Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 01:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.
Таблица№1:Структурная модель спроса, млн. рубНа основе
Структурную модель спроса можно определить средние годовые расходы на одного члена семьи на продукцию общественного питания.Зная численность населения и средние расходы на продукцию общественного питания на одного члена семьи, можно рассчитать спрос на продукцию общественного питания.Использование структурной модели спроса основывается на том, что влияние денежных доходов на величину спроса во времени аналогично его влиянию в статике, поэтому при переходе населения из одной группы в другую по размеру среднедушевых доходов спрос этой группы в планируемом году будет таким же, как у населения с этим размером доходов в базисном году.Из данных выборочного бюджетного обследования видно, что с повышением уровня среднедушевых доходов расходы на продукцию общественного питания увеличиваются в 8,8 до 15% (таблица 2).
Таблица№2.Расходы на общественное питание в семьях рабочих и служащих
Группа семей по среднедушевым доходам | Удельный вес семьи в их общей совокупности, % | Расходы на общественное питание, %, ко всем расходам на питание ,% |
1 | 11,2 | 8,8 |
2 | 15,7 | 9,0 |
3 | 18,7 | 9,4 |
4 | 28,9 | 9,3 |
5 | 15,5 | 12,5 |
6 | 10,0 | 15,0 |
Если в планируемом
году возрастет среднедушевой доход
членов семьи, то соответственно возрастет
и среднедушевой расход на продукцию
общественного питания. Средний
удельный вес расходов на продукцию
общественного питания будет
равен 10,28% ((8,8*11,2+9*15,7+9,4*18,7+9,
Этот метод
отражает спрос на всего
При прогнозировании
спроса на ближайшую
При прогнозировании спроса используется метод с расчетом коэффициента эластичности.Зависимость спроса на продукцию и услуги предприятия питания от уровня цен, денежных доходов населения или других факторов может быть выявлена на основе изучения эластичности спроса. Под эластичностью спроса понимается его способность изменяться под влиянием факторов. Изменение спроса, то есть его эластичность, может быть количественно выражено путем исчисления коэффициента эластичности, который представляет собой отношение сравнительного изменения спроса на продукцию общественного питания к сравнительному изменению
определяющего
фактора. Этот коэффициент показывает,
на сколько процентов изменится
спрос на продукцию общественного
питания при изменении
где y – среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания, млн. руб.;
- прирост (изменение)
среднедушевого спроса на
x - среднедушевой размер денежных доходов, млн. руб.;
- прирост (изменение) среднедушевого дохода, млн. руб.
Темп прироста
среднедушевого размера спроса
на продукцию общественного
ТП = Кэ ТПх,
где ТПх – темп прироста среднедушевого размера денежных доходов в планируемом году, %.
Затем рассчитывается
среднедушевой размер спроса на продукцию
общественного питания в
СДСпр = СДСотч (100 + ТПс ) : 100 ,
где СДСпр - среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в прогнозируемом периоде, млн. руб.;
СДСотч – среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в отчетном году, млн. руб.
Общий объем
спроса на продукцию
региону в прогнозируемом периоде (млн. руб.) определяется так:
Спр = СДСпр Чпр,
где Чпр – численность населения в прогнозируемом году, тыс. чел.
Таблица№3.Данные расчета коэффициента эластичности
Показатель | Условные обозначения | Базисный год, млн. руб. | Отчетный год, млн. руб. |
Среднедушевой размер денежных доходов | x | 80 | 99,3 |
Прирост среднедушевого размера денежных доходов | - | 19,3 | |
Среднедушевой размер расходов на продукцию ОП | y | 2,4 | 5 |
Прирост среднедушевого размера расходов на продукцию ОП | - | 2,6 |
Кэ = : = 4,49.
Это значит, что при увеличении среднедушевых доходов на 1% спрос на продукцию ОП возрастет на 4,5%.Известно, что среднедушевые доходы населения региона увеличатся в планируемом году на 37%, а численность населения составит 600 тыс. чел. Тогда темп прироста среднедушевого размере спроса на продукцию общественного питания в планируемом году составит 166,5% (4,5*37). Среднедушевой размер спроса на продукцию ОП в планируемом году будет равен 13,3 млн. руб.(5*2,665), а общий объем спроса на продукцию общественного питания по региону в планируемом году определен в размере 7980 млрд. руб. (13,3*600000).
При прогнозировании
спроса на продукцию ОП
3.2 Прогнозирование валового дохода
Предприятие
питания за оказываемые им
услуги по производству, реализации
и организации потребления
Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключается в следующем:
· валовой доход является источником формирования прибыли;
· за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения;
· валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;
· за счет валового дохода формируются различные бюджетные фонды;
· за чет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.
Валовой доход
предприятия питания
Ув.д. = ВД : ВТ 100,
где ВД – сумма валового дохода;
ВТ – валовой товарооборот.
На предприятия
питания рекомендуется
Расчет уровня
валового дохода по продукции
собственного производства
Ув.д.(п.с.п.) = ,
где Ав.д. – соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покупным товара, %;
Дп.с.п. – доля собственной продукции в товарообороте (базисная),%.
Уровень валового
дохода по покупным товарам
можно рассчитать следующим
Ув.д.(п.т.) = Ув.д.(п.с.п.) : Ав.д.
За счет
валового дохода предприятия
питания уплачивают акцизы, НДС,
производят отчисления в
ЧВД = ВД – ОС – А – БФ,
где ЧВД – чистый валовой доход, млн. руб.;
ОС – отчисления на пополнение оборотных средств, млн. руб.;
А – акцизный налог;
БФ – отчисления в бюджетные фонды.
Уровень чистого
валового дохода находится
Уч.в.д. = ЧВД : ВТ 100.
Цель научно
обоснованного прогноза
Для прогнозирования валового дохода используются следующие методы:
v метод прямого расчета;
v расчетно–аналитический;
v экономико-статистические;
v на основе прогнозируемой величины прибыли.
Метод прямого
расчета. На первом этапе
На втором этапе, зная структуру расходуемого сырья по видам продуктов, нормы надбавок и наценок по каждому виду сырья рассчитывается сумма надбавок и наценок. Общая сумма валового дохода определяется суммированием надбавок, наценок по всем товарным группам. Уровень валового дохода будет равен отношению суммы валового дохода к общему объему валового товарооборота в продажных ценах (то есть к стоимости сырья и товаров по розничным ценам плюс сумма наценок).
Информация о работе Организация прогнозирования и планирования предприятия общественного питания