двухсторонних актов обмена в сеть альтернативных вариантов облегчает согласование условий сделки. Третье, рост числа актов обмена расширяет потенциальные альтернативы, доступные индивидуальным покупателям и продавцам. Механизм общественного выбора должен быть осмыслен, прежде всего, как коллективная выработка решений относительно общественных благ. С точки зрения экономической теории, смысл демократического устройства государства заключается именно в обеспечении учета разнообразных индивидуальных предпочтений при формировании программы производства общественных благ и перераспределения. Согласование индивидуальных предпочтений происходит посредством общественного выбора при помощи политических институтов демократии. Таким образом, данный процесс представляет собой совокупность процессов нерыночного принятия решений через систему политических институтов. Система общественных механизмов распределения ресурсов выглядит следующим образом: избиратели голосуют за выборных представителей, они в свою очередь голосуют за государственный бюджет, а сами деньги тратятся посредством многочисленных бюрократических органов. Американский исследователь К. Мэй доказал, что применение правила простого большинства - единственная процедура коллективного выбора, удовлетворяющая четырем условиям, названные им соответственно достижимостью результата, анонимностью, нейтральностью и позитивным откликом. Из этой теоремы следует, что если четыре перечисленных требования дополнить хотя бы еще одним, к ним не сводящимся, то не существует процедуры коллективного выбора, удовлетворяющей всем пяти требованиям. То есть, при дополнении каких либо условий будет получен один из вариантов следствия теоремы Эрроу.
Что можно сказать по поводу достижения равновесия, когда индивидуумы голосуют? В конце 1940-х гг. Д. Блэк обнаружил достаточное (но не необходимое) условие достижения устойчивого равновесия в коллективном выборе. Если индивидуальные предпочтения являются одновершинными, то устойчивую коллективную поддержку получает альтернатива, наиболее предпочитаемая медианным избирателем. Медианный избиратель - это тот, для которого ровно половина предпочитает, чтобы государство тратило меньше, и соответственно ровно половина предпочитает обратное. Медианный избиратель - это индивидуум, имеющий медианный доход. Медианный доход - это доход, при котором 50% индивидуумов имеют доходы ниже данной величины, а 50% - выше ее.
Рис.2
На рисунке
2 представлено распределение дохода,
которое дает процентное соотношение
населения с разным уровнем дохода.
В обществе обычно распределение
доходов не является симметричным,
и людей с низким доходом больше,
чем людей с очень высоким
доходом. Малое число людей с
очень высокими доходами поднимает
средний уровень дохода, так что
при таком типе распределения
доходов индивидуум с медианным
доходом имеет доход ниже, чем
средний доход. Согласно теории медианного
избирателя при распределении доходов
между членами общества, в результате
которого доход медианного избирателя
увеличивается, спрос на общественные
блага в обществе увеличивается,
даже если средний уровень дохода
остается прежним. Можно также сделать
и другой вывод: если в обществе резко
растет дифференциация населения по
доходу и средний доход растет
только за счет небольшой группы людей,
то это не значит, что будет расти
и производство общественных товаров,
так как в данной ситуации медианный
доход может оставаться без изменения.
Кроме того, равновесие, определяемое
медианным избирателем, неэффективно,
если средний и медианный доход
различаются. Если медианный доход
меньше, чем средний доход, то может
наблюдаться как излишнее предложение
общественных благ (если все индивидуумы
получают одинаковый выигрыш от производства
общественных благ), так и недопроизводство
общественных благ (если предельный выигрыш
от производства данных благ растет с
ростом дохода). Модель с медианным
участником голосования обеспечивает
хорошую возможность для
Общественное
благо в одном и том же количестве
достается каждому из потребителей.
Различия в предпочтениях проявляются
в том, что индивиды проявляют
разную предельную готовность платить
за данное количество блага. Производство
общественных благ - это определяемая
индивидуумами цель, достижение которой
возможно в составе коллектива, а
не индивидуально, а государство - простой
набор приемов, машина, которая делает
возможным осуществление таких
действий. Государство, таким образом,
подлежит изменению, совершенствованию.
Все члены общества, в конечном
счете, причастны к определению
путей использования
Глава
II. Экономические интересы и противоречия
в экономических отношениях по производству
общественных благ
2.1 Национальные
и частные интересы в
Производство
общественных благ предполагает сочетание
национальных и частных интересов.
Национальные интересы (и в частности
национальные экономические интересы)
определяются как интересы отдельного
социального организма, общества, страны.
Нация - сложная форма общественного
единства, гармоничное целое с
присущими ей особыми интересами,
поэтому надо учитывать «такой феномен,
как континуитет, сохранение устойчивой
преемственности
В силу ряда причин национальные и частные интересы не могут реализоваться непротиворечиво. Укажем эти причины. Первое. Экономические интересы включены в функциональные связи в институциональной структуре. Экономические интересы являются главным институциональным двигателем прогресса экономической системы. Таким образом они наследуют противоречия институциональной системы.
Второе.
Многомерность и возможность
агрегирования экономических
Третье. Интерес противоречив по содержанию своей действенности. На эту особенность, например, в проявлении интереса личности не обращается должного внимания ни в теории, ни в практике его реализации. В интересе его действий видится главным образом позитивная особенность, односторонность, что в природе общественных и личных явлений не бывает.
Национальные
экономические интересы заключаются
в оптимизации
В различных исторических рамках выживаемость государства определялась различными факторами, и требовало производства различных благ. Причем современная схема производства общественных благ государством, прежде всего, через систему налоговых отношений внутри государства, действовала далеко не везде и не всегда, так ресурсной базой для данного производства могли служить налоги с порабощенных государств или прямое разграбление других государств. Логичная схема общественного согласия исключает возможность «вариантного» производства общественных благ. Но современный период также не идеален и дает довольно яркие примеры агрессии отдельных государств, которые решают проблемы своего национального сообщества, не просто нарушая, а порой грубо попирая интересы других национальных сообществ. Какое место отводится общественным благам в реализации общественных (национальных) интересов? Эффективное производство общественных благ рассматривается чаще всего как функция от успешного развития экономики. С другой стороны условия реализации национальных экономических интересов во многом определяются эффективным и оптимальным уровнем производства общественных благ (прежде всего, образования и здравоохранения). Кроме того, бюджетные инвестиции в экономику позволяют формировать более оптимальную инфраструктуру. Результатом и формой политики демонтажа общественного сектора в условиях переходного периода является его хроническое недофинансирование. Такую политику обычно расценивают как политику экономии, в реальности это самая расточительная из политик. Производство общественных благ осуществляется посредством сложной взаимосвязи всех элементов институциональной структуры. В институциональной среде по производству общественных благ можно выделить три блока объективных противоречий. Первый блок. Условно его можно обозначить: "бизнес-общество". Финансовый источник обеспечения производства общественных благ (основной) - налоги, которые платит формально (юридически) бизнес. Интересы бизнеса напрямую не связаны с производством общественных благ. Второй блок противоречий. Условно его можно назвать "государство - общество''.
Противоречия данного блока связаны с тем, что представлять экономические интересы общества призвано государство. "Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ". Третий блок. Его обозначим как "индивид-общество". Основой противоречий этого блока служат различные вкусы, взгляды, потребности, следовательно, различная степень заинтересованности каждого индивида в производстве того или иного общественного блага.
В целом,
как утверждает М. Олсон, "различные
потребности и оценки по отношению к коллективным
благам являются основой для конфликта,
в то время как различные потребности
в частных благах - нет".
2.2 Бюджетные
противоречия в экономических
отношениях по производству
Первая
группа противоречий объединяет совокупность
противоречий "по горизонтали" (на
каждом из уровней бюджетов): федеральном,
региональном, местном. Общественные блага,
в этом случае, связанные друг с
другом функционально довольно слабо,
на уровне бюджета становятся системой
и конкурируют друг с другом за
выделение ассигнований. Такая конкуренция
осуществляется под влиянием мнения
избирателей-