Организация социологических исследований социально-экономических и политических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

В управленческой практике часто обращаются к прикладной социологии. Социологические исследования позволяют с высокой точностью выявить проблемы в ходе СЭПП, а значит, облегчает предсказание динамики их развития и разработку практических рекомендаций. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу.

Работа содержит 1 файл

исэпп.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

 

  1. Социальное управление: сущность, структура, функции.

Сущность социального управления. Цели и основные принципы социального  управления. Основные принципы и виды социального управления. Структура  социального управления. Функции  социального управления. Основные стадии управленческого цикла и их сущность.

Сущность социального  управления. Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления на объект управления в качестве, которого могут выступать общество в целом или его отдельные сферы (экономика, политика и т.д.) или звенья (предприятия, учреждения и т.д.). Содержание (сущность) социального управления – сохранение качественной специфики и целостности управляемой системы и всего социума в целом, обеспечение их нормального функционирования, совершенствования и развития, достижение целей поставленных субъектом управления. Социальное управлениеосуществляется путем специфического воздействия на условия жизни людей, их ценностные ориентации и деятельность, на их поведение.

Цели и основные принципы социального управления. Под целью управления понимается тот результат, который ставит перед системой (и конкретно перед объектом) субъект управления в качестве конечного. К цели управления предъявляются определенные требования, к числу которых можно отнести: - научную и практическую обоснованность; - четкую по возможности формулировку (соответствующие понятия и термины); - точную формулировку необходимых и достаточных условий реализации (ресурсы, сроки, исполнители). От цели управления (как от некого идеала) стоит отличать результат управления (три варианта результата «+», «-», «=»).

Принципы социального  управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Как и закономерности их подразделяют на общие (общесистемные) и частные (конкретные). Принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления, все отрасли народного хозяйства.

Важнейшие принципы: социальная направленность, ответственность управления, научная обоснованность, системность, компетентность, дисциплина, стимулирование, иерархичность. Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Частные принципы социального управления: 1) соблюдение социального партнёрства; 2) отправление Г и МУ службы в строгом соответствии с законом; 3) управление подготовкой кадров для социального управления; 4) соответствие моральным требованиям общества; 5) косвенный контроль над деятельностью служб государственного управления.

Любой из принципов социального  управления осуществляется в конкретной управленческой деятельности (функциях управления), завершается принятием  управленческого решения и выработкой управленческого воздействия (основных форм социальных отношений управления).

Кроме принципов в социуме  действуют и законы социального  управления. Они выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления, носят объективный характер. К ним относят , например, такие:

1) необходимость разнообразия в средствах управления, т.е. чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет;

2) специализация управления - расчленение функций;

3) интеграция управления; как интегрирующий фактор – цели, задачи и интересы общества;

4) экономия времени - характеризует эффективность управления, достижение цели с учётом наименьших потерь – материальных, финансовых и человеческих ресурсов;

5) приоритетность социальных целей - построение социального государства, социально ориентированного рынка, развитие социального партнёрства и т.д.

Итак, основные принципы социального управления это правила, которые должны соблюдать участники управленческого процесса при реализации управленческих функций. Это одна из основных форм использования объективных законов и закономерностей науки управления в практике управления. они стабильны поскольку выражают сложившиеся, наиболее устойчивые представления об эффективном управлении, но при этом и достаточно переменчивы, меняясь каждый раз с изменением условий жизни, требований, предъявляемых к социальному управлению.

Виды социального управления – с учетом характера управляющего воздействия в социальном управлении различают обычно два основных:

1) Государственное управление, осуществляемое государственными органами, которые в целях оказания управляющего воздействия используют преимущественно средства юридического характера;

2) Негосударственное управление, осуществляемое негосударственными органами, использующими в целях управляющего воздействия средства преимущественно юридического характера.

Структура социального  управления. Структура системы социального управления отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, взаимодействующих определенным образом и функционирующих в соответствии с заданной целью. Она может быть малоступенчатой и многоступенчатой, относится к одному из трех основных типов организационных структур – линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной).

Функции социального управления. Это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относят: анализ состояния, прогнозирование и принятия решений, целеполагание, планирование, организация, координирование и регулирование, стимулирование и обучение, контроль, учет. Каждая из функций управления является важной. При этом планирование обеспечивает основу для других функций и поэтому считается главнейшей. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение стратегических и тактических планов организации.

Функции управления – могут быть поняты и как устойчивая группа однородных по характеру и связанных между собой мероприятий, выполнение которых позволяет достичь частной (промежуточной) цели на пути к общей (конечной) цели. В функциях, их взаимосвязи и совокупности и проявляется вся технология, последовательность и динамика процесса управления.

Функции и структура управления являются двумя сторонами единого  целого – организации системы  социального управления и выступают  соответственно как содержание и  форма процесса управления. При этом функция первична по отношению к  структуре. Последняя нужна в  такой мере, и в таком виде, в каком она наилучшим образом  обеспечивает выполнение функции.

Основные стадии управленческого  цикла и их сущность. Целеполагание – это важнейшее отличие социального управления от других систем управления. Процедура выдвижения целей, их обоснования не однократный акт. Отсюда функция управления это непрерывный процесс, в котором кроме рутинных, алгоритмизированных процедур все большую роль играют нестандартные решения. Выполняются эти функции не произвольно, а во взаимосвязи с прочими. Таким образом, можно говорить о цикле управления. В общем видеон включает такие этапы:

  1. Формирование информационной базы;
  2. Всесторонний анализ информации для получения полноценной картины состояния системы;
  3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу и ряд промежуточных этапов. Разработка критериев оценки развития и эффективности принимаемых решений.
  4. Реализация управленческих решений.
  5. Контроль управленческих решений.

По своей сути первый и последний этапы совпадают. Благодаря этому социальное управление приобретает циклический характер.

Итак, суть социального управления может быть определено как практическая деятельность властных структур, содержанием  которой является обоснование социально  значимых целей, выработка соответствующих  управленческих решений, организация  деятельности социума, направленная на их достижение. Управление, понятое в социальном смысле многообразно. В широком смысле оно может пониматься в качестве механизма общественных связей.

 

4.Методы социального  управления и регулирования управленческих  отношений

Анализ как метод социального  управления. Анализ управленческой ситуации и среды. Прикладные методы социального  управления: экстраполяции, прогнозных сценариев и граф, моделирования. Управленческое проектирование. Методы социально-психологического воздействия. Способы управления и регулирования  отношений в организациях.

Методы социального управления – это способы или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации и контроля за их исполнением с целью изменения управляемой системы или придания ей нового состояния, повышения эффективности деятельности в осуществлении определенных задач.

Классификация методов социального  управления может быть следующей: методы анализа и диагностики управленческой ситуации, в том числе методы измерения  исполнения и диапазона руководства, прикладные методы, психологические  и социально-психологические методы управленческого воздействия. Особую группу составляют методы управления и регулирования отношений в  организации.

Управленческие отношения - это система взаимосвязей между субъектами управления. В их основе лежит заинтересованность одного субъекта в определенном функционировании другого субъекта, на основе вырабатываемых команд, заинтересованность второго субъекта вести себя соответственно управленческим командам первого для достижения своих целей, поддержания эффективного функционирования, развития и др.

Основные виды отношений в системе  управления (У.О.) можно представить  так: субординации; координации; внешние (связи и взаимодействия систем управления); внутренние (внутри системы в процессе управления); простые и сложные (по числу связей между субъектами и  объектом управления); постоянные и  временные. У.О. реализуется через  управление как вид социальной деятельности.

Эффективность У.О. зависит от их научной  обоснованности, так как они формируются  и развиваются под влиянием закономерностей  управления. Основными мотиваторами их осуществления выступают цели, поставленные в управлении.

Анализ как метод социального  управления. Анализ (от греч. разложение) - это метод научного и практического познания. Он основан на мысленном выделении и рассмотрении отдельных сторон, свойств частей чего-либо целого. Это обязательный элемент системного подхода к объекту исследования, наряду с синтезом и другими методами. Как метод социального управления широко используется в аналитической деятельности сотрудников органов управления. Позволяет мыслительно перерабатывать информацию (анализ обстановки, служебной деятельности и т. д.) результаты которого служат исходным пунктом организации и осуществления управления. Склонность к анализу – важнейшее и необходимое качество каждого руководителя и специалистов в области управления.

Анализ управленческой ситуации и среды. Понятие «управленческая ситуация» - производное от понятия «ситуация социальная» (от лат. положение, расположение). Это совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность. Ситуация - это обстоятельства, которые развиваются во времени и пространстве, которые имеют или могут иметь определенные последствия для управляемой системы и вынуждают субъекта управления данной системы принимать соответствующие решения. Анализ управленческой ситуации составляет необходимый элемент социального управления (место, время, носитель, степень сложности, масштаб, суть).

Классификация социальных ситуаций: объективные ситуации, субъективные ситуации. Типы социальных ситуаций: по отношению к существующему состоянию объекта – 1) интегрирующая ситуация и 2) дезинтегрирующая (конфликтная) ситуация; по отношению к будущему – перспективная, открывающая новые возможности развития или блокирующая развитие объекта.

Субъект управленческой деятельности должен анализировать не только объективную, но и собственную, субъективную социальную ситуацию. Также различают следующие типы социальных ситуаций: вынужденную, когда невыполнение определённых действий грозит отрицательными последствиями для субъекта управления, ипривлекательную, когда выполнение определённых действий поощряется; благоприятную и неблагоприятную (конфликтную и проч.), в том числе угрожающую.

Итак, в процессе социального управления существенное значение имеют специфические  ситуации положения самого субъекта управления или управленческие ситуации. В этом плане различают желательные ситуации и нежелательные, управляемые и неуправляемые. В ходе служебной деятельности управленцы решают различные задачи и проблемы. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов, отсутствуют знания и опыт их разрешения. Требуется тщательно изучать такую задачу для получения объема информации, необходимого и достаточного для выработки концептуальных подходов к ее решению, преодоления сложившейся (или возможной) негативной ситуации. Отсюдапроблемная ситуация – это вариант управленческих ситуаций. Она существует в действительности или это искусственно созданная экспериментальная ситуация, характеризующаяся наличием проблемы и требующая поиска путей ее решения.

Среда социального управления - это то социально-экономическое, политическое и прочее пространство в котором с большей или меньшей интенсивностью осуществляется управленческая деятельность. Различают внешнюю и внутреннюю среду управления. Внешняя среда управления - это совокупность экономических и политических субъектов, физических лиц взаимодействующих с системой и действующих за ее пределами, часть информационно-коммуникативного пространства, от структуры и содержания которого в большей или меньшей степени зависит успешность функционирования системы. Внутренняя среда управления – это сложившиеся отношения, определяющие характер, насыщенность и интенсивность информационно-коммуникативных формальных и неформальных связей и взаимодействий между подсистемами, а также между персоналом системы управления. Среда социального управления имеет собственные алгоритмы функционирования, «внутренние» цели. Она является относительно независимой от управляющей подсистемы и субъект управления должен достигать своих целей, несмотря на эту относительную независимость и с учётом ее.

Информация о работе Организация социологических исследований социально-экономических и политических процессов