Организация рациональной технологической планировки торговых залов магазинов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Практическая часть.
В соответствии с исходными данными (см. ниже) рассчитать общую площадь склада торгового предприятия (в том числе и холодильника для хранения скоропортящихся грузов), составить перечень необходимого технологического оборудования с описанием его технических характеристик. Склад капитальный, одноэтажный, высотой 6 м. Товары (грузы) в мешках сформированы в пакеты на плоских поддонах. В качестве условного поддона следует принимать поддон размером 800×1200 мм с высотой укладки товара 1050 мм. Полная высота товарного пакета – 1200 м, объем товара в условном поддоне – 1 м3.

Содержание

Введение……………………………….

Глава 1.

1.1

1.2

Глава 2.

2.1

2.2

Глава 3.

3.1

3.2

Практическая часть……………………………………….

Заключение………………………………..

Список литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

курсач отпп готовый.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     По  капитальности сооружения торговые здания и сооружения подразделяют на два вида – капитальные и облегчённые. Капитальные – представляют собой строительные системы, имеющие замкнутый объём, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединённые к инженерным коммуникациям. Они служат для размещения магазинов. Облегчённые – для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

     В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроено-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие  здания специально предназначены для магазинов. Встроено – пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоках. Торговые комплексы – это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг.

     В зависимости от особенностей объёмно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные и здания с подвальными  помещениями.

     По  материалу стен и конструктивных элементов торговые здания делят  на: кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

     Согласно  ГОСТ Р 50-99 в магазинах всех типов  должны обеспечиваться безопасность жизни  и здоровья потребителей и сохранность  их имущества при условии соблюдения правил продажи товаров, утверждённых Постановлениями Правительства РФ.

     Здания  и сооружения, в которых размещают  магазины, должны отвечать ряду требований:

  • технологических;
  • архитектурно-строительных;
  • экономических;
  • противопожарных;
  • санитарно-гигиенических;
  • требования зоны для посетителей и т.д.

     Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создаёт возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи. С учётом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

     Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

     Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей и это должно обеспечивать необходимую эффективность капитальных вложений на развитие розничной торговли и оптимальный уровень дохода.

     Что касается противопожарных требований, то основными нормативно-правовыми документами, устанавливающими их, являются Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93,утверждённые Приказом МВД РФ от 14 декабря 1993 года № 536, и Приказ МВД РФ от 1 июля 1996 года « Пожарная охрана предприятий. Общие требования НПБ201-96». Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, и пожарную сигнализацию обеспечивающие нормальный режим работы в ночное время на всей территории магазина.

     Санитарно-гигиенические  требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации и сбора мусора для этого устанавливают контейнеры, мусоросборники с крышками. Как правило, предприятия торговли для решения задач уборки и содержания в надлежащей чистоте прилегающей территории заключают договоры на обслуживание с соответствующими службами муниципальных образований. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине.

     Зона  для посетителей предусматривает  наличие нескольких подзон: подхода  и ознакомления с витринами; паркинга индивидуального транспорта и отдыха. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройства у магазинов специальных стояночных площадок.

     Магазин должен иметь вывеску с указанием  фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса и прилегающая к магазину территория должна быть освещена в вечернее время по СН и П 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

     Также немаловажной частью торгового предприятия  является витрина, которая должна отвечать правилам техники безопасности, санитарным нормам, установленным для предприятий соответствующего типа и оформляться декоративными и рекламно-художестввенными элементами. Оформление витрины товарной продукцией, раскрывающий вид данного предприятия, соответствующей его фирменному названию и предлагаемой для реализации в данном месте.

     Часть площади торгового зала отводится  под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, на примере в таблице 1 показано какой должна быть ширина проходов в торговом зале.  

     Таблица 1 Ширина проходов между  оборудованием в  торговых залах магазинов

Расположение проходов Ширина, м
Между прилавками для хранения личных вещей  покупателей и стеной (проход для  покупателей в торговый зал) 1,7
Между параллельно расположенными островными горками 1,4
Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием 1,6
Между кассовыми прилавками обслуживания и установленными параллельно им горкам 2,0
Между кабинами контролёров-кассиров 0,6
Между кассовыми кабинами и торцами  островных горок 2,0
При доставке товаров в торговый зал  с использованием подъёмно-транспортного оборудования ширина проходов увеличивается до 2,3
 

     Немаловажным  требованием является площадь предприятия. В таблице 2 указаны минимальные  площади помещений для оказания услуг покупателям для всех типов  предприятий. 

     Таблица 2 Площади для оказания услуг покупателям в магазинах (кроме услуги реализации товаров)

№ п/п Виды услуг Площадь, м2.
1. Приёмки и исполнение заказов на товары, в том числе  комплектование подарочных наборов 12
2. Приём стеклопосуды 18
3. Организация приёма заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретённых в различных отделах магазина 6
4. Консультация  продавцов-консультантов, диетологов, косметологов и других специалистов при продаже товаров покупателям 6
5. Аудио-видеозаписи, их прослушивание и просмотр 6
6. Раскройка тканей 12
7. Мелкая переделка  швейных изделий, купленных в  магазине 8
8. Растяжка обуви и головных уборов 6
9. Нарезка стекла 18
10. Пункт приёма заказов  на изготовление кино –и фото- продукции 3
11. Выполнение заказов на изготовление кино- и фото- продукции 6
12. Проведение  рекламных презентаций товаров (продовольственных  с дегустацией) 18
13. Гравировка  изделий 3
14. Бюро обслуживания покупателей: доставка товаров на дом; приём на хранение вещей и продуктов; упаковка товаров, приобретённых в различных отдела магазина; заказ такси; справочное бюро 7
15. Предоставление  услуг комнаты матери и ребёнка (при наличии комплекса товаров  для детей) 15
16. Организация мест отдыха покупателей 10
17. Хранение купленных товаров покупателей ( сумок, колясок) 10
 

     В торговых предприятиях запрещается:

  • проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговом зале;
  • устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и других целей;
  • размещать игровые аппараты и торговать на площадках лестничных клеток;
  • хранить более 15 000 аэрозольных упаковок.

     Общим условием для всех торговых предприятий  является то, что временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров в торговых залах и на путях эвакуации не допускается. 
 
 
 
 

Глава 2. Технология планировки торгового объекта, эффективность используемых площадей.

2.1 Активизация товара  предложения с  помощью современных  технологий в торговом  объекте 

     Одной из важных составляющих концепции торгового объекта является технологическая планировка, т.е., совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции торгового объекта, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей. Кстати, эффективность вовсе не предполагает, чтобы каждый метр торговых или вспомогательных помещений торгового объекта был занят оборудованием или товаром. Рациональное использование площадей торгового предприятия означает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию. Задача заключается в том, чтобы заставить работать каждый метр площади с наибольшей отдачей.

     Для разгрузки транспортных средств в торгового обекта оборудованы специальные места. Помещение для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров имеет кратчайшее расстояние с торговым залом. Помещение для хранения оснащены соответствующим технологическим требованием – стеллажами, подтоварниками.

     В торговом зале вся площадь по функциональному назначению делится на установочную (предназначенную для размещения оборудования), расчётно-кассовую, для движения покупателей (проходы), для выкладки товара, для работы продавцов и др.

     Особое значение имеет установочная площадь. Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

     Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала. Оптимальная величина Ку в торговых обектах самообслуживания составляет 0,3-0,92; в универмагах — 0,29; в торговых обектах по реализации обуви — 0,33; одежды — 0,28; хозтоваров — 0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. А для традиционных методов продажи то есть через прилавок Ку составляет в среднем 0.15. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала. Для определения коэффициента выставочной площади исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, панелей), на которых могут, выложены товары.

     Главным образом продвижением товара с помощью современных технологий продаж является мерчендайзинг. Название мерчендайзинга (merchandising) идет от английского merchandise - торговать, окончание -ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как важное средство коммуникаций. Планировка торгового обекта является одним из основных элементов мерчендайзинга. При ее разработке важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие - размещение торгового оборудования, его виды, подъемы уровня пола, оригинальный рисунок пола, наклонные переходы, информационные дисплеи, витражи, освещение, запахи, звуковой фон и тому подобное. Также для мерчендайзинга склона выкладка товара, т.е. товар выкладывается по линейки сортов, марок, стоимости и т.д. Так например, компания «Кока-Кола», предоставив холодильник, следит, чтоб на полках холодильника стояла только их продукция, чтобы «железные» банки стояли вверху, а стальные по мере объема. Также поступает «стар дистребьюшн компани». Специально приезжает мерчендайзер и проверяет всю линейку пива, следит за состоянием используемого оборудования и развешивает различные рекламные вывески. Качественное продвижение товара просто не может обойтись без современного торгового оборудования. Холодильники – витрины в то же время охлаждают товар, не давая ему испортиться, и дают покупателю посмотреть на товар. В крупных магазинах самообслуживание сейчас стали часто использоваться холодильники – витрины без стеклянных крышек, т.е. спокойно можно взять товар, не открывая при этом чего, а товар находится в холоде. Конечно, в жаркую погоду приходится все-таки закрывать такие холодильники, так как холодильник не «справляется». Так же используется холодильники для напитков и пива со стеклянной дверцей, где очень хорошо видна вся продукция. Верхняя полка пристенной горки освещается, что придает «яркость» продаваемого товара. В основном на этой полке находятся вино-водочные изделия.

Информация о работе Организация рациональной технологической планировки торговых залов магазинов