Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:08, курс лекций
4 темы.
Тема 1. Подготовка и организация высокотехнологичного производства
1.1 Производственный процесс и его структура
1.2 Основные принципы организации производственного процесса
1.3 Организация вспомогательных цехов и служб предприятия
1.4 Производственный цикл и его структура
1.5 Длительность производственного цикла
1.6 Виды движения партии деталей в производстве
1.7 Производственный цикл сложного процесса
1.8 Организация производственного процесса в пространстве
1.9 Производственная структура предприятия
1.10 Типы производства и их технико-экономическая характеристика
Тема 2. Поточные методы организации производства
2.1 Характеристика поточного производства и классификация поточных линий
2.2 Однопредметные непрерывно-поточные линии
2.3 Однопредметные прерывные поточные линии
2.4 Многопредметные поточные линии
2.5 Планировка поточных линий
2.6 Предпосылки и эффективность поточного производства
2.7 Методы управления производством и информационное обеспечение
2.8 Методы разработки и принятия управленческих решений
2.9 Методы управления персоналом, рациональная организация труда
Тема 3 Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства
3.1 Общая характеристика автоматического производства и виды автоматических линий
3.2 Производительность и компановка автоматических линий
3.3 Гибкие автоматизированные производства и гибкие производственные системы
Тема 4. Организация внутрифирменного планирования
4.1 Типы внутрифирменного планирования
4.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации
4.3 Система планов экономической организации
4.4 Организация внутрифирменного планирования
4.5 Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии
Ремонтное хозяйство на предприятии возглавляет главный механик, подчиняющийся главному инженеру (техническому директору). Структура ремонтного хозяйства может включать следующие подразделения: 1) экономический отдел; 2) технический отдел; 3) организационный отдел; 4) ремонтно-механический цех; 5) склад. Функции отделов были рассмотрены ранее.
Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства и повышения эффективности его функционирования могут быть:
в области организации производства -- развитие специализации и кооперирования в выпуске основной продукции, в организации ремонтного хозяйства;
в области планирования воспроизводства ОПФ -- применение научных подходов и методов менеджмента;
в области проектирования и изготовления запасных частей -- унификация и стандартизация элементов запасных частей, применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования, сокращение продолжительности проектных работ и повышение их качества;
в области организации работ -- соблюдение принципов рациональной организации производства (пропорциональности, параллельности и др.), применение сетевых методов и ЭВМ;
в области технического надзора, обслуживания и ремонта ОПФ -- развитие предметной и функциональной специализации работ, повышение технического уровня ремонтно-механического цеха, усиление мотивации повышения качества труда и др.
Организация транспортного и складского хозяйства
Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене. Рассмотрим особенности транспортного и складского хозяйства в отдельности, круг организационных вопросов по их функционированию, направления повышения качества и эффективности оказываемых услуг.
Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.
На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):
по сфере обслуживания -- средства межцехового и внутрицехового транспорта;
в зависимости от режима работы -- транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и др.);
по направлениям движения -- транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешанного перемещения (краны и др.);
по уровню автоматизации -- автоматические, механизированные, ручные;
по виду перемещаемых грузов -- транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:
стратегическое планирование обновления транспортных средств;
анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);
анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;
выбор и обоснование использования транспортных средств;
расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;
составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали -- их получатели);
проектирование схем грузопотоков;
оперативно-календарное планирование транспортных операций;
диспетчирование работы транспорта предприятия;
учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства.
Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:
углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;
повышение уровня автоматизации производства и управления;
сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;
совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение соответствующих мероприятий.
Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению, учету и контролю движения материально-технических ресурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции. Эти функции складское хозяйство должно выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три показателя и являются собственно критериями функционирования складского хозяйства. В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховыми. Общезаводские склады, например машиностроительных заводов, в свою очередь, подразделяются:
на материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива, лесоматериалов);
полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;
производственные, обслуживающие производственный процесс;
готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие упаковку и отправку ее потребителю;
отходов и вторичного сырья;
хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т. п.
Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения. Так, материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям с тем, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов. Склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам. По своей конструкции склады бывают открытые, полуоткрытые, закрытые и специальные. К цеховым производственным складам применительно к машиностроительному производству относят материальные, промежуточные, склады готовых деталей, комплектовочные и специальные.
Организация складского хозяйства включает следующие работы:
анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;
определение номенклатуры и типа складских помещений;
разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство;
разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;
организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;
организация выдачи и доставки грузов потребителям;
анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и внедрение предложений по улучшению его работы.
Направления
повышения эффективности работы складского
хозяйства примерно те же, что и для транспортного
хозяйства.
1.4
Производственный цикл и его структура
Производственный цикл - календарный период времени между началом и окончанием производственного процесса изготовления одного или партии изделий.
Длительность цикла используется:
для составления производственной программы предприятия и подразделений;
для
определения сроков начала процесса производства
по заданным срокам его окончания.
Схема «Структура производственного цикла»
Перерывы партионности - возникают при обработке деталей партиями из-за их пролеживания при ожидании обработки всей партии для последующей транспортировки на очередную операцию.
Перерывы ожидания - возникают из-за несовмещенности времени окончания одной и начала другой операции на одном рабочем месте (в ожидании освобождения этого рабочего места).
Перерывы междусменные - вызываются принятым на предприятии режимом работы.
Время выполнения основных операций обработки изделия или партии составляет технологический цикл, который состоит их операционных циклов.
Операционный
цикл - это продолжительность обработки
изделия или партии на данной операции
процесса. При занятии на операции нескольких
рабочих операционный цикл можно рассчитать:
,
где n - величина партии обработки, t - норма времени на обработку 1-го изделия на, Ci - число рабочих мест на i-той операции.
Сочетание
во времени выполнения операционных циклов
существенно влияет на производственный
цикл и определяет порядок передачи детали
или партии в процессе обработки.
1.5
Длительность производственного цикла
Длительность производственного цикла - это календарный период времени, между запуском в производство и моментом полного окончания изготовления изделия или партии изделий. Это один из главных параметров характеризующих производственный процесс.
Партия
изделий - определённое количество одинаковых
изделий одновременно запускаемых в производство
с единой затратой подготовительно-
По
составу длительность производственного
цикла можно представить схемой:
Рисунок
- Длительность производственного цикла
Длительность
производственного цикла простого процесса
(изготовления детали):
.
где Ттех - длительность всех технологических опепраций, ч;
Ттр - длительность транспортных операций, ч;
Тест - длительность естественных процесов, ч;
Ткон - длительность контрольных операций, ч;
Тпер - сумарная длительность перерывов, ч.
В машиностроении и приборостроении транспортные операции зачастую бывают либо малы по сравнению с другими операциями, либо выполняются паралельно с другими операциями. Поэтому,при расчётах можно пренебречь.
, [кал. дней]
где - плановая длительность производственого цикла простого производственого процесса, кал.дн.
- число смен в сутки;
Информация о работе Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции