Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:08, курс лекций
4 темы.
Тема 1. Подготовка и организация высокотехнологичного производства
1.1 Производственный процесс и его структура
1.2 Основные принципы организации производственного процесса
1.3 Организация вспомогательных цехов и служб предприятия
1.4 Производственный цикл и его структура
1.5 Длительность производственного цикла
1.6 Виды движения партии деталей в производстве
1.7 Производственный цикл сложного процесса
1.8 Организация производственного процесса в пространстве
1.9 Производственная структура предприятия
1.10 Типы производства и их технико-экономическая характеристика
Тема 2. Поточные методы организации производства
2.1 Характеристика поточного производства и классификация поточных линий
2.2 Однопредметные непрерывно-поточные линии
2.3 Однопредметные прерывные поточные линии
2.4 Многопредметные поточные линии
2.5 Планировка поточных линий
2.6 Предпосылки и эффективность поточного производства
2.7 Методы управления производством и информационное обеспечение
2.8 Методы разработки и принятия управленческих решений
2.9 Методы управления персоналом, рациональная организация труда
Тема 3 Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства
3.1 Общая характеристика автоматического производства и виды автоматических линий
3.2 Производительность и компановка автоматических линий
3.3 Гибкие автоматизированные производства и гибкие производственные системы
Тема 4. Организация внутрифирменного планирования
4.1 Типы внутрифирменного планирования
4.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации
4.3 Система планов экономической организации
4.4 Организация внутрифирменного планирования
4.5 Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии
2) Критическая.
3) Традиционная (повторение прежних приемов).
4) Рациональная.
Процесс адаптации за частую бывает сопряжен со стрессом.
Виды стресса:
1) Физиологические нагрузки.
2) Психологический ( сложные отношения с окружающими).
3) Информационный (избежание недостаточной информации).
4) Управленческий (ответственность)
5) Эмоциональный (угроза, опасность).
Источники стресса: особенности трудового производства, положение человека в организации, служебные конфликты, климат в коллективе, трудности согласования служебных и семейных отношений.
Карьера - успешное продвижение в любой области деятельности.
Карьера может быть трех видов:
горизонтальная (из одного подразделения - в другое)
вертикальная (по ступеням должностей)
смешанная
Существует закономерность, которая сопровождает вертикаль движения: чем выше поднимается работник, тем, как правило, (но бывает исключение) поднимается его профессиональная квалификация, но повышенная компетенция в методических вопросах управления.
Двигаясь по кругу (линии) (горизонтально), человек может повышать свою квалификацию, но не расти как руководитель.
По этому не редко говорят о двух моделях карьерного человека - человек иерархический и человек профессиональный.
Какие качества надо в себе развить, чтобы сделать карьеру последовательной?
способность управлять собой
умение обучать и организовывать других
четкие личные планы
изобретательность
знание современных управленческих методов
способность руководить другими людьми
способность развивать организацию
способность влиять на окружающих
понимание и знание законодательства
При каких качествах сделать карьеру трудно
неумение управлять, т. е. планировать свое время, энергию, справляться со стрессами, нагрузками, напряжением;
отсутствие личных ценностей, т. е. принципов жизни;
смутные личные цели;
остановленное саморазвитие;
неумение решать проблемы (теория принятия решений);
неумение использовать идеи, особенно новые (свои и чужие);
неумение влиять на людей, использовать их помощь;
непонимание особенностей управления труда;
неумение обучать;
низкая способность собирать вокруг себя коллектив.
Любая карьера делается ради чего-то, и имеет свои движущие мотивы, которые с годами меняются:
- автономия (независимость, все делать по-своему)
- функциональная компетентность (лучший специалист; материальная сторона - безразлична; внешнее признание);
- безопасность и стабильность (сохранение и упрочнение положения в организации);
- управленческая компетентность (стремление к власти, успеху, которые ассоциируются высокой должностью, званием, статусными символами, важна и ответственная работа, высокая зарплата, привилегированность, признание руководства, быстрое продвижение по служебной лестнице);
- предпринимательская креативность (к новому, творческому);
- потребность в первенстве (всегда и везде быть первым) «обойти» коллег);
- стиль жизни;
- материальное благосостояние;
- обеспечение здоровых условий.
Этапы карьеры.
Основой планирования карьеры часто является карьерограмма - документ, составляемый на 5 - 10 лет, содержащий с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
Продвижение по службе определяется двумя группами обстоятельств:
объективными (максимально возможная в данной организации точка карьеры, число промежуточных ступеней до нее, отношение числа сотрудников высшего уровня к числу сотрудников данного уровня, их потенциальная мобильность (соотношение числа вакансий на вышестоящем уровне в среднем за период к числу лиц данного уровня));
субъективными (образование, квалификация, внутренняя мотивация, настойчивость, умение подать себя).
Сегодня считается, что успех карьеры зависит от способности работать на стыке разных сфер деятельности.
Динамику карьеры определяют 2 основных параметра: потенциал продвижения и уровень текущей профессиональной компетенции.
Этапы карьеры.
Предварительный - до 25 лет - обучение, а также испытание себя на разных работах;
Этап становления - до 30 - формирование навыков специалиста и руководителя;
Этап продвижения по служебной лестнице - до 45.
Этап сохранение того, что завоевано - должности, доходов, влияния, - до 60;
Этапы завершения - после 60.
Выделяют раннюю карьеру до 35 лет, среднюю - 36- 55 лет и позднюю - 56 - 70 лет.
Решаясь начать карьеру, сделайте оценку фирмы, на которую вы собираетесь поступить.
На западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Она сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами и консультативными органами, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом. Их необходимость связана с тем, что большинство сотрудников относится к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители.
Поэтому во многих западных фирмах обязательными являются планирования деловых карьер.
Программа развития карьеры должна обеспечивать повышение уровня заинтересованности работников, выявление ими с высоким потенциалам продвижения. Она отражает и содержит следующие моменты:
- способы выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и продвижения, который характеризуется не степенью подготовленности работника в настоящий момент, а их возможностями в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, уровня мотивации;
- стимулы разработки индивидуальных планов карьеры;
- способы увязки карьеры с результатами оценки деятельности;
- путь создания благоприятных условий для развития (обучение, подбор должностей и разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство);
- организация эффективной системы повышения квалификации;
- возможное направление ротации;
- формы ответственности руководителей за развитием подшефных.
Типовые модели карьеры.
Анализ научных разработок и исследования служебной карьеры более 1000 руководителей и специалистов предприятий показали, что все многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания 4-х основных моделей:
«Трамплин» - широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Меняются должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом - «прыжок с трамплина» - уход на пенсию.
«Лестница» - каждая ступень служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например, не более 5 лет. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. После занятие верхней ступени начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы не требующей принятия сложных решений, руководства коллективом (психологически тяжело).
«Змея» - предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой на продолжительное время.
Главное преимущество: возможность удовлетворения потребности человека в познании интересующих его функций: управление. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения и перемещения. Наиболее распространена эта модель в Японии на крупных фирмах (переход из одних подразделений в другие).
«Перепутье» - по истечении определенного срока - аттестация, по результатам которой принимается решение о повышении или понижении в должности (для контрактной системы). Это американская модель.
Планирование карьеры.
Планирование служебной карьеры предполагает научное обоснование рациональных возрастных и нормативных сроков занятие должностей с учетом пожеланий и личности работника. Этот вопрос м.б. решен на основе применения совокупности методов.
1.Путем анализа листков по учету кадров с последующий статистической обработкой данных о продолжительности занятия престижных должностей. Недостаток ориентирования не принципиальность оной.
2.На основе социологических или экспериментальных исследований ученых и руководителей о рациональном возрасте и сроке занятия должностей с последующей обработкой результатов. Недостаток ограничение продолжительности прогнозируемого периода, отсутствие опыта.
3.С помощью рейтинга для каждой должности и определяется соответствие.
Горизонтальная карьера.
Для руководителей и специалистов, чей «потенциал повышения» исчерпан, но которые могут принести большую пользу организации, все более широко распространяется в западных фирмах например практика горизонтальной карьеры (овладение навыками официальной деятельности, повышение квалификации, наращивание мастерства).
Горизонтальная карьера осуществляется прежде всего в форме.
I. Ротации, которая имеет 2 разновидности:
1.Перемешщение работника предполагает выполнение им тех же обязанностей на новом месте. Чаще всего оно используется для укрепления отстающего участка, преодоления при необходимости конфликта, повышения квалификации.
2.Перестановка означает получение новых обязанностей на том же уровне. Перестановки осуществляются между линейными и функциональными ступенями, между подразделениями (территориальными), между низшими и вышестоящими органами без изменения ранга.
Близкой по сути перемещению и перестановке является, широко практикуемая в западных фирмах форма ротации, «карусель» - временный переход работника в пределах организации на другую должность или в другое подразделение, где ему приходится выполнять функции, значительно отличающиеся от прежних. Такая практика позволяет человеку «встряхнуться», укрепить уверенность в себе и в последствии работая более эффективно. Иногда он в результате этого может «найти себя» и начать новую вертикальную карьеру.
Информация о работе Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции