Организация прогностического процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы государственного прогнозирования и программирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
* значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
* анализ основных показателей государственного прогнозирования;
* основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ
1.1.Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ………………………………………………………………………..……….5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса……………………………………………………………………..….10
2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития……………………………………….................................................…14
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка………………………………………………………………….…………20
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ…………………………………….………………………………..……….…23
3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ………………………………………………………………………………....28
3.1. Прогнозные расчёты показателей социального развития……..………………………………………………………………..…..30
Заключение……………………………………………………………….………36
Список использованной литературы…………………………………………………………..……..….….38

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Рис. 2 Система  прогнозов Российской Федерации 

    Прогнозирование социально-экономического  развития федерального округа  можно определить как совместную  и гармонизированную деятельность  органов власти федерального  округа, а также органов власти  входящих в состав округа регионов различного таксономического уровня, бизнес-сообщества, научных учреждений и других организаций и институтов по разработке научно обоснованной и сбалансированной системе ожидаемых в перспективе показателей социального, экономического, научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития, способствующая интеграции территорий и созданию единого экономического пространства. [4. стр. 375]

    Прогнозирование социально-экономического  развития федерального округа  предполагает взаимодействие административно-территориальных единиц, хозяйствующих субъектов, социальных институтов, населения в рамках округа.

   Кроме того, такое прогнозирование,  как уже было сказано выше, должно интегрировать отраслевые  и территориальные прогнозы в рамках округа. Из всего вышесказанного очевидна необходимость разработки системы комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа. Система комплексного прогнозирования социально-экономического развития федерального округа (СПРФО) - это совокупность взаимодействующих между собой субъектов прогнозирования, согласованная и гармонизированная деятельность которых направлена на создание комплексного прогноза социально-экономического развития федерального округа, используемых ими методов прогнозирования, а также основных направлений деятельности в рамках системы.

     Информационное обеспечение СПРФО  должно в себя включать:

-- информационный  фонд (базу данных);

-- источники  формирования информационного фонда,  потоки и способы поступления данных;

-- методы  накопления, хранения, обновления и  поиска данных, образующих информационный  фонд;

-- методы, принципы и правила циркуляции  данных в системе;

-- методы  обеспечения достоверности данных  на всех этапах их сбора  и обработки;

-- методы информационного анализа и синтеза;

-- способы  однозначного формализованного  описания экономических данных.

    Таким образом, для эффективного  функционирования СПРФО требуются  следующие основные компоненты:

-- источники  внутренней информации (информация, собираемая в рамках системы);

-- источники  внешней информации (информация, получаемая  от органов федеральной власти  и других внешних источников);

-- специализированное  программное обеспечение, реализующее  алгоритмы прогнозирования и  анализ результатов.

    Кроме указанных компонентов  должны использоваться соответствующие  технологии хранения, обмена и  представления информации.

  Работа  с информацией в процессе прогнозирования  предполагает определенные трудности.  Необходимость совершенствования  механизмов информационного обеспечения СПРФО обусловлена рядом причин, в числе которых:

-- рост  объемов информации;

--большое  количество часто противоречащих  друг другу источников информации;

-- частая  недоступность информации;

-- сложность  алгоритмов расчета и интерпретации результатов;

-- высокие  требования к качеству прогнозов  и т.д.

   От грамотно разработанного информационного  обеспечения процесса прогнозирования  зависит точность и объективность  прогнозов, поэтому необходимо  четко определить, какие показатели  необходимы, а также установить источники информации.[6, стр.257]

  Можно  предложить следующую модель  информационно-аналитической системы  мониторинга, анализа и прогнозирования  социально-экономического развития  федерального округа, позволяющая  организовать единое информационное пространство показателей социально-экономического развития федерального округа и входящих в его состав субъектов, тем самым, повышая качество информационного обеспечения деятельности в рамках СПРФО (рис. 3). 
 

Рис. 3 Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития федерального округа

  Разработка  прогнозов социально-экономического  развития федеральных округов  будет способствовать:

-- анализу  социально-экономического положения в федеральном округе на основе статистических данных территорий, выявлению динамики экономических межрегиональных процессов, их оценке и прогнозу;

-- совместному  формированию концепций, стратегий  регионального экономического развития, общих методологических подходов;

-- согласованию  экономической политики территорий  по отраслевым, функциональным направлениям;

-- организации,  разработке и реализации программ  по решению наиболее важных, общих  для территории федерального  округа региональных проблем;  формированию межрегиональных стратегий развития;

-- выработке  предложений по рациональному  размещению производительных сил  на территории федерального округа, по установлению кооперированных  связей между предприятиями; созданию  совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;

-- обмену  опытом территорий по общим  вопросам социально-экономического  развития, территориального управления, конкретным направлениям отраслевого,  межотраслевого и функционального  характера;

-- объединению  интеллектуальных возможностей для решения общих для территорий федерального округа экономических, научно-технических, социальных проблем; проведению совместных научных исследований;

-- формированию  на основе взаимных интересов  соглашений с другими макрорегионами, субъектами РФ, совместному решению общих с ними социально-экономических проблем. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Основные направления  совершенствования  организации государственного прогнозирования  в РФ

     

   Непременным условием эффективного  регулирования и прогнозирования  социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.[3, стр. 231]

   Законодательные органы - это государственная  Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов.

   Исполнительные органы - это Правительство,  которое в лице своих рабочих  органов осуществляет всю практическую  работу по государственному прогнозированию.

  В систему рабочих  органов Правительства  входят:

  • Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;
  • Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.

  Технология  разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

  1. Основанием для разработки прогноза  служит Постановление Правительства  РФ «О разработке прогноза СЭР страны на _____  год», которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.

  2. Министерство экономического развития  и торговли разрабатывает прогнозы  основных индикаторов социально-экономического  положения страны на предстоящий  год, в частности:объем и динамика ВВП;  прогноз инфляции; объем производства и реализации товаров, работ и услуг; объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования; расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта;

прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ; основные характеристики финансового баланса страны.

  Данные  показатели разрабатываются как  правило в двух вариантах, которые  в комплекте с методическими  материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

  3. Министерства ведомства и регионы  с учетом исходных показателей,  предложенных Министерством экономического  развития, разрабатывают подробные  собственные прогнозы и направляют  их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая - начале июня.

  4. Министерство экономического развития  обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные  параметры и формирует прогноз  социально-экономического развития  страны. Прогноз направляется в  Правительство на рассмотрение и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета. Этот этап завершается в июне.

  5. Начиная работу параллельно с  Министерством экономического развития  на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

  6. В ноябре предпрогнозного года  Министерство экономического развития  проводит уточнение параметров  прогноза, учитывая итоги утвержденного  бюджета и информацию о текущей  экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство.[4, стр. 384] 
 
 

 Прогнозные  расчёты показателей  социального развития

  Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный). 
   Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения. 
  Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.[8]

           Анализ  расчётов показателей социально-экономического развития РФ  

                                                     2008 по 2010 гг.

2008

   Быстрый рост внутреннего рынка  продолжает стимулировать устойчивый  экономический рост в России. Значительный чистый приток капитала  вместе с доходами от экспорта  сырьевых ресурсов "подпитывают" внутренний спрос. В этих условиях, со второго квартала текущего года произошло ускорение темпов экономического роста.

Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ