Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:08, курс лекций

Описание работы

4 темы.

Содержание

Тема 1. Подготовка и организация высокотехнологичного производства
1.1 Производственный процесс и его структура
1.2 Основные принципы организации производственного процесса
1.3 Организация вспомогательных цехов и служб предприятия
1.4 Производственный цикл и его структура
1.5 Длительность производственного цикла
1.6 Виды движения партии деталей в производстве
1.7 Производственный цикл сложного процесса
1.8 Организация производственного процесса в пространстве
1.9 Производственная структура предприятия
1.10 Типы производства и их технико-экономическая характеристика
Тема 2. Поточные методы организации производства
2.1 Характеристика поточного производства и классификация поточных линий
2.2 Однопредметные непрерывно-поточные линии
2.3 Однопредметные прерывные поточные линии
2.4 Многопредметные поточные линии
2.5 Планировка поточных линий
2.6 Предпосылки и эффективность поточного производства
2.7 Методы управления производством и информационное обеспечение
2.8 Методы разработки и принятия управленческих решений
2.9 Методы управления персоналом, рациональная организация труда
Тема 3 Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства
3.1 Общая характеристика автоматического производства и виды автоматических линий
3.2 Производительность и компановка автоматических линий
3.3 Гибкие автоматизированные производства и гибкие производственные системы
Тема 4. Организация внутрифирменного планирования
4.1 Типы внутрифирменного планирования
4.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации
4.3 Система планов экономической организации
4.4 Организация внутрифирменного планирования
4.5 Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии

Работа содержит 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.rtf

— 11.00 Мб (Скачать)

     Комфортный психологический климат в коллективе;

     Формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;

     Минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов);

     Разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

     Рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

     Формирование корпоративной культуры.

     Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.

     В сфере управления типизация личностей играет важную роль. Можно предложить следующую классификацию типов личности:

     Аналитический тип, ориентированный на выполнение работы с большим удельным весом логики и анализа, характерный для ученых.

     Инженерный тип, характеризующий наклонности людей к выполнению расчетов, черчению, конструированию, программированию.

     Творческий тип, в котором преобладает образно-художественное восприятие мира с минимальными логическими обобщениями, характерный для деятелей литературы, искусства, музыки и др.

     Интеллектуальный тип, для которого внешние обстоятельства (сон, погода, ситуации, влечения) имеют доминирующее воздействие, более свойственный исполнителям, служащим, выполняющим работу с минимальным объемом обязанностей и ответственности.

     Темперамент является второй психологической характеристикой личности.

     Известны 4 основных темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

     Сангвиник - спокойный, уравновешенный, подвижный в поведении, самооценка соответствует оценке окружающих, уровень притязаний соответствует реальным возможностям. Отличается трудолюбием и высокой работоспособностью.

     Слабая черта: неумение перестраиваться в резко меняющихся ситуациях. Тип мышления: предметно-действенный.

     Флегматик - эмоционально устойчив, тип мышления преимущественно конкретно-образный, темп мышления замедлен, уровень притязаний ниже реальных возможностей, чрезвычайно устойчив к работе в условиях монотонии, для вхождения в новую среду требуется период адаптации 6-7 месяцев, преимущественный фон настроения - благодушный, выражение лица - «застывшее».

     Холерик - Эмоционально неустойчив, вспыльчив, мимика чрезвычайно подвижная, темп мышления ускорен, тип мышления - обостренно-логический, очень высокая коммуникабельность, сверхнормативная активность в короткий период чередуется с пуазами. Познавательные психологические процессы (внимание, восприятие, память, воображение) чрезвычайно подвижны. Уровень притязаний - выше реальных возможностей.

     Меланхолик - эмоционально чувствителен, склонен к волнениям, высокая внутренняя тревожность, стрессоустойчив при работе в размеренном ритме. Хорошо адаптируется к быстроменяющимся социальным ситуациям, хорошо чувствует партнеров по общению и создает для них обстановку повышенного эмоционального комфорта. Уровень притязаний ниже реальных возможностей.

     Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении.

     Экстраверт - чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерывает тип деятельности, иногда не закончив работу, если возникает новый собеседник, стимул, мотивация деятельности непостоянна и находится в прямой зависимости от мнения окружающих, выражены альтруистические наклонности, иногда ради других человек забывает себя. Типичные экстраверты: Петр I, Чкалов, киногерой Чаплина.

     Интроверт - замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений, поэтому иногда окружающим его действия кажутся вычурными и чудаковатым. Хорошо развита интуиция, очень точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем. Интроверт эмоционально холоден, бедная мимика и жесты настораживают собеседников и препятствуют откровенности в разговоре. Интроверты: Сталин.

     Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относят:

     Внушение - апелляция к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду (приводит человека к совершению поступка);

     Убеждение - аргументация и логическое воздействие на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

     Подражание (пример - передовик) -

     Вовлечение - работники становятся соучастниками процесса (выборы, собрание, соревнование)

     Побуждение - подчеркивание положительного качества работника, его квалификации и опыта, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии (доска почета, грамота, звания).

     Принуждение - желательно применять только в чрезвычайных обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, несчастным случаям.

     Осуждение - на человека, который допускает отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда которого неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

     Требование - имеет силу распространителя (если руководитель обладает авторитетом или властью).

     Запрещение - предполагает тормозящее воздействие на личность.

     Плацебо - прием внушения (врач прописал средство, утверждает, что именно оно даст нужный эффект. Психологический настрой больного на благоприятное воздействие прописанного лекарства часто приводит к положительному результату.

     На производстве - пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие либо действия, превозмогая боль, усталость, страх высоты и т.д. Видя это работники могут с такой же легкостью повторить показанные действия, не испытывая при этом неприятных ощущений. Если же наблюдатели заметят, что демонстрация осуществляется через силу, то эффекта не будет).

     Эффект плацебо удерживается лишь до первой неудачи, пока работники не поймут, что ритуальные действия, которые они так скурпулезно выполняли не имеют под собой реальной почвы.

     Порицание - обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас». В другом случае порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно следовать. Человек часто рассматривает этот прием как покушение на свою самостоятельность.

     Командование - применяется, когда требуется быстрое и точное исполнение без каких бы то ни было критических реакций. При выполнении команд не рассуждают.

     Обманутое ожидание - эффективно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должно сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.

     «Взрыв» - прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необъятностью.

     Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет». Как только собеседник скажет «нет», его очень трудно повернуть в обратную сторону. Метод назван именем древнегреческого философа Сократа, который часто пользовался им, стараясь вести беседу так, чтобы собеседнику было легче сказать «да».

     Намек прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии, аналогии. В некотором смысле формой намека может быть совет. Сущность намека состоит в том, что он апеллирует к эмоциям, а не к логике.

     Комплимент часто смешивают с лестью. «Лесть - это умение сказать человеку то, что он сам о себе думает» (французская пословица). Лесть приятна далеко не каждому. Комплимент никого не обижает, он всех возвышает. Лесть проста и понятна. Комплимент наталкивает на размышления.

     Похвала. Оказывает более сильное воздействие, чем осуждение.

     Просьба. Форма общения между коллегами, редко в отношениях между руководителем и подчиненным.

     Совет - сочетание просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий.

     Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде.

     5 основных форм поведения человека в социальной группе:

     «Ангельское» - отрицание зла и насилия, основной принцип «человек человеку друг, товарищ и брат». Таких людей очень мало.

     Способы воздействия: подражание, совет, просьба, похвала, комплимент.

     Высокоморальное, провозглашает человеческий добродетель, соблюдение только высоких принципов поведения (честность, порядочность, бескорыстность, щедрость, мудрость и др.)

     Нормальное, построено на выполнении принципов общественной морали, допускающее отклонение и недостатки («слаб человек»), признающее диалектическое единство добра и зла, власти и денег.

     Способы воздействия: внушение, вовлечение, убеждение, побуждение, похвала, просьба, порицание, плацебо, метод Сократа.

     Аморальное поведение, постоянно нарушающее моральный кодекс общества (пьян, бездельник, прогульщик …)

     Способы воздействия: принуждение, осуждение, убеждение, требование, внушение, взрыв.

     «Дьявольское» - абсолютно амбр., противоправное, противостоящее «ангельскому» (преступники).

     Способы воздействия: принуждение, осуждение, наказание, взрыв, запрещение.

     В условиях рыночной экономики возрастает значение различных факторов, которые воздействуют на эффективность, производства, так как в силу возрождающейся конкуренции результативность деятельности становится решающей предпосылкой существования и развития предприятий. Среди факторов эффективности существенное место занимает организация труда. Так, даже самое современное оборудование и высокопроизводительная техника не дадут желаемого результата при низкой организации их обслуживания и наоборот, при научной организации труда можно получить от соответствующего технического оснащения производства максимальный результат.

     Что же понимается под организацией труда на предприятии? Для ответа на этот вопрос необходимо знать, что термин «организация» имеет несколько значений.

     Под организацией труда понимают функцию управления, связанную с установлением, изменением упорядочением чего-нибудь. Это так называемый функциональный смысл термина «организация». В этом значении организация труда на предприятии - это действия по установлению или изменению порядка осуществления трудового процесса и связанных с ним производственных взаимодействий работников со средствами производства и друг с другом.

     Для этого отметим, что порядок осуществления трудового процесса предполагает, во-первых, установление цели деятельности; во-вторых, руководствуясь технологией производства, установление перечня производственных операций и их последовательности; в-третьих, разделение всех видов работ между работниками и установление между ними системы взаимодействия, т.е. определенной кооперации труда; в-четвертых, приспособление рабочих мест для удобства работы; в пятых, организацию обслуживания рабочих мест всякого рода вспомогательными работами; в-шестых, разработку рациональных приемов и методов труда; в-седьмых, установление норм труда и системы его оплаты. Для обеспечения соответствующей организации труда необходимы также создание на предприятии безопасных и здоровых условий труда, планирование и учет труда, воспитание дисциплины труда, подбор и подготовка кадров, что можно выразить в виде следующей последовательности, следующие мероприятия:

Информация о работе Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции