Организация прогностического процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы государственного прогнозирования и программирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
* значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
* анализ основных показателей государственного прогнозирования;
* основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ
1.1.Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ………………………………………………………………………..……….5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса……………………………………………………………………..….10
2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития……………………………………….................................................…14
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка………………………………………………………………….…………20
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ…………………………………….………………………………..……….…23
3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ………………………………………………………………………………....28
3.1. Прогнозные расчёты показателей социального развития……..………………………………………………………………..…..30
Заключение……………………………………………………………….………36
Список использованной литературы…………………………………………………………..……..….….38

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

    Рост ВВП за год достигает  7%; инвестиции в основной капитал  и прямые иностранные инвестиции  также демонстрируют впечатляющие темпы роста.          Экономический рост по-прежнему сосредоточен, в основном, в неторгуемых секторах экономики, которые получили преимущества в результате сильного рубля. Однако стагнация производства и необходимость больших инвестиций в топливно-энергетическом комплексе, как и быстро растущий внутренний спрос вызывают все большее беспокойство, в то время как более высокие, чем ожидалось, темпы инфляции в начале года вызвали обсуждение в Правительстве и Центральном Банке нового пакета антиинфляционных мер.[10]

   Значительный профицит счета  текущий операций, наконец, начал  сокращаться, после того, как цены  на нефть стабилизировались. Несмотря  на это, увеличение сальдо счета  операций с капиталом и финансовыми  инструментами несколько компенсировало  снижение профицита счета текущих операций, что способствовало продолжению накопления валютных резервов, хотя и более медленными темпами. Быстрый рост денежной массы и увеличение расходов федерального бюджета в 2006 году в значительной степени были поглощены более быстрым, чем ожидалось, ростом экономики. Инфляция существенно замедлилась во втором полугодии.  

2009

   В России сохраняются высокие  темпы экономического роста. В  первом полугодии рост ВВП  составил 7,9 процентов, а за весь 2009 г. рост ВВП превысил 8%. Ускорение роста производства было связано с быстро растущим внутренним спросом и с увеличением потребления домохозяйств и ростом инвестиций. Отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП объясняется продолжающимся укреплением рубля, что делает российский экспорт более дорогим на внешних рынках, а импорт более дешевым для внутреннего потребителя.[9]

   Российское правительство одобрило  и внесло в Государственную  Думу первый трехлетний бюджет, что является важным шагом  в увеличении сроков бюджетного  планирования. Кроме того, изменены правила управления сверхдоходами от реализации нефти и газа. В соответствии с новыми правилами Стабилизационный фонд разделяется на Резервный фонд, призванный защитить бюджет от колебаний цен на нефть, и Фонд будущих поколений, средства которого будут инвестированы в долгосрочные активы.

    Самым же заметным событием 2009 года в I квартале в денежно-кредитной сфере стал существенный рост инфляции.

Таблица 1

Инфляция 2009г. (в %) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ таблице показывает, что темпы инфляции увеличившись в Iквартале до 14% к апрелю уже снизились до 12,9% и оставались на уровне почти до конца года.  Начиная с сентября темпы инфляции снизились, достигнув 10,3%, что показывает положительную динамику. 

    В связи с тем, что экономика растет на пределе своего потенциала, а также в условиях высоких цен на энергоресурсы и большого притока иностранного капитала, перед Россией стоят две серьезные проблемы: продолжающееся инфляционное давление и укрепление обменного курса рубля. 
 
 

2010

   Сегодняшние темпы экономического роста в России превышают их долгосрочный тренд, несмотря на ухудшение ситуации в мировой экономике. В 2009 г. темпы экономического роста достигли 8,1 % благодаря высоким ценам на нефть, активному внутреннему спросу и благоприятным базовым макроэкономическим условиям. В соответствии с предварительными данными, в I квартале этого года реальный рост ВВП даже ускорился до 8,7 %, а промышленное производство продолжало расти такими же темпами, как и в 2009 г. - 6,9 % за первые четыре месяца.[9]

   Установленный на год плановый  показатель инфляции в 10,5%, по  заявлению Минфина, можно выполнить,  уповая на снижение темпов  инфляции во втором полугодии.  Между тем, по оценкам большинства  независимых экспертов, инфляция  в текущем году будет не меньше, чем в прошлом - 11,9%, а возможно и больше. [10]

    Таким образом, совокупность факторов, включающих неослабевающую инфляцию, повышение степени загруженности  производственных мощностей и  опережающий рост реальной заработной  платы по сравнению с ростом производительности труда, позволяет сделать вывод о перегреве экономики, то есть о том, что совокупный спрос опережает долгосрочные производственные возможности экономики. Снижение инфляции и активизация работы над незавершенными структурными реформами стоят в числе первоочередных задач нового российского правительства. 

Прогноз

   Правительство России утвердило  прогноз социально-экономического  развития страны на 2010-2012 года, который  большинство независимых экономистов  считают слишком оптимистичным; далее приведены основные его пункты:

1)Прогноз  по инфляции на 2011г. - 6-7%, на 2012г. - 5,5-6,5%, на 2013г. - 5-6%.

2)Прогноз  по ВВП составляет: на 2011г. - 6,1%, на 2012г. - 6%, на 2013г. - 6,2%.

4)Прогноз  по росту промышленности на 2011г. - 5,1%, на 2012г. - 4,8%, на 2013г. - 5,2%.

5)Рост  инвестиций в основной капитал  в 2011г. - 12%, в 2012г. - 10,5% и в 2013г. - 11,4%.

6)Реальные  располагаемые доходы россиян  вырастут в 2011г. - на 9,1%, в 2012г. - на 8% и в 2013г. - на 7,5%. При этом  реальная заработная плата, по прогнозу, в 2010г. увеличится на 10,8%, в 2011г. - на 8,8% и в 2012г. - на 8,2%. [10]

Таблица 2

Основные  показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 - 2012 годы

                (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели 2010 г. Прогноз
2010 г.

(оценка)

2011 г. 2012 г. 2013 г.
Индекс  потребительских цен, декабрь к  декабрю, в % 113,3 111-112 109-110 107-108 105-107
Валовой внутренний продукт (далее - ВВП) 105,6 91,5 101,6 103,0 104,3
Индекс  промышленного производства 102,1 88,6 101,9 102,6 104,4
Производство  продукции сельского хозяйства 110,8 99,3 102,4 102,7 102,5
Инвестиции  в основной капитал 109,8 80 101 107,2 110,4
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 102,9 95,9 100,4 102,8 104,0
Реальная  заработная плата 111,5 95,4 99,4 102,4 103,1
Оборот  розничной торговли 113,5 94 101,5 103,4 103,8
Экспорт товаров, млрд. долларов США 471,6 285,0 306,6 316,5 328,8
Импорт  товаров, млрд. долларов США 291,9 190,3 199,6 214,7 231,4

                                        

   Анализ таблице показывает, что  при любой конъюнктуре цен  на энергоносители и спроса  на российские товары правительство  планирует поддерживать рост  российской экономики на уровне  никак не ниже 5% в год. Колебания нефтяных котировок уже не оказывают заметного влияния на экономику России, да и серьезный рост за счет экспорта энергоносителей уже невозможен. Вместо этого надо делать ставку на увеличение внутреннего потребления, уверены в правительстве.

     Как видим, даже при самом  неблагоприятном развитии событий  правительство собирается удержать  темпы роста национальной экономики  на самом оптимистичном уровне. Ведь даже «инерционные» 5,2% ежегодного  экономического роста для многих  развитых стран являются сегодня недостижимым порогом. Помимо цен на энергоносители в центре внимания правительства остается инфляция, как «важнейшая тенденция, характеризующая макроэкономическую стабильность в стране». К сожалению, по этому показателю России еще далеко до уровня развитых стран. Сказывается высокий уровень власти естественных монополий в стране, а также немалый приток капитала в страну от экспорта энергоносителей - правительство просто не справляется со стерилизацией излишней денежной массы.

   Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что российская экономика, а в частности ее социально-экономическая структура развиваются достаточно быстрыми темпами, в первую очередь за счет роста цен на энергоресурсы. Благодаря этому повышается уровень жизни населения. Вся предоставленная информация дает возможность сделать прогноз социально-экономического развития страны в ближайший период времени. 
 
 
 

Заключение

 В современном  мире знания стоят дорого, а знания о будущем экономики составляют настоящий золотой фонд любого развитого государства. Очевидно, не имеет смысла долго объяснять, как важны знания о будущем для выработки социально-экономической и иной политики государства, регионов, крупных предприятий, развития домашнего хозяйства.

   Изучив основные вопросы данной контрольной работы, можно сделать следующие выводы:

1) Разработка  государственных прогнозов на  долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективу возложена на Правительство  России. Такие прогнозы содержат  анализ ряда важнейших факторов, включая демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

   Федеральный закон «О государственном  прогнозировании и программах  социально-экономического развития  Российской Федерации», определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

2) Система  планирования в полной мере  не сформирована ни на одном  из уровней государственного  и муниципального управления. Наиболее  «укомплектованной» в нормативно-правовом  и методическом плане является  система бюджетного планирования.

    Практика традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше, ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг - больше, а реакция на рост налогов - отрицательная.

    Новая модель планирования требует  оптимального использования человеческих  и финансовых ресурсов на местах. 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ 
"О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"

2. Парсаданов  Г.А. «Прогнозирование национальной экономики». - М.: Высш.шк., 2002г.,

3. Писарева  О.М. Методы социально-экономического  прогнозирования: Учебник/ГУУ - НФПК, М.,2003,

4. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка: Учеб. Пособие для вузов/  Под.ред. Т.Г. Морозовой, А.В.  Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Поздеева  О.Г, Новикова Н.В.,.Прогнозирование  национальной экономики: Учебно-методическое  пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.

6. В.П.Чичканова,  П.А. Анализ и прогнозирование  экономики региона / Под ред.  Минакир, М: Наука, 1984г.

7. Президент  России: сайт http: // www. Kremlin.ru / text / docs / 2008/07/204857.      

Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ