Организация прогностического процесса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы государственного прогнозирования и программирования в РФ.
К основным задачам исследования можно отнести:
* значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ;
* анализ основных показателей государственного прогнозирования;
* основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы государственного регулирования прогностического процесса в РФ
1.1.Значение государственного прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием РФ………………………………………………………………………..……….5
1.2. Прогностическая деятельность органов государственной власти и управления Российской Федерации. Этапы организации прогностического процесса……………………………………………………………………..….10
2. Анализ основных показателей государственного прогнозирования
2.1. Комплексное прогнозирование как фактор государственного регулирования социального развития……………………………………….................................................…14
2.2. Тенденции развития основных показателей государственного социального прогнозирования и их оценка………………………………………………………………….…………20
2.3. Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ…………………………………….………………………………..……….…23
3. Основные направления совершенствования организации государственного прогнозирования в РФ………………………………………………………………………………....28
3.1. Прогнозные расчёты показателей социального развития……..………………………………………………………………..…..30
Заключение……………………………………………………………….………36
Список использованной литературы…………………………………………………………..……..….….38

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

 Первое  после вступления в должность  Президента РФ послание, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.

 Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

 Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  определяется Правительством РФ.

 В программе  социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

 1) оценка  итогов социально-экономического  развития РФ за предыдущий  период и характеристика состояния  экономики РФ;

 2) концепция  программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

 3) макроэкономическая  политика;

 4) институциональные  преобразования;

 5) инвестиционная  и структурная политика;

 6) аграрная  политика;

 7) экологическая  политика;

 8) социальная  политика;

 9) региональная  экономическая политика;

    Программа социально-экономического  развития РФ на среднесрочную  перспективу официально представляется  Правительством РФ в Совет  Федерации и Государственную  Думу на рассмотрение и утверждение.

 Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две 10) внешнеэкономическая политика.

 основные  цели его разработки:

 1. предоставление  оперативной информации Правительству  для принятия решений в области экономической и социальной политики;

 2. параметры  ежегодного прогноза используются  для разработки показателей проекта  государственного бюджета.

 Ежегодное послание Президента РФ, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.

 Правительство РФ одновременно с предоставлением  проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

  • итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса по территории РФ;
  • перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
  • перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

 В перечне  федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:

    1. краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;
    2. результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
    3. требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
    4. объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
    5. государственные заказчики программ.

 Намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов  от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.

 Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

 Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются  Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.[2, стр. 211]

 Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния  экономики страны и публикуют  информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

 Прогнозирование регионального развития строится в  соответствии с общими принципами прогностики  и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на схеме 1.

 Схема1

  
Структура комплексного прогноза развития региона

 Анализ  схемы показывает, что прогнозирование  применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.  
 

    Тенденции развития основных показателей  государственного социального  прогнозирования  и их оценка.

   Согласно закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»  государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.[1]

  Система государственных  прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

   1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

  2) концепция социально-экономического развития страны - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;

  3) программа социально-экономического развития страны - это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;

   4) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.

  Разработке  государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим  блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального  богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

  Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик .[9]

  Первый  раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

  Второй  раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.

  Региональные  прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.[4, стр. 345]

  Прогноз воспроизводства  основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.[2, стр. 234]

  Прогноз трудовых  ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).[2, стр. 238]

  Прогноз социально-экономических  предпосылок и  последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

  Прогноз экономического использования  природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.

  Прогноз внешнеэкономических  связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.[2, стр. 254] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Система государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в РФ

    При конструировании смешанной  системы необходимо отметить, что  многие явления и процессы  социально-экономического развития  реализуются на территории нескольких  регионов (макрорегиона), поэтому весьма актуально создание прогнозов на макрорегиональном уровне. Особую роль в системе прогнозирования играют прогнозы социально-экономического развития федеральных округов, позволяющие интегрировать прогнозы регионов более низкого таксономического уровня, а также прогнозы развития отдельных отраслей. В соответствии с законодательством к компетенции Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах относится разработка программ социально-экономического развития территорий в пределах округа. Поскольку прогнозирование является важнейшей частью подготовительного этапа программирования, то включение прогнозов социально-экономического развития федерального округа в систему прогнозирования Российской Федерации необходимо (рис. 2).[8]

Информация о работе Организация прогностического процесса в РФ