Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:08, курс лекций

Описание работы

4 темы.

Содержание

Тема 1. Подготовка и организация высокотехнологичного производства
1.1 Производственный процесс и его структура
1.2 Основные принципы организации производственного процесса
1.3 Организация вспомогательных цехов и служб предприятия
1.4 Производственный цикл и его структура
1.5 Длительность производственного цикла
1.6 Виды движения партии деталей в производстве
1.7 Производственный цикл сложного процесса
1.8 Организация производственного процесса в пространстве
1.9 Производственная структура предприятия
1.10 Типы производства и их технико-экономическая характеристика
Тема 2. Поточные методы организации производства
2.1 Характеристика поточного производства и классификация поточных линий
2.2 Однопредметные непрерывно-поточные линии
2.3 Однопредметные прерывные поточные линии
2.4 Многопредметные поточные линии
2.5 Планировка поточных линий
2.6 Предпосылки и эффективность поточного производства
2.7 Методы управления производством и информационное обеспечение
2.8 Методы разработки и принятия управленческих решений
2.9 Методы управления персоналом, рациональная организация труда
Тема 3 Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства
3.1 Общая характеристика автоматического производства и виды автоматических линий
3.2 Производительность и компановка автоматических линий
3.3 Гибкие автоматизированные производства и гибкие производственные системы
Тема 4. Организация внутрифирменного планирования
4.1 Типы внутрифирменного планирования
4.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации
4.3 Система планов экономической организации
4.4 Организация внутрифирменного планирования
4.5 Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии

Работа содержит 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.rtf

— 11.00 Мб (Скачать)

     Ремонтное хозяйство на предприятии возглавляет главный механик, подчиняющийся главному инженеру (техническому директору). Структура ремонтного хозяйства может включать следующие подразделения: 1) экономический отдел; 2) технический отдел; 3) организационный отдел; 4) ремонтно-механический цех; 5) склад. Функции отделов были рассмотрены ранее.

     Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства и повышения эффективности его функционирования могут быть:

     в области организации производства -- развитие специализации и кооперирования в выпуске основной продукции, в организации ремонтного хозяйства;

     в области планирования воспроизводства ОПФ -- применение научных подходов и методов менеджмента;

     в области проектирования и изготовления запасных частей -- унификация и стандартизация элементов запасных частей, применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования, сокращение продолжительности проектных работ и повышение их качества;

     в области организации работ -- соблюдение принципов рациональной организации производства (пропорциональности, параллельности и др.), применение сетевых методов и ЭВМ;

     в области технического надзора, обслуживания и ремонта ОПФ -- развитие предметной и функциональной специализации работ, повышение технического уровня ремонтно-механического цеха, усиление мотивации повышения качества труда и др.

     Организация транспортного и складского хозяйства

     Транспортное и складское хозяйство предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене. Рассмотрим особенности транспортного и складского хозяйства в отдельности, круг организационных вопросов по их функционированию, направления повышения качества и эффективности оказываемых услуг.

     Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.

     На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):

     по сфере обслуживания -- средства межцехового и внутрицехового транспорта;

     в зависимости от режима работы -- транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и др.);

     по направлениям движения -- транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешанного перемещения (краны и др.);

     по уровню автоматизации -- автоматические, механизированные, ручные;

     по виду перемещаемых грузов -- транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

     Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

     стратегическое планирование обновления транспортных средств;

     анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

     анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

     выбор и обоснование использования транспортных средств;

     расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

     составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали -- их получатели);

     проектирование схем грузопотоков;

     оперативно-календарное планирование транспортных операций;

     диспетчирование работы транспорта предприятия;

     учет, контроль и мотивация повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства.

     Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:

     углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;

     повышение уровня автоматизации производства и управления;

     сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

     совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;

     анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение соответствующих мероприятий.

     Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хранению, учету и контролю движения материально-технических ресурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции. Эти функции складское хозяйство должно выполнять качественно, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три показателя и являются собственно критериями функционирования складского хозяйства. В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховыми. Общезаводские склады, например машиностроительных заводов, в свою очередь, подразделяются:

     на материальные (склады основных и вспомогательных материалов, топлива, лесоматериалов);

     полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, прошедших соответствующую обработку в одних цехах и предназначенных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;

     производственные, обслуживающие производственный процесс;

     готовой продукции, принимающие от цехов готовую продукцию, производящие упаковку и отправку ее потребителю;

     отходов и вторичного сырья;

     хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спецодежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т. п.

     Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения. Так, материальные и производственные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям с тем, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов. Склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам. По своей конструкции склады бывают открытые, полуоткрытые, закрытые и специальные. К цеховым производственным складам применительно к машиностроительному производству относят материальные, промежуточные, склады готовых деталей, комплектовочные и специальные.

     Организация складского хозяйства включает следующие работы:

     анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;

     определение номенклатуры и типа складских помещений;

     разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство;

     разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;

     организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;

     организация выдачи и доставки грузов потребителям;

     анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и внедрение предложений по улучшению его работы.

     Направления повышения эффективности работы складского хозяйства примерно те же, что и для транспортного хозяйства. 

     1.4 Производственный цикл и его структура 

     Производственный цикл - календарный период времени между началом и окончанием производственного процесса изготовления одного или партии изделий.

     Длительность цикла используется:

     для составления производственной программы предприятия и подразделений;

     для определения сроков начала процесса производства по заданным срокам его окончания. 

     

     Схема «Структура производственного цикла»

     Перерывы партионности - возникают при обработке деталей партиями из-за их пролеживания при ожидании обработки всей партии для последующей транспортировки на очередную операцию.

     Перерывы ожидания - возникают из-за несовмещенности времени окончания одной и начала другой операции на одном рабочем месте (в ожидании освобождения этого рабочего места).

     Перерывы междусменные - вызываются принятым на предприятии режимом работы.

     Время выполнения основных операций обработки изделия или партии составляет технологический цикл, который состоит их операционных циклов.

     Операционный цикл - это продолжительность обработки изделия или партии на данной операции процесса. При занятии на операции нескольких рабочих операционный цикл можно рассчитать: 

      , 

     где n - величина партии обработки, t - норма времени на обработку 1-го изделия на, Ci - число рабочих мест на i-той операции.

     Сочетание во времени выполнения операционных циклов существенно влияет на производственный цикл и определяет порядок передачи детали или партии в процессе обработки. 

     1.5 Длительность производственного цикла 

     Длительность производственного цикла - это календарный период времени, между запуском в производство и моментом полного окончания изготовления изделия или партии изделий. Это один из главных параметров характеризующих производственный процесс.

     Партия изделий - определённое количество одинаковых изделий одновременно запускаемых в производство с единой затратой подготовительно-заключительного времени.

     По составу длительность производственного цикла можно представить схемой: 

     

     Рисунок - Длительность производственного цикла 

     Длительность производственного цикла простого процесса (изготовления детали): 

      . 

     где Ттех - длительность всех технологических опепраций, ч;

     Ттр - длительность транспортных операций, ч;

     Тест - длительность естественных процесов, ч;

     Ткон - длительность контрольных операций, ч;

     Тпер - сумарная длительность перерывов, ч.

     В машиностроении и приборостроении транспортные операции зачастую бывают либо малы по сравнению с другими операциями, либо выполняются паралельно с другими операциями. Поэтому,при расчётах можно пренебречь.

      , [кал. дней] 

     где - плановая длительность производственого цикла простого производственого процесса, кал.дн.

      - число смен в сутки;

Информация о работе Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции