Организация прогностического процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы государственного прогнозирования и программирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
* значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
* анализ основных показателей государственного прогнозирования;
* основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ
1.1.Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ………………………………………………………………………..……….5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса……………………………………………………………………..….10
2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития……………………………………….................................................…14
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка………………………………………………………………….…………20
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ…………………………………….………………………………..……….…23
3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ………………………………………………………………………………....28
3.1. Прогнозные расчёты показателей социального развития……..………………………………………………………………..…..30
Заключение……………………………………………………………….………36
Список использованной литературы…………………………………………………………..……..….….38

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Верификация - процедура оценки достоверности прогноза. Прогнозу присуща значительная степень неопределенности, которую необходимо измерить, прежде чем принимать управленческое решение, использовать в экономическом анализе информацию о будущем и гипотезы о перспективах развития тех или иных больших систем. Разрабатывая прогнозы, специалисты заинтересованы в повышении их надежности.[2, стр. 204]

Приведу  основные причины отклонения прогноза от реальности:

  1. Неспособность предвидеть возможности и потребности из-за узости взгляда на объект прогнозирования и недостаточности соответствующей информации о прошлом и будущем.
  2. Неточное предвидение процесса развития системы более высокого порядка, чем объект прогнозирования.
  3. Неточное выявление существенных связей и взаимодействий.
  4. Чрезмерная осторожность в оценках, заведомое занижение прогностических оценок или сверхоптимистический подход.
  5. Некритическое отношение к авторитетным мнениям отдельных известных исследователей.
  6. Неизбежная идеализация и упрощение при формализации анализируемой проблемы.
  7. Искажение экономической информации в процессе ее сбора, передачи, обработки и хранения.
  8. Сложность приведения экономических показателей к сопоставимому виду, изменения в которых возникают искусственно - из-за инфляции и изменения методик исчисления показателей.
  9. Неполный учет качественных факторов при формализации.

Прогностическая деятельность органов  государственной  власти и управления Российской Федерации. Этапы организации  прогностического процесса.

    Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - деятельность органов государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций.[3, стр.198]

    Результаты государственного прогнозирования  социально-экономического развития  Российской Федерации используются  при принятии органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

     Закон определяет состав системы  государственных прогнозов социально  - экономического развития Российской  Федерации, а также основные  принципы государственного прогнозирования РФ на долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

     Порядок разработки прогнозов  социально-экономического развития  определяется Правительством Российской  Федерации.

    Прогнозы социально-экономического  развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования.

Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  в целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным  секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

   Отдельно выделяется прогноз  развития государственного сектора  экономики. Прогнозы социально-экономического  развития разрабатываются в нескольких  вариантах с учетом вероятностного  воздействия внутренних и внешних  политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики.[4,стр. 354]

   Прогнозы социально-экономического  развития включают количественные  показатели и качественные характеристики  темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

   Прогноз социально-экономического  развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять  лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

   Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

   В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.[3, стр. 172]

   Прогноз социально-экономического  развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от  трех до пяти лет и ежегодно  корректируется. Порядок разработки  прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

  Первое  после вступления в должность  Президента Российской Федерации  послание, с которым он обращается  к Федеральному Собранию, содержит  специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

   Прогноз социально-экономического  развития на краткосрочную перспективу  разрабатывается ежегодно. Ежегодное  послание Президента Российской  Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.[2, стр. 228]

   Правительство Российской Федерации  одновременно с представлением  проекта федерального бюджета  представляет Государственной Думе  следующие документы и материалы:

- итоги  социально-экономического развития  Российской Федерации за прошедший период текущего года;

- прогноз  социально-экономического развития  на предстоящий год;

- проект  сводного финансового баланса  по территории Российской Федерации;

- перечень  основных социально-экономических  проблем (задач), на решение которых  направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;

- перечень  федеральных целевых программ, намеченных  к финансированию за счет средств  федерального бюджета на предстоящий  год;

- перечень  и объемы поставок продукции  для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

- намечаемые  проектировки развития государственного  сектора экономики.[5, стр. 291]

    Правительство Российской Федерации  представляет при необходимости  проекты федеральных законов,  предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.

   Намечаемые проектировки развития  государственного сектора экономики  включают показатели его функционирования  и развития, получения и использования  доходов от распоряжения государственным имуществом.

Намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики содержат оценку эффективности использования федеральной  собственности и пакетов акций, а также программу повышения  эффективности использования федеральной  собственности. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ основных показателей  государственного прогнозирования.

    Комплексное прогнозирование  как фактор государственного регулирования социального  развития. 

    Главным организующим центром  при подготовке и разработке  комплексных прогнозов и планов, федеральных и межгосударственных целевых программ, как и во многих других государствах в настоящее время является Министерство экономического развития и торговли. Оно, совместно с федеральными и региональными органами исполнительной власти:

- разрабатывает  комплексный прогноз социально-экономического  развития РФ, регионов, отраслей  и секторов экономики;

- готовит  и отрабатывает варианты сценарных  условий социально-экономического  развития РФ, отраслей и субъектов  РФ, совместно с Министерством финансов разрабатывает сводный баланс страны;

- формирует  перечень программ, финансируемых  за счет федерального бюджета;

- координирует  и руководит работами по реализации  федеральных и меж государственных  целевых программ. [4, 378]

    По завершению формирования и согласования с министерствами, ведомствами, отраслями и регионами комплексные прогнозы социально-экономического развития, федеральные целевые программы, предложения по обоснованию государственной социально-экономической политики и развитию экономических реформ представляются Министерством экономики правительству РФ и после их одобрения направляются всем органам федеральной и региональной исполнительной власти (министерства, ведомства, отрасли, субъекты РФ, секторы экономики).

    О  Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу было сказано выше, охарактеризую подробнее:[6,251]

    Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

    Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

    В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

    Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается  на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ