Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:08, курс лекций
4 темы.
Тема 1. Подготовка и организация высокотехнологичного производства
1.1 Производственный процесс и его структура
1.2 Основные принципы организации производственного процесса
1.3 Организация вспомогательных цехов и служб предприятия
1.4 Производственный цикл и его структура
1.5 Длительность производственного цикла
1.6 Виды движения партии деталей в производстве
1.7 Производственный цикл сложного процесса
1.8 Организация производственного процесса в пространстве
1.9 Производственная структура предприятия
1.10 Типы производства и их технико-экономическая характеристика
Тема 2. Поточные методы организации производства
2.1 Характеристика поточного производства и классификация поточных линий
2.2 Однопредметные непрерывно-поточные линии
2.3 Однопредметные прерывные поточные линии
2.4 Многопредметные поточные линии
2.5 Планировка поточных линий
2.6 Предпосылки и эффективность поточного производства
2.7 Методы управления производством и информационное обеспечение
2.8 Методы разработки и принятия управленческих решений
2.9 Методы управления персоналом, рациональная организация труда
Тема 3 Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства
3.1 Общая характеристика автоматического производства и виды автоматических линий
3.2 Производительность и компановка автоматических линий
3.3 Гибкие автоматизированные производства и гибкие производственные системы
Тема 4. Организация внутрифирменного планирования
4.1 Типы внутрифирменного планирования
4.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации
4.3 Система планов экономической организации
4.4 Организация внутрифирменного планирования
4.5 Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии
Основные плановые показатели функционирования и развития фирмы формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: почему, что и как производить, с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта, для кого производить, по какой цене, в каком количестве, кому производить, в какие сроки? На стадии стратегического маркетинга должны быть разработаны нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы в целом, учитывающие использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ фирмы, стратегические параметры товарных рынков, устанавливаемых на основе показателей эффективности будущих товаров и конкурентоспособности фирмы.
Система стратегических планов фирмы должна состоять из двух уровней: стратегии фирмы на определенный период и стратегических планов, раскрывающих стратегию фирмы и обеспечивающих достижение ее стратегических целей (разделы "Стратегии фирмы"). Горизонт стратегического планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемой продукции, возрастом фирмы, ее особенностями. Например, в электронной промышленности стратегия фирмы может разрабатываться на 2--3 года, машиностроении -- на 3--5 лет, добывающих отраслях -- на 5 и более лет.
Состав "Стратегии фирмы" как комплексного планового документа предлагается следующий.
1. Оглавление.
2. Предисловие (исполнительное резюме).
3. Описание фирмы.
4. Стратегия маркетинга.
5. Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы.
6. Стратегия обновления выпускаемой продукции.
7. Стратегия развития производства.
8. Стратегия обеспечения производства.
9. Стратегический финансовый план фирмы.
10. Стратегия международной деятельности фирмы.
11. Стратегия развития системы менеджмента.
12. Организация реализации стратегии фирмы.
13. Приложения.
В круг вопросов по организации реализации стратегических планов входит следующее:
* разработка, согласование и утверждение программы, сетевого графика и оперограммы реализации стратегических планов;
* организация учета и контроля выполнения планов;
* мотивация выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;
*
регулирование процесса реализации стратегических
планов при появлении изменений во внешней
и внутренней среде фирмы.
4.3
Система планов экономической организации
На уровне организации разрабатывается ее стратегия и бизнес-план (годовой план, производственная программа). На уровне цеха (производственного подразделения организации) и участка (бригады) разрабатываются оперативно-календарные планы, в которых месячные программы (задания) разбиваются на более короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену.
Организация производства в каждой отрасли народного хозяйства имеет свои особенности в зависимости от формы собственности, размера организации, типа производства, характера выпускаемой продукции (выполняемой работы или услуги) и других факторов. Однако любая организация как юридическое лицо при решении вопросов организации производства должна ответить на следующие вопросы: что производить (наименования изделия, сборочной единицы, детали, работы, услуги и т. п.), где, кому, в какие сроки, с какими показателями качества, с какими затратами конкретных видов ресурсов, на каком оборудовании и с применением каких инструментов, приспособлений; кому передавать готовое изделие; какова будет прибыль от реализации изделия.
Объем
работ по оперативно-календарному планированию
определяется только уровнем анализа
плановых показателей. Вариации числа
плановых показателей и глубины их анализа,
обоснования, учета и контроля по разным
признакам организации:
4.4
Организация внутрифирменного планирования
Основные задачи планирования деятельности предприятия:
1) выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
3) формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
4) структуризация целей инновационной деятельности;
5) комплексное обеспечение выполнения планов;
6) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
7) координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
8) стимулирование выполнения планов.
К основным принципам планирования относятся:
а) преемственность стратегического и тактического планов;
б) социальная ориентация плана;
в) ранжирование объектов планирования по их важности;
г) адекватность плановых показателей;
д) согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
е) вариантность плана;
ж) сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);
з) экономическая обоснованность плана; и) автоматизация системы планирования;
к) обеспечение обратной связи системы планирования.
Основные принципы управления:
1) принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
2) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
3) принцип единства команды;
4)
принцип демократизации управления.
4.5
Мотивация, профессиональная адаптация
и деловая карьера на предприятии
Мотивация - это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей.
Пирамида А. Маслоу.
В первую очередь руководителю необходимо стремиться к удовлетворению тех потребностей, которые находятся в нижней части «пирамиды». Это - приемлемый уровень оплаты труда, стабильность занятости, безопасность труда.
После этого можно подключать более «высокие» стимулы.
3 уровень. Социальные потребности
Давать работу, которая позволила бы сотрудникам общаться;
Создавать «дух единой команды»;
Проводить совещания;
Не разрушать неформальные группы, если они не приносят организации ущерба;
Создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
4 уровень. Потребности в уважении
Предлагать подчиненным более содержательную работу;
Высоко оценивать и поощрять достигнутые ими результаты;
Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений;
Делегирование полномочий;
Продвигайте подчиненных по служебной лестнице;
Обеспечивайте обучение и переподготовку.
5 уровень. Потребности в самореализации
Обеспечивать возможность для обучения и развития для наиболее полного использования из потенциала;
Доверять подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;
Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности.
Основные факторы, влияющие на мотивацию и результаты труда
Ожидание того, что затраченные усилия дадут желаемые результаты;
Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение;
Ожидаемая ценность награждения.
После зачисления в организацию, сотрудник направляется на вакантное место, где происходит его задействование, являющееся элементом процесса расстановки кадров - обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурам, подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей.
Ступени задействования:
I. Введение в должность (индивидуальное и коллективное) (ускорение освоения работы, адаптирование, помощь в установке контактов).
Курс ориентации: общей (информирование об организации в целом) или специальной (о подразделении).
Курс общей ориентации:
1) Общая организация в целом (виды деятельности, структуры, руководство прод., потребители, традиции, приоритеты, проблемы, нормы, отношения).
2) Об оплате труда.
3) О режиме труда и отдыха.
4) О дополнительных льготах.
5) Об охране труда и технике безопасности.
6) О вопросах, связанных с управлением персонала.
7) Об отношениях с профсоюзами.
8) О решении бытовых проблем.
9) Об экономическом положении организации.
Курс специальной ориентации (о подразделении, осмотр, знакомство с коллегами).
II. Адаптация - приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде.
В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция - полное приспособление к среде, идентификация - отождествление личных интересов и целей с общими.
Этапы адаптации:
1. Ознакомительный (1 месяц).
2. Оценочный (до 1 года).
3. Постепенная интеграция в организацию.
Роль руководителя (предварительная работа с будущими коллегами новичка, назначение опекуна). В течение первой недели руководителю желательно ежедневно встречаться с новичком.
По уровню адаптация бывает:
- первичная (для лиц немеющих трудового опыта);
- вторичная.
По направленности:
- профессиональная:
- психофизиологическая ( к условиям труда, режиму труда и отдыха):
- социально-психологическая ( к коллективу, руководству и коллегам, к реалиям).
Адаптация работы к человеку.
Стратегии руководителя:
1) Выжидательная (осторожность, изучение предшественника (через 100 дней активные действия).
Информация о работе Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции