Организация социологических исследований социально-экономических и политических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

В управленческой практике часто обращаются к прикладной социологии. Социологические исследования позволяют с высокой точностью выявить проблемы в ходе СЭПП, а значит, облегчает предсказание динамики их развития и разработку практических рекомендаций. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу.

Работа содержит 1 файл

исэпп.docx

— 67.79 Кб (Скачать)

Предмет: Исследование социально-экономических  и политических процессов

  1. 1. Организация социологических исследований социально-экономических и политических процессов

В управленческой практике часто обращаются к прикладной социологии. Социологические  исследования позволяют с высокой  точностью выявить проблемы в  ходе СЭПП, а значит, облегчает предсказание динамики их развития и разработку практических рекомендаций. Необходимо обеспечить надежную теоретическую  основу исследования, продумать его  общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую  группу. Большое значение имеет организационное  и материально - техническое обеспечение  и готовность к оперативному решению  вопросов.

Этапы социологического исследования:

- подготовительный; уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

- полевой; сбор первичной информации - это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в домах.

- подготовки к обработке информации. Он связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Полученная в ходе полевых работ информация - первичная. Она нуждается в трансформировании во вторичную информацию (таблицы, графики и проч.), то есть ее превращение в удобную для последующего анализа.

- заключительный этап - анализ информации и подготовка итоговых документов исследования. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия и т.д. Оформляются результаты исследования. Главным инструментом социологического анализа является статистика и использование ЭВМ

Итоги работы выливаются в  служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации.

Подготовка исследования обязательно  предполагает разработку основных документов: программы, рабочего класса и вспомогательных  документов. Программа состоит из двух частей – методологической и методической.Методологическая часть - включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, объекта и предмета, формулировку гипотез и задач.

Методическая часть включает- характеристику используемых методов сбора, логическую структуру инструментария и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

В программе обосновывается необходимость  использования конкретных методов  сбора информации (анкетирования, интервьюирования, наблюдения и др.).

В программе определяется, какая  проблема будет исследоваться. Социальная проблема – это созданная жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно.

Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через свою реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные, ориентированные на выявление сущности проблемы и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика и других факторов.

Объект исследования – это реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Объект исследования имеет такие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности).

Предмет – это стороны, свойства объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае.

Гипотеза исследования. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

Объем выборки – она должна с максимальной точностью соответствовать генеральной совокупности. Отбор респондентов осуществляется по специальным формулам и методикам. Наиболее точным является метод квотной выборки.

Вид исследования. Вид социологического исследования обуславливается его характером, целями и задачами. Исходя из этих критериев различают следующие виды: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид. В его ходе решаются ограниченные по своему содержанию задачи, но могут формироваться и новые гипотезы и собираться оперативные социологические данные. Обследуемая совокупность редко превышает 50 – 100 человек.

Экспресс – опрос - разновидность разведывательного исследования. Цель – получение отдельных, особо интересующих исследователя сведений.

Анкетный опрос (опрос-интервью) – относительно простой; используют для сбора первичной социологической информации. Это позволяет получить данные в короткие сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид конкретно – социологического анализа. По своим целям и задачам предполагает получение данных дающих относительно целостное представление об изучаемых явлениях. Проводится по полной программе. Объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Необходимо выделение и изучение относительно однородных групп, что позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование – углубленный вид социологического исследования. Его цель не только описание структурных элементов, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают характер, распространенность, остроту и др. Подготовка к нему требуют большего времени, характер исследования - комплексный. Аналитическое исследование имеет большую практическую ценность.

Социальный эксперимент - разновидность аналитического вида исследования. Особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новую черту и свойства.

Точечное и повторное  исследования различают от того, изучается предмет в статике или в динамике. Точечное исследование отражает моментальный срез характеристик объекта.

Повторные исследования: трендовые, панельные и лонгитюдные.

Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу – когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).

Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – сохранение выборки от одного исследования до другого.

Если аспекты повторного исследования выбираются с учетом развития в течение  длительного времени изучаемой  совокупности, то это лонгитюдное исследование.

Социальный мониторинг проводится во время всех исследований -осуществляется создание программ и данных при помощи ЭВМ.

Специфика проведения теоретико-прикладного  исследования. Реализуется, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы. При этом должны быть предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки крупной социальной проблемы.

Специфика организации  прикладного исследования. Граница, разделяющая теоретико-прикладное и прикладное исследования, определяется от основной цели. В теоретико-прикладном исследовании социальный заказ -общественная потребность, требующая изучения и удовлетворения. В прикладном исследовании есть конкретный заказчик, управленческий орган, заинтересованный в помощи исследователей.

Теоретически ориентированное  исследование, направленное на анализ актуальных общественных проблем, не менее практично, чем прикладное. Результатами являются обнаружение взаимосвязей и тенденций в развитии социальных процессов, оценка условий, способствующих или, напротив, препятствующих разрешению конфликтов и т. д. Практическая составляющая такого исследования в том, что углубленное понимание социальных проблем позволяет обществу лучше ориентироваться в социальном пространстве и действовать. Практичность прикладного исследования - в его устремленности на решение социальных проблем в их конкретике. Завершается детальной проработкой управленческих решений и, в конечном счете - внедрением в практику социальных нововведений. Их основные особенности.

1) четко определен объект и  неявно предмет. Предмет изучения  зависит здесь от общей социальной  ситуации на данном объекте  и тех особых проблем, с которыми  сталкиваются принимающие решения.

2) Время на проведение теоретико-прикладных  исследований рассчитывается с  учетом сложности и значимости  изучаемых проблем. В прикладном  исследовании, поставленные задачи, их решение должно быть найдено  в сроки, устанавливаемые заказчиком.

3) Положение исследователя в  прикладном исследовании облегчается  тем, что ему предстоит изучать  типичные социальные проблемы  и процессы, которые в другое  время и в другом месте уже  были предметом теоретико-прикладного  или прикладных исследований. Поэтому  целесообразно воспользоваться  уже разработанными методиками. В теоретико-прикладном исследовании, напротив, оригинальность программы, нестандартность методик сбора первичных данных и логики их анализа.

4) выполняя оплачиваемый заказ,  исследователь, концентрирует внимание  на практическом решении определенных  проблем, а глубина их теоретического  осмысления в собственно социологических  категориях отступает на второй  план..

5) В прикладном исследовании  порядок действий, этапы работы  определяются логикой практического  использования информации для  управленческих решений; в теоретико-прикладном  поиске это, прежде всего логика  осмысления социальных процессов,  а затем практического приложения  добытых знаний.

6) Результат теоретико-прикладного  исследования - научная публикация, а прикладного - рабочий документ, где содержится минимум сведений  о состоянии объекта и найденных  взаимосвязях, максимум - о способах  реализации предлагаемых решений.

 

  1. 2. Экспертные методы изучения социально-экономических процессов

Общие основания и особенности  экспертных исследований.

В управленческой практике при принятии решений возникают различного рода особые сложности решение которых при возможности поручается экспертам.

В ходе метода экспертных оценок происходит опрос компетентных лиц, специалистов в определённых областях знаний или официальных представителей. Специалисты высказывают мнение о возможных решениях проблем. Оценивается различного рода информация с помощью специальных логических и математических приёмов. Работа ведётся с информацией по имеющимся в обществе проблемам. Информация специалистами м.б. структурирована или хотя бы слабо структурирована. Но возможна ситуация когда информация не может быть структурирована в принципе (последний вариант иногда имеет в управленческой практике название «проклятые проблемы»). В последнем варианте мнение экспертов представляется особенно важным. Экспертные методы – способы решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций познания действительности.

Область применения экспертных оценок:

- составление перечня возможных  событий в различных областях  за определённый промежуток времени;

- определение наиболее вероятных  интервалов времени совершения  событий;

- определение целей и задач  управления с упорядочением их  по степени важности;

Метод экспертной оценки – это опрос экспертов, т.е. высококлассных специалистов. Эксперты анализируют возможное развитие проблемной ситуации с количественной или качественной оценкой уровня достоверности.

Подготовка и проведение экспертизы. Основные этапы экспертного опроса: 1) подбор специалистов; 2) разработка методики проведения опроса; 3) непосредственное проведение опроса, и выбор метода обработки данных; 4) обработка и оформление результатов опроса.

Для подготовки экспертизы должна быть сформирована группа специалистов-организаторов. Её задачи: постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, основных этапов; разработка процедуры экспертизы; отбор экспертов, проверка их компетентности формирование групп экспертов; проведение опроса и согласование оценок; преобразование полученной деятельности. Группа состоит из 5-7 человек, специалистов по данной проблеме, а также специалистов по экспертным методам (социологов, психологов, программистов).

Характерные черты экспертов: компетентность, креативность, аналитичность, прагматизм, конструктивность мышления, коллективизм, самокритичность, независимость. Учитывается также уровень общей эрудиции, наличие практического и исследовательского опыта по рассматриваемой проблеме.

Индивидуальный и групповой (коллективный) варианты опроса экспертов - это прогнозные методы интуитивного порядка. К первым из вышеуказанных относят: интервью (суждения в ходе беседы по определённым вопросам), аналитические записки, метод построения сценариев. Ко вторым: мозговую атаку, метод комиссий (выявление единого коллективного мнения в результате определённых компромиссов; непосредственный обмен мнениями), метод Дельфи, дерево целей, матричный метод. По ряду параметров групповые оценки надёжнее индивидуальных.

Метод Дельфи. Процедура может быть рассмотрена в виде специфических циклов «мозговой атаки». Особенность – специалисты не могут непосредственно визуально и вербально общаться. В классическом виде – проводится в четыре тура, между которыми интервал в два месяца. Результаты каждого тура обрабатываются статистическими методами с целью определения среднего и крайних мнений по исследуемой проблеме. Статистические методы являются критерием точности групповой экспертизы. Среди негативных сторон метода Дельфи: большие временные и финансовые затраты, часто отсутствие реальной картины развития процессов на длительный период, необходимость неоднократного пересмотра экспертами своих ответов может вызвать у них отрицательную реакцию.

Информация о работе Организация социологических исследований социально-экономических и политических процессов