Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:00, реферат
В управленческой практике часто обращаются к прикладной социологии. Социологические исследования позволяют с высокой точностью выявить проблемы в ходе СЭПП, а значит, облегчает предсказание динамики их развития и разработку практических рекомендаций. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу.
Нормативное прогнозирование: сущность и применение. Нормативное прогнозирование - проекция в будущее исходной модели в соответствии с заданными целями и нормами по заданным критериям. То есть этоподход, к разработке прогноза исходя из целей и стратегических ориентиров, которые ставит перед собой организация в прогнозируемом периоде. Часто применяется в том случае, когда не имеется требуемых исходных (исторических) данных.
Метод ПАТТЕРН - Помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки. Сочетаются несколько методов анализа, которые могут быть использованы и сами по себе. Здесь используют написание сценария и построение «дерева целей». Сценарий предполагает подробное описание проблемной ситуации, после чего устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующего положения вещей, будет постепенно развертываться будущее состояние объекта исследования. Основной принцип составления «дерева» состоит в преобразовании цели более высокого иерархического уровня в совокупность подцелей более низкого уровня. То есть все цели выстраиваются в строгой логической последовательности, и каждая большая цель разбивается на более мелкие подцели.
Применение экспертных методов в практике управления – сложная задача, так как участие экспертов в решении дел по управлению обществом увеличивается, а учет их рекомендаций и предложений далеко не всегда реализуется управленцами.
Итак, экспертные оценки по своей сути субъективны, но поскольку основу каждого суждения составляют вполне определенная информация, накопленный опыт, результаты анализа объективной действительности, предполагается, что суждения не будут слишком противоречивыми. К тому же, различия могут быть преодолены путем взаимной коррекции мнений, произведенной с учетом дополнительных сведений, полученных от других экспертов. При увеличении количества объективной информации, как правило, повышается степень адекватности выдвигаемых гипотез и их использования в исследовании социально-экономических и политических процессов.
Для проведения научного исследования СЭП с целью их рационального управления, регулирования необходимо владение методологией, исследовательскими приемами и методами.
Метод (научный): сущность и назначение. Это совокупность основных способов получения новых знаний для решения задач. В широком смысле – это способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний. В узком смысле – это регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого характера.
Метод исследования: понятие, разновидности. Это совокупность способов и приемов изучения интересующего объекта, довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента. Выбор методик исследования - одна из важных и трудных задач. Используемые методы и методики должны позволить достижение цели исследования (теоретической, прикладной). Отметим не только наличие большого количества методов вообще, но и разновидности одного и того же метода «внутри себя». Так у метода наблюдения это могут быть хронометраж, затрат времени и проч.
Специфика исследования социально-экономических процессов. СЭП - это совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменений её параметров на том или ином уровне хозяйствования.
Общенаучные методы в исследованиях
социально-экономических
Метод абстрагирования - используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и др. характеристик, не существенных в данном случае. Одновременно зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи.
Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ – анализ себестоимости по элементам затрат), так и в целом (синтез – сумма всех затрат). Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования.
Индукция и дедукция – это два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Индукция - движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу. Рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Так, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).
Конкретно-научные методы в исследовании социально-экономических процессов (статистические, социологические и т.д.). В социологии – это методы сбора информации: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п. Статистические методы (корреляции и проч.) позволяют изучать экономическую конъюнктуру, деловую активность, эффективность трудовой деятельности и проч. Они предполагают получение должного объёма и качества материала позволяющего оценить ситуацию, спрогнозировать ее развитие, принять соответствующее управленческое решение. Конкретно научные методы не оторваны от общенаучных методов, тесно связаны с ними. Однако естественно включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов.
Теоретические обоснования социометрических исследований. Для управления это возможность регулирования социальных отношений в обществе на микроуровне с последующим разрешением вопросов социального спокойствия на макроуровне.
Сущность социометрии. С прикладной точки зрения это метод исследования малых групп, коллективов и организаций, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.
Автор социометрии Дж. Морено трактовал ее как набор изучающих диагностических методик. Он считал, чтоглавная задача социометрического опроса сделать так, чтобы все жили в окружении симпатичных и симпатизирующих им людей. То есть проблемы в обществе могут быть решены путём перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.
В ходе социометрических измерений анализируются в частности, интерактивные контакты в малых группах (семья, производственный коллектив и т.д.).
Исследователи исходят из того, что
вместе с официальной (формальной) структурой
взаимодействия в коллективе, которая
отражает рациональную, нормативную, обязательную
сторону, социальных отношений, есть всегда
и структура не формального порядка.
Такого рода структура формируется
как система межличностных
Неформальные отношения в
Социометрия позволяет адекватно выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, рейтингов; позволяет выявить степень проекции структуры неформального общения на систему формальных, деловых отношений.
Цель – изучение неофициального компонента социальной группы.
Основные требования к проведению. Проводить следует в коллективах имеющих некоторый опыт совместной деятельности (не менее 6 месяцев), независимым по отношению к группе (организации) исследователем. Соблюдать этические нормы (сохранение конфиденциальности информации и т.д.).
Проводить следует в виде опроса по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности.
Подготовительный период: разработка программы исследования. Начало – разминка, (вступление в контакт с группой, знакомство с её членами). Члены группы должны чётко знать, что исследуется и в интересах кого. Оптимальное количество членов обследуемой группы 8-9 человек (иногда указывают 10-15 человек). Задаваемые вопросы должны представлять собой критерий на основании, которого осуществляется личный выбор. Содержание критерия должно быть ясным и понятным для всех членов коллектива.
Объект исследования - малая (контактная) группа. Предмет – социометрическая структура группы, социометрический статус члена группы. Проводится групповым методом. Время - до 15 минут.
Процедура может носить параметрический (
Выбор – единица анализа и измерения; установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы. В социометрическом опросе фиксируются различные виды выбора.
Социометрический критерий (
Инструментарии исследования.
Социоматрицы – таблица с помощью, которой анализируются результаты социометрического опроса. Они формируются, после того как социометрические карточки уже заполнены и собраны. На основе анализа данных находящихся в социоматрицах происходит математическая обработка материала.
Социометрические критерии (кат
Положительные и отрицательные
выборы (единицы анализа и измерения). Осуществляются
по отношению к конкретной содержательной
деятельности. Положительные кр
Индивидуальные и групповые индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Наиболее важные - эмоциональной экспансивности и психологической взаимности, помогают определить уровень интегрированности и сплочённости группы.
Социограмма - способ представления межличностных и межгрупповых отношений в виде графа (системы связей между точками, каждой из которых соответствует определённый индивид или социальная группа). Позволяет количественно описать структуру и динамику отношений в социальной общности, выделить в ней оси, элементы (например, «рабочие группы»), определить положение этих групп и индивидов в структуре. Разновидностей социограмм достаточно много: «мишень» (исходя из статуса, группировок и др.).
Локограммы – специфический вид графического отражения связей внутри группы с указанием конкретного локуса опрашиваемого (например, рабочего местоположения в офисе).
Социометрия как инструмент формирования социальных групп. Метод первоначально предполагал выяснение эмоциональных «притяжений» и «отталкиваний» между людьми. Это учитывалось при формировании групп. Групповой терапии и прочие недостатки такой версии это исключительная ориентация на эмоциональные отношения, поверхностный анализ межличностных отношений. Сейчас разработка и использование социометрических методов, направлена на исследование межличностных отношений различного содержания. Изучаются как формальные отношения, так и неформальные, не только эмоциональные, но рациональные, деловые и ролевые – через восприятие и оценку этих отношений участниками.
Ограниченность социометрии – в первую очередь связана с тем, что фиксируется не объективные отношения, а их отображения в сознании носителей. Кроме того, затруднено использование социометрии на больших объектах. Этические ограничения – недопустимость использования её результатов, касающиеся отдельного индивида. При всём этом социометрия не является способом разрешения внутригрупповых проблем.
Итак, социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений в целях их изменения, оптимизации. С помощью социометрии возможно: устанавливать типологию отношений, (впоследствии менять местами лидеров и аутсайдеров), судить о социально-психологической совместимости членов коллектива, определять устойчивость группы по отношению к внутренним и внешним конфликтам, способность к управляемости и исследовать некоторые прочие важные вопросы.
Предмет: Социология управления
Управленческая деятельность. Деятельность – форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта. Управление – это процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на кого-либо (чего–либо) с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения или действия, осуществляемого в рамках определенной системы отношений, именуемыхсистемой управления.